Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VII. Основные направления экономической проблематики в российских СМИ

1. Сегодняшний день средств массовой информации России тесно связан с освещением экономической жизни страны. В этой ситуации крайне важно, чтобы журналист, взявшийся писать на экономические темы, имел адекватное представление о процессах, происходящих в экономике страны, понимал, как строится политика государства, бизнеса, общественных институтов в этой области, как она отражается в итоге на жизни граждан, которые выступают как участники экономических отношений.

Сначала кратко охарактеризуем явление, к которому относится понятие экономика. Существуют несколько не подменяющих друг друга основных подходов: экономика это совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции; экономика это народное хозяйство данной страны или его часть; и, наконец, это понятие часто применяется для обозначения экономической науки, изучающей функционирование, структуру, закономерности существования экономики и взаимодействия экономических агентов общества в этой сфере.

Обращение к пониманию экономики как совокупности общественных отношений в области производства, обмена и распределения продукции требует сразу же признать, что в этом плане экономика тесно взаимодействует со всеми остальными процессами и элементами деятельности человека и общества: испытывая их влияние и воздействуя, в свою очередь, на них. Государство, например, (в условиях рыночной экономики) может выступать как собственник ряда субъектов производства и распределения, финансовых систем, и как регулятор экономической жизни общества в целом (путем проведения – прямо или косвенно – определенной экономической политики). В деятельности политических институтов (программах, избирательных лозунгах) общества выражаются разные подходы к целям и способам осуществления экономической политики государства, а в случае прихода той или иной политической силы к власти – в конкретных действиях государства. Как неоднократно отмечалось исследователями, духовная сфера жизни общества (традиции его, менталитет нации, конкретная духовная практика) зачастую оказывает реальное воздействие на ход и результаты, особенности экономической жизни общества. Вспомним, к примеру, классическое исследование Макса Вебера о роли протестантской этики в возникновении и развитии раннего капитализма в Европе и Северной Америке.

Таким образом, экономика как особая субъектно-предметная часть общественных отношений тесно связана с другими элементами общества. Более того, функционирование экономики порождает ряд феноменов, значимых в иных сферах жизнедеятельности. Так экономические интересы разных экономических агентов влияют на появление,

-100-

деятельность и функционирование отражающих эти интересы политических и социальных структур (партий, общественных организаций), на их программы и цели. Современная рыночная экономика, приобретшая всеобъемлющий характер, привела к коммерциализации, превращению по преимуществу в товар большинства продуктов современной культуры. Сходные процессы проходят и в сфере обыденной жизни людей.

Теперь обратимся непосредственно к самой экономике: совокупности ее элементов, правилам и целям функционирования различных экономических систем, ее структуре.

Теоретики экономики выделяют такие фундаментальные вопросы ее существования как ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО И КОГДА. Разные ответы на эти вопросы позволяют выделять разные типы экономических систем, то есть по-разному функционирующих взаимосвязанных экономических элементов, образующих экономическую структуру общества. В упрощенном виде выделяют традиционную, командную и рыночную модели экономических систем.Традиционная основана на натуральном, преимущественно сельскохозяйственном, производстве. Командная экономическая система основывается преимущественно на общественной (государственной) собственности на средства производства. Производство, обмен и распределение материальных благ управляются централизованно.

Упомянутые экономические системы существуют сегодня в рудиментарном состоянии. Основой современной мировой экономической системы выступает рыночная, которая выстраивается на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Как считает большинство экономистов, сегодня не существует чистых экономических систем, в большинстве развитых стран функционирует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех систем. Рыночная экономика здесь дополняется активной деятельностью государства (сообществ государств, например, ЕС), а также в небольшой степени традициями.

Субъектами рынка, в деятельность которого включено все население, являются согласно экономической теории три группыдомохозяйства (относящиеся к сектору потребления), фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, и государство как совокупность институтов, имеющих политическую и юридическую власть для контроля за хозяйственными субъектами и рынком.

