Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии.




ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по возрастной психологии

© Хохлов Н.А.

Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии.

Ее теоретическое и практическое значение.

 

Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития.

 

Теоретическими задачами психологии развития являются:

1. Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии.

2. Построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Периодизация проявляет и делает «прозрачными» представления той или иной теории о механизмах развития.

3. Определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития.

4. Определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий. Метафора «психологический портрет возраста» делает очевидной эту задачу.

Важнейшей задачей возрастной психологии является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Соответственно, можно выделить ряд частных задач, специфических для каждой возрастной стадии.

Например:

· В каком возрасте следует начинать школьное обучение?

· Как определить психологическую готовность ребенка к школе?

· Что обеспечивает прогрессивное развитие личности в старости?

· Как пережить кризис середины жизни?

 

 

Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей органа, системы, организма.

 

Развитие – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры.

 

Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом.

 


 

Особенности наблюдения и эксперимента в психологии развития и возрастной психологии.

 

Наблюдение – точное и систематическое наблюдение в течение более-менее длительного природа времени за особенностями поведения и деятельности ребёнка в естественных, специально не изменяемых условиях.

 

Требования к наблюдению:

· Определение цели наблюдения

· Систематичность

· Объективность

· Ребёнок не должен знать, что за ним наблюдают

 

Используется метод включённого наблюдения – исследователь выполняет какую-либо деятельность в том же помещении, где находится испытуемый. В данном случае необходимо создать легенду своего пребывания там.

 

Виды наблюдения:

В зависимости от того, кто наблюдает:

· самонаблюдение

· объективное наблюдение

В зависимости от систематичности:

· сплошное

· выборочное

В зависимости от позиции наблюдателя:

· внешнее

· включённое

· параллельное (резко уменьшает вероятность ошибки)

 

 

Метод эксперимента остаётся ведущим методом в изучении детского развития.

Эксперимент – решение испытуемыми задач в специально контролируемых условиях.

Характеристики метода эксперимента:

· контроль условий

· выделение независимой и зависимой переменных

· экспериментальная и контрольная группы

· последовательность этапов исследования от претеста к посттесту

Использование эксперимента в отношении ребёнка всегда подразумевает наличие опасности в том, что ребёнок будет выполнять не ту задачу, которую ему дал экспериментатор.

По Эльконину, существуют четыре установки ребёнка в отношении решения задачи:

· адекватное принятие задачи

· подмена задачи коммуникацией

· подмена задачи исследованием своих возможностей

· отказ от выполнения задачи в силу её бессмысленности для испытуемого (по Кёлеру, сверхтрудная задача обессмысливает действие)

 

Виды эксперимента:

· лабораторный – специально созданная ситуация, использование приборов

· естественный – отвечает требованию экологической валидности
(У. Бронфенбреннер)

· педагогический/обучающий – оценка развивающего эффекта учебных программ


 

Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии.

Стратегии исследования:

· Констатирующая – развитие – стихийный естественный процесс; позиция наблюдателя внешняя.

· Формирующая – развитие – процесс усвоения социо-культурного опыта; исследование – управляемое моделирование форм сотрудничества ребёнка с взрослым в ходе усвоение опыта.

 

Формирующую стратегию предложил Л.С. Выготский. Концепция Выготского – развитие ребёнка происходит в социуме. Развития вне культуры быть не может. Закон развития ВПФ. Усвоение культурных средств.

Формирующая стратегия подразумевает целенаправленно моделирование общения ребёнка с взрослым, целью которого является усвоение культурно-исторического опыта.

3 этапа развития формирующей стратегии исследования развития:

1. Генетико-моделирующий метод – моделирование развитие ВПФ (Выготский)

2. Моделирование процесса преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность (Леонтьев)

3. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)

Пиаже отстаивал необходимость констатирующей стратегии, развитие ребёнка спонтанно и любое вмешательство в него нежелательно.

Гальперин писал, что констатирующая стратегия предполагает абсолютизацию стихийного характера развития. Этому подходу, по его мнению, надо противопоставить концепцию поэтапного формирования психических действий.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...