Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип дискриминации и сравнительных суждений




После иерархического или сетевого воспроизведения проблемы необходимо установить приоритеты критериев и оценить каждую из альтернатив по критериям, выявив самую важную из них. Для этого применяется принцип парных сравнений. В МАИ элементы задачи сравниваются попарно по отношению к их воздействию («весу», или «интенсивности») на общую для них характеристику.

Допустим, что n видов действия или объектов рассмативаются группой экспертов. Предположим, что цели группы следующие:

· высказать суждения об относительной важности этих объектов;

· гарантировать такой процесс получения суждений, который позволит количественно интерпретировать суждения по всем объектам.

Метод получения из количественных суждений группы (т.е. из относительных величин, ассоциируемых с парами объектов) множества весов, ассоциируемых с отдельными объектами, приводится ниже. Эти веса должны отражать количественные суждения группы. Пусть С1, С2,..., Сn - совокупность объектов (возможных действий). Количественные суждения о парах объектов Сi, Сj, представляются матрицей размера n.

Сравнивая набор составляющих проблемы друг с другом, полу­чаем следующую квадратную матрицу:

A = .

Элементы aij связаны следующими правилами:

- Правило 1. Если aij =a, то aji =1/a, a¹ 0.

- Правило 2. Если суждения таковы, что Сi имеет одинаковую с Сj относительную важность, то aij=l, aji=l; в частности aii=l для всех i.

Очевидно, что эта матрица имеет свойства обратной симметрич­ности, т. е.

aij=l/ aji

В соответствии с этим матрица А имеет вид:

.

После представления количественных суждений о парах Сi, Сj в числовом выражении через aij задача сводится к тому, чтобы n возможным действиям С1, С2,..., Сn поставить в соответствие множество числовых весов w1, w2,..., wn, которые соответствовали бы зафиксированным суждениям.

Пусть С1, С2,..., Сn - множество из п элементов и w1, w2,..., wn —соответственно их веса, или интенсивности. В МАИ сравнивается вес или интенсивность важности каждого элемента с весом или интенсивностью важности любого другого элемента множества по отношению к общему для них свойству или цели. Сравнение весов можно представить следующим образом:

Квадратная матрица имеет полезные характеристики, такие, как собственные векторы и собственные значения. Смысл таких вычислений в МАИ заклю­чается в том, что они определяют способ количественного определения сравнительной важности факторов или результатов проблемной ситуации. На факторах с наибольшими величинами важности будет сконцентрировано внимание при решении проблемы или разработке плана действия.

Важно понять, что если w1, w2,..., wn неизвестны заранее, то попарные сравнения элементов производятся с использованием субъективных суждений, численно оцениваемых по шкале (которая будет описана позже), а затем решается проблема нахождения компонент w.

Когда проблемы представлены иерархически, матрица состав­ляется для сравнения относительной важности критериев на вто­ром уровне по отношению к общей цели на первом уровне. Подоб­ные матрицы должны быть построены для парных сравнений каж­дой альтернативы на третьем уровне по отношению к критериям второго уровня. Матрица составляется, если записать сравнивае­мую цель (или критерий) вверху и перечислить сравниваемые эле­менты слева и сверху.

Матрица сравнения для второго уровня иерархии выглядит следующим образом:

 

Цель Критерий 1 Критерий 2 Критерий N
Критерий 1        
Критерий 2        
       
Критерий N        

 

Для проведения попарных сравнений третьего уровня иерархии необходимы следующие матрицы:

Критерий 1 Альтернатива 1 Альтернатива 2 Альтернатива М
Альтернатива 1        
Альтернатива 2        
       
Альтернатива М        

 

 

Критерий N Альтернатива 1 Альтернатива 2 Альтернатива М
Альтернатива 1        
Альтернатива 2        
       
Альтернатива М        

 

Если существует шкала сравнений, т. е. име­ется некоторый способ измерения, то данные могут использоваться для проведения сравнений. Иначе говоря, строки и столбцы заполняются экспертными оценками, полученными в результате субъективных, но продуманных сужде­ний эксперта (индивидуума) или группы, решающей проблему. Шкала для измерения таких суждений приведена ниже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...