Кроме того, рыночная экономика порождает инфраструктуру и структуру рынка. К инфраструктуре рынка относятся институты, системы, службы, которые опосредуют движение товаров и услуг, обслуживают рынок и обеспечивают его нормальное функционирование (например, банки, предприятия торговли, биржи, аудиторские и консалтинговые фирмы, информационные центры и т.д.). Кстати, этот подход позволяет рассматривать и журналистику в целом (но разные ее части в разной степени) как часть инфраструктуры рынка. Что касается рыночной структуры, то это внутреннее строение, расположение отдельных элементов рынка. Они классифицируются с самых разных точек зрения. Так, по объектам рыночных отношений выделяют рынок промышленных товаров, рынок сырья, ценных бумаг, потребительских товаров и услуг и т.д. Выделяют также рынок покупателей и продавцов. По географическому показателю можно говорить о мировом рынке, региональном,

-101-

национальном, местном. Рыночная структура включает использование и отраслевого признака, характера продаж, соответствие (или несоответствие) действующему законодательству (например, «теневой» рынок).

Завершая краткое описание экономической системы и ее основных составляющих, следует сказать, что ее функционирование осуществляется на двух уровнях – макро и микро. На первом объектом изучения (в том числе и способами, характерными для журналистики) является экономическая система в целом и ее крупные сектора: например, национальный доход, экономический рост, общий уровень занятости, национальные сбережения и пр. Микроэкономика отражает поведение отдельных экономических объектов: потребителей, инвесторов, работников, фирм и т.д. Между двумя этими частями экономики в современном обществе усиливается взаимосвязь. Так, к примеру, сегодня мы наблюдаем, как укрепление курса российского рубля сказывается на действиях отдельных экономических субъектов: экспортеров и импортеров товаров, политике внутренних производителей, поведении покупателей и т.д.

2. Перед переходом к анализу места и функций журналистики в сфере экономических отношений и экономической деятельности в России необходимо тезисно описать изменения, происходившие в стране последние десятилетия, и, прямо или косвенно, отразившиеся на экономике, в частности. Кратко эти изменения можно охарактеризовать как смену парадигмы развития и функционирования российского общества и государства. Эта смена происходила не в самых благоприятных условиях и самый характерный пример – распад Советского Союза как самая крупная геополитическая катастрофа второй половины XX в. Попытки реформировать политическую и экономическую систему страны на базе существовавших политических и экономических структур также (в отличие, к примеру, от Китая) оказались мало удачными. В силу ряда политических, экономических и социальных причин объективного и субъективного характера (резкое падение цен на нефть, крайняя милитаризованность советской экономики, неудачное политическое и экономическое руководство страной в последние годы Советской власти, внутриполитическая борьба во второй половине 80-х гг. прошлого века). В результате, период трансформации страны начался в условиях слабости нового российского государства, распада прежней идеологической и политической системы, глубокого и системного экономического кризиса, что в совокупности повлекло за собой крайне неблагоприятные социальные последствия. Стоит напомнить, что в начале 90-х гг. прошлого века ВВП страны упал наполовину, золотовалютные резервы стремились к нулю, страна накопила за 80–90-е гг. огромный внешний долг.

В результате, трансформация экономики и экономических отношений носила во многом вынужденный, хаотичный характер. Узловыми пунктами этого процесса явились либерализация цен на большую часть производимой продукции, введение рыночного курса рубля. Что повлекло за собой дальнейший экономический спад, рост инфляционных процессов и, как результат, резкое падение жизненного уровня большинства населения страны, постоянный дефицит бюджета. Проведенная затем приватизация, как неоднократно отмечал один из ее отцов, Анатолий Чубайс, преследовала изначально политическую цель – создание в России мощного слоя собственников.

-102-

Но возникновение в ведущих отраслях страны (прежде всего, добыче ресурсов) по сути назначенных властью собственников (через систему залоговых аукционов) привела к появлению такого политико-экономического феномена как олигархия. А неспособность большинства населения к деятельности в новых экономических условиях обрекла на неудачу ваучерную приватизацию с ее политической и экономической целью создания массового среднего класса собственников.

Но, несмотря на крайнюю сложность и запутанность происходившей в стране политико-экономической трансформации, сопровождавшейся ожесточенной политической борьбой, постепенно происходит выстраивание (хотя и крайне медленное и неравномерное) новой экономической системы. Частная собственность постепенно становится ведущим звеном экономики (сегодня 60% ВВП России производится ею), развивается сеть финансовых институтов, становится многочисленным средний класс в лице менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев управления экономикой, развивается инфраструктура и структура российского рынка. Дефолт 1998 г., несмотря на его печальные последствия для финансовой системы страны, для мелкого и среднего бизнеса, для благосостояния граждан, привел, в конечном счете, к оздоровлению российской экономики.

Последние годы характерны для страны следующими политическими и социально-экономическими обстоятельствами:

Ÿ политической стабилизацией, связанной с усилением политической власти государства и резким ослаблением олигархической верхушки;

Ÿ улучшением внешнеэкономических обстоятельств России (резкое повышение цен на энергетические ресурсы страны);

Ÿ устойчивым и высоким ростом ВВП России, в том числе в сфере промышленного производства;

Ÿ ростом бюджета страны и его профицита;

Ÿ последовавшим вследствие всего этого улучшением условий жизни населения, осуществлением ряда крупных социальных программ.

Конечно, развитие страны еще носит весьма противоречивый характер: высок уровень бюрократизации управления, крайне высока коррупция, противоречивы результаты усиления роли государственных предприятий в экономике страны. Но в целом можно говорить о том, что экономическое развитие страны, взаимодействие экономики с другими сферами жизни общества приняли достаточно устойчивый характер. Одновременно выстраиваются устойчивые информационные связи, характеризующие взаимодействие экономики с другими элементами общества и информационное взаимодействие внутри экономической системы между ее субъектами. Частью этой информационной системы выступает и российская журналистика.

3. Экономические отношения очень рано стали предметом информационного интереса общества в целом и различных субъектов экономической деятельности. Вспомним только один факт. Первые информационные издания в Европе носили во многом экономический характер (например, издания знаменитого в свое время банкирского дома Фуггеров). По мере развития журналистики в мире происходит следующее: возрастает объем и качество используемой ею в интересах общества финансово-экономической информации, возникают и развиваются

-103-

издания, обслуживающие разнообразные интересы субъектов экономической деятельности. Экономическая информация становится составной частью всех средств информации (сегодня – от газет до Интернета). Существование сложных и разветвленных экономических отношений порождает массу новых способов передачи экономической информации, резко повышает ее значимость, делая ее, в конечном счете, одним из важнейших товаров в системе современной рыночной экономики. Стоит напомнить, что появление рекламы, этого своеобразного информационного продукта, резко сказалось на условиях существования журналистики в целом, превратив ее самою в значимый продукт рыночной экономики.

Развитие российской журналистики в целом, и экономической, в частности, проходило в стране в рамках мировой парадигмы, то есть становления и усложнения рыночной экономики. Этот процесс был прерван, как известно, в 1917 г. Но как не парадоксально, это не прервало существование и развитие журналистики экономической. Просто она получила новые функции, цели и средства их осуществления от новой политико-экономической системы. Говоря короче, она стали информационным агентом командовавшей экономикой политической системы.

Экономическая проблематика присутствовала в советской журналистике с самого момента ее возникновения. Она была представлена в большом спектре изданий: общесоюзных, общеполитических («Правда», «Известия» и т.д., республиканских, областных и местных; была создана (видоизменяясь со временем) система специализированных изданий (газеты «Экономическая газета», «Социалистическая индустрия», «Советская торговля», система многотиражных изданий предприятий и пр.) Обязательные отделы промышленности, сельского хозяйства существовали практически в каждой газете, на радио и телевидении.

В рамках созданной политико-экономической системы журналистика выполняла, прежде всего, контролирующие, мобилизационные функции в сфере экономической деятельности от лица управления данной системой. Была представлена в ней частично и информационная функция (но в искаженном виде).

В истории экономической проблематики советской журналистики, имевшей большое общественно-политическое значение, были и периоды проблемно-аналитического подхода к этой теме. В двадцатые годы XX в. они были связаны с отражением фракционной борьбы внутри правящей коммунистической партии, которая касалась и хода, масштабов, методов развития и управления создававшейся социалистической экономикой. В 60-е гг., когда советская экономика вступила в фазу перманентного кризиса, перемежавшегося с периодами подъема, журналистика зачастую использовалась сторонниками разных взглядов на реформирование и развитие социалистической экономики. Можно вспомнить, например, дискуссию вокруг реформ, предлагавшихся группой сторонников тогдашнего председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, ожесточенные споры сторонников жестко централизованной плановой экономики и первого в стране варианта рыночного социализма. Все эти споры стали жертвой благоприятной конъюнктуры на мировом рынке нефти и политики, получившей образное название «застоя». Но, в конечном счете, они (как и идеологические дискуссии будущих либералов, почвенников, государственников и т.д.) стали основой будущего

-104-

многообразия в политической и экономической, духовной сферах общества.

Однако, перед этим обществу, и журналистике, в частности, пришлось пережить сложный и неоднозначный период перестройки. Именно перестроечная экономическая журналистика породила жанр расследовательской журналистики в экономической сфере, под знаменем которой проходила ожесточенная критика словом сложившейся экономической системы, отрицалась ее возможность саморазвития, предлагались некоторые весьма абстрактные экономические модели будущего. В этом во многом сказывался утопический, оторванный от реального опыта рыночной экономики на Западе взгляд советских сторонников рыночной модели. В результате экономисты и экономические журналисты сумели способствовать разрушению командной экономической системы, но оказались бессильны помочь обществу в создании новой. Тем более, что степень изолированности всех политических и экономических субъектов деятельности в Советском Союзе от передового мирового опыта была самой длительной и самой тотальной.

Поэтому период становления рыночной экономики в России, получивший название «дикого капитализма», проходил практически без влияния журналистики как явления, отражающего консолидированные и достаточно проявленные интересы общества в целом. Сказалась на этом постоянно проявлявшаяся в прессе борьба политических группировок, экономических группировок и кланов.

Этот период можно рассматривать как достаточно трагичный именно для экономической журналистики, основанной, прежде всего, на конкретных, точных фактах, на конкретном знании.

Но естественно, что со временем, интересы групп, объединенные национальной идеей, государством, ценностями гражданского общества начинают сближаться, создавая тем самым платформу для возникновения национальной экономической журналистики. Можно также предположить, что начало этому процессу положили лидеры новой экономической журналистики, не имевшие исторических связей с предыдущим периодом функционирования отечественных СМИ.

4. «Коммерсант» официально начинался как информационный кооператив «Факт», который был зарегистрирован 15 июня 1988 г. В. Яковлевым. Весной 1989 г. «Факт» превратился в информационное агентство «Постфактум», а уже в декабре вышел пилотный номер еженедельной газеты «КоммерсантЪ».

Успех к изданию пришел, на наш взгляд, во многом потому, что В. Яковлев восстановил статус факта как основы журналистики вообще и деловой, экономической, в частности. При профессиональной работе с фактом невозможны двойные стандарты ни в одной области деятельности редакции. Новая журналистика потребовала новых подходов в работе с контентом, со способами подачи информации, с жанровой палитрой. В «Коммерсанте» в те годы всеми доступными способами борются с «писательщиной», с попытками подменить конкретные факты лирическими отступлениями, историческими параллелями и пр. Возникает технология «жесткого макета», в котором весь номер был поделен на постоянные рубрики, что, с одной стороны, делало издание более профессиональным, технологичным, с другой – упрощало жизнь читателям. Именно в «Коммерсанте» реализуется принцип «перевернутой пирамиды»,

-105-

появляется «лид» (lead – англ.), отвечающий на вопросы что? где? когда? Зарождается стиль «только факты». Издание внедряет в повседневную практику ссылки на источники информации – «мнения экспертов», и «наблюдателей», кардинально меняет роль заголовка в журналистском тексте, превращая его в «локомотив» читательского интереса. Зарождается особая стилистика, появляется своя интонация, которая потом многие годы выгодно отличает «КоммерсантЪ» от неизбежно возникших конкурентов.

Работа на поле экономической журналистики подразумевает экономическую самостоятельность и финансовую состоятельность издания, работу редакционного коллектива как рыночного механизма. Именно в «Коммерсанте» были заложены и во многом реализованы подходы к возникновению регулярного менеджмента в повседневной деятельности редакции. Менеджмента, основанного на процедурах, нормативных редакционных документах.

«КоммерсантЪ» дал жизнь журналу «Эксперт». В июне 1995 г. группа журналистов, наладивших издание иллюстрированного еженедельного журнала «КоммерсантЪ-weekly» (в это время газета ушла в ежедневную нишу и стала называться «КоммерсантЪ-daily») решила начать собственное дело. При поддержке В. Потанина, выделившего стартовый капитал, был создан журнал «Эксперт», первый номер которого вышел уже в июле 1995 г.

Надо сказать, что издание сразу громко заявило о себе, продекларировав ряд принципов, уже ставших непривычными для российской журналистики: неангажированность, работа на целевую аудиторию, максимальная беспристрастность и точность в подаче фактов. Несмотря на все трудности, опираясь на наш взгляд, даже не на строго выверенные технологии, а больше на интуицию лидеров, «Эксперт» выстроил к 2000 г. оригинальную систему добычи и интерпретации факта в интересах своей целевой аудитории.

Это были, безусловно, «прорывные», инновационные медиа-продукты, впервые внедренные в российской прессе, пионерные медиа-технологии, основанные на переработке оригинальной, самостоятельно добытой фактуре, на точном, конкретном знании. Очень скоро «Эксперт» оценил не только этическую состоятельность подобных подходов, но и их коммерческую привлекательность – до 80% рекламных продаж стали инициироваться спецпроектами и спецприложениями – продуктами рейтингового агентства. «Эксперт» не останавливается на достигнутом – выпускает в свет знаменитую книгу «Семь нот менеджмента», в 1998 г. проводит первый конкурс годовых отчетов. В 1999 г. запускается первый региональный проект – «Эксперт. Северо-Запад». Это решение сыграло во многом решающую роль в становлении современной информационной группы «Эксперт», заложив основы ее региональной экспансии. Некоторое время спустя были открыты «Эксперт-Урал», «Эксперт-Сибирь», «Эксперт-Казахстан», «Эксперт-Волга», «Эксперт-Украина», сформировалась оригинальная медиа-структура, не имеющая по своему устройству аналогов на российском информационном пространстве.

Роль и место «Эксперта» в становлении экономической российской журналистики сегодня не менее значимо, чем роль «Коммерсанта». Связанные между собой происхождением, одной школой, каждый в итоге развил свое направление. До сегодняшнего дня нет в своем сегменте равных ежедневной газете «КоммерсантЪ», так же как и при

жесточайшей конкурентной борьбе «Эксперт» не уступает звания самого влиятельного делового еженедельника России.

Картина становления экономической журналистики была бы неполной без рассказа об РБК (РосБизнесКонсалтинг). Информационное агентство с таким труднопроизносимым названием было зарегистрировано в 1993 г. В 1995 г. агентство создает свой сервер в Рунете, в 1996 позиционирует его как информационную онлайн-систему, транслирующую ход торгов с российских торговых площадок. Надо сказать, что с этого момента РБК несколько раз «угадывает» рынок, умело расшифровывает его посылы, чувствует основные тренды. Главная удача – перед самым кризисом 1998 г. создается мощный портал, а во время кризиса – дается бесплатный доступ на него любому желающему. Решение судьбоносное, определившее лидерство РБК в своей рыночной нише на многие годы вперед. Свободный доступ на портал вызвал настоящий бум посещений, который диверсифицируется в прибыльный бизнес – интернет-рекламу. Именно с 1998 г. РБК не уступает свое лидерство в Рунете по посещаемости (до 4 млн. посещений в месяц).

Сегодня РБК – лидер в области масс-медиа и разработки программных решений для среднего и крупного бизнеса. Два направления деятельности РБК – масс-медиа и IT – поддерживают и стимулируют друг друга. Компании принадлежат 100% акций компаний «РосБизнесКонсалтинг», «РБК Холдинг», «РБК СОФТ», «РБК-Центр», «РБК-ТВ». На сегодняшний день 62% дохода РБК приносят медиа-услуги, 38% – программирование и системная интеграция. В 2002 г. РБК провел первичное публичное размещение акций (IPO), а в 2003 – запустил российское бизнес-телевидение, которое уже вышло на прибыльный режим, также были запущены проекты «РБК-Украина» и «Утро-Украина», которые также чрезвычайно динамично развиваются. В 2006 г. холдинг вышел в сегмент печатных СМИ – был запущен журнал «РБК» и газета «РБК-daily».

5. Успех первых деловых изданий, начавших работать в начале и середине 90-х гг. прошлого века, вызвал в конце 90-х лавинообразный выход изданий на рынок экономической и околоэкономической прессы. «Профиль», «Компания», «Русский фокус», «Еженедельный журнал» – всех не упомнить. Надо сказать, что и лидеры не стояли на месте: «КоммерсантЪ» трансформировался в издательский дом, который помимо одноименной газеты сегодня издает «Коммерсант-Украина», журналы «Деньги», «Автопилот», «Молоток», «Коммерсант-Власть», множество специальных и отраслевых приложений, одиннадцать региональных приложений. Газета перешла на цвет и по прежнему остается одним из самых доходных медиа-проектов России (по данным, приводившимся в различных интервью, около 150 млн. руб. чистой прибыли в год).

«Эксперт» за время с 2000 г. продолжил, как мы уже говорили, региональную экспансию, открыв приложения «Эксперт-Урал», «Эксперт-Сибирь», «Эксперт-Казахстан», «Эксперт-Украина», «Эксперт-Волга», продолжает издавать начатый еще в 1996 г. «Эксперт-Оборудование». При активном участии «Эксперта» создан Институт общественного проектирования. За последние годы был запущен и стал популярным Конкурс русских инноваций, приступило к работе маркетинговое агентство «Эксперт-Дата», продолжается многолетнее исследование,

-107-

посвященное российскому среднему классу, был запущен информационный портал «Эксперт Online 2.0», Инновационное бюро «Эксперт», задумана и начала осуществляться активная экспансия в Интернет. Финансовый годовой оборот проектов «Эксперта» (по разным открытым источникам) достиг примерно 20 млн. дол. США. Тем не менее, «Эксперт» за это время также пережил смену собственников – сначала журналистский коллектив в 2005 г. выкупил пакет у «Проф-Медиа» и стал владельцем 100% акций своего бизнеса. Затем пакет был выкуплен у основной массы владельцев тремя ключевыми собственниками, занимающими одновременно ведущие менеджерские позиции в проекте – В. Фадеевым, главным редактором журнала; А. Приваловым, генеральным директором ЗАО «Эксперт» и Т. Гуровой, первым заместителем главного редактора журнала. После этого летом 2006 г. было объявлено о продаже 30% пакета структурам Олега Дерипаски. В планах группы «Эксперт», так сейчас называется многопрофильное медийное хозяйство, дальнейшее развитие бизнеса и создание медиа-холдинга, в составе которого, как было сообщено в официальном пресс-релизе, получат развитие как новые издательские проекты, так и проекты в области интернета и телевидения. Схема сделки выглядит так: «...все активы группы «Эксперт» передаются новой компании «Медиа-холдинг „Эксперт“». Новая компания осуществляет дополнительную эмиссию акций в размере блокирующего пакета. Эмиссия выкупается Русско-Азиатской инвестиционной компанией (РАИнКо), подконтрольной Олегу Дерипаске. Деньги направляются в инвестиции. Другие два источника инвестиций – текущая прибыль и долгосрочная кредитная линия» [3].

По данным того же источника, объем инвестиций составит порядка 1,4 млрд. рублей (50 млн. дол.) на ближайшие пять лет. Предполагается, что реализация уже запланированных проектов позволит через четыре года достичь уровня выручки 3 млрд. рублей. Минимальная оценка ежегодной прибыли медиа-холдинга через пять лет – 600 млн. рублей.

Цели, которые ставит на ближайшие годы «Эксперт» весьма амбициозны – планируется довести тираж журнала «Эксперт» до 120 тыс. экземпляров (сейчас 70−90 тыс.), также планируется продолжить развитие сети региональных и зарубежных отделений – в Воронеже, Ростове-на-Дону и других городах.

На основе нового информационно-аналитического портала, посещаемость которого будет доведена до 150 тыс. посещений в день, планируется сформировать целое семейство сайтов: о личных финансах, о кино и книгах, англоязычный информационно-аналитический сайт, информационные b2b−ресурсы.

Подобная активность лидеров экономической, деловой журналистики, их успехи, как мы уже говорили, вызвал живейший интерес со стороны множества потенциальных издателей. В России стали появляться все новые и новые игроки, рассчитывающие на интерес со стороны деловой аудитории.

Говоря о представленности экономической информации в современной прессе, мы должны выделить три аспекта этой проблемы: экономическая информация в федеральной общеполитической прессе; она же в региональной и местной прессе; и, наконец; существование и активное развитие такой разновидности прессы как деловая. Каждая из

-108-

этих разновидностей российской журналистики выполняет свои тематические и иные обязанности в сфере экономики.

Говоря о федеральных общеполитических изданиях, мы должны выделить те экономические направления, которые наполнены, помимо экономики, и политическим, социальным и другого рода смыслом. При этом надо помнить, что само описание тех изданий, которые или частично, или полностью связаны со сферой экономики, говорит об огромности и разнообразии того проблемно-тематического поля, в рамках которого функционирует экономическая информация.

Говоря о наличии экономической информации в общественно-политических изданиях, мы выделяем, прежде всего, направления, имеющие общегосударственный, макро-общественный и международный смысл. Речь, прежде всего, идет о таких темах:

Ÿ бюджетный процесс в РФ, его организация, механизмы, формирующие принятие и последующее исполнение бюджета России;

Ÿ национальные проекты, их ход и вся проблематика, связанную с ними;

основные экономические программы правительства РФ, строящиеся на основании принятого бюджета;

Ÿ тема естественных монополий (Газпром, РАО ЕС, ОАО РЖД и т.д.);

Ÿ частно-государственное партнерство, объявленное «столбовой» дорогой развития российской экономики;

Ÿ создание и функционирование государственных корпораций, отражающих повышение роли госкапитализма в экономике страны;

Ÿ тема «бедных и богатых», тесно связанная со всеми вышеперечисленными темами. Стоит особо отметить, что российская пресса пока не в состоянии адекватно развить именно это направление как систематическое и обращается к нему только в периоды обострения политической жизни, часто в конъюнктурных интересах того или иного «заказчика»;

Ÿ тема «среднего класса» как логическое продолжение темы предыдущей. Считается, что остроту процесса общественной поляризации как раз снимет возникновение «среднего класса», постепенное осознание им своей общественной миссии как стабилизирующего элемента гражданского общества;

Ÿ тема взаимосвязи криминалитета и российской экономики, коррупционной составляющей в процессах современного экономического строительства в России;

Ÿ тема взаимоотношений России и СНГ в свете попыток восстановления единого экономического пространства бывшего СССР и как следствие – укрепления позиций России в глобальном мироустройстве;

Ÿ тема создания образа экономической России в зарубежных СМИ. Успех экономических реформ во многом зависит от того, каков сегодня образ России вне ее границ, как ее воспринимает мировое общественное мнение и деловые круги других стран, насколько они готовы учитывать интересы России в глобальных экономических раскладах;

Ÿ тема взаимодействия России и остального мира в свете глобальных мировых экономических процессов;

Ÿ участие граждан страны в финансово-экономической деятельности путем вложения сбережений в банковскую систему, покупки акций и т.д.

-109-

Системная трансформация привела к возникновению в стране новых социальных групп и общностей, в частности делового сообщества, то есть людей, занятых в управлении общественным производством, в бизнесе. Новая социальная общность породила новые информационные потребности, вызвала к жизни новый тип коммуникаций, механизмом осуществления которой и является сегодня деловая пресса.

Массивы информации, с которой работает деловая пресса, охватывают все сферы человеческой деятельности. Центром притяжения в этой системе коммуникаций является хозяйственная деятельность человека. Поскольку она является основой его существования, мы можем говорить о всеобъемлющем характере деловой информации. Именно этим обстоятельством определяется широта тематической палитры деловой прессы.

Спектр интересов деловой прессы постоянно растет. Развитие рыночных отношений ведет к расширению бизнес-коммуникаций, характер и структура которых подвижны во времени. Растущие потребности в таких коммуникациях порождают новые виды изданий и дают мощный импульс для развития изданий известных, обеспечивая их переход в новое качество. Так, например, очевиден успех специализированных и узкоспециализированных изданий в сегменте деловой прессы. Резкий рост их численности с середины девяностых годов отразил стремительно растущий спрос на специализированную экономическую информацию в условиях формирования и развития рынка.

На структуру бизнес-коммуникаций влияет также усложнение социальной структуры общества и усложнение информационного взаимодействия людей. Раньше условия роста компании обеспечивались, в основном, расширением сбыта, а значит – воздействием на потребителя. Сегодня ни одна компания не может ограничиться этим. Важнейшим условием роста становится гармонизация отношений по всему спектру взаимодействия бизнеса и общества. И в этом спектре отсутствует иерархия приоритетов. Все направления взаимодействия одинаково важны.

Рост объемов информации оказывает влияние на иерархию функций прессы. Здесь меняются приоритеты. Пресса все реже встает в позу «учителя жизни» и все в большей степени выполняет функцию лоцмана в информационном море. Она формирует структурированные информационные потоки. Именно этот процесс отражает рост специализированных изданий. Подобно тому, как в промышленности производители все больше и больше сегментируют потребителей, пресса сегментирует аудиторию – по тематике, по гендерному распределению, по возрасту, по образованию, по уровню доходности и так далее.

Сегментация читательских аудиторий ведет к росту видового разнообразия деловой прессы. Мы можем говорить о двух противоположных тенденциях в тематической и информационной палитре, присущих деловой прессе. Есть универсальные деловые издания и специализированные. Например, газеты «Ведомости» и «Коммерсант» в системе деловой прессы являются универсальными, поскольку они стремятся отразить весь спектр текущей деловой информации, то есть отвечают базовому принципу универсальной модели – «отовсюду обо всем». Соответственно, тематическая палитра этих изданий также носит универсальный характер.

 

Вместе с тем, усложнение конкуренции на рынках вызывает все большую потребность в специальных знаниях. Отвечая на эту потребность, деловая пресса создает все более специализированные источники информации, тематическая палитра которых строго ограничена заявленной тематикой.

Среди журналистов распространено представление о том, что деловая пресса нацелена на людей, принимающих ответственные решения в сфере экономики, бизнеса и политики.

Действительно, в аудитории деловых СМИ всегда присутствуют ответственные государственные служащие, руководители фирм и компаний. Однако их численность в составе аудитории обычно не является определяющей. Социальной базой читательской аудитории деловой прессы являются специалисты, то есть лица, причастные не к принятию решений, а к их подготовке, выработке. Это, прежде всего, люди из групп организаторского труда – образованные, социально активные, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...