Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие мобильных жилищ. Стационарные поселения оседлых племен




 

В развитии мобильных жилищ прослеживается определенная схема – от примитивных ветровых заслонов до довольно сложных построек, отдаленно напоминающих своды и купола:

«На крайнем юге Америки, у жителей Огненной Земли, можно встретить простейшие укрытия от ветра или сферические шалаши, составленные из прутьев и веток, воткнутых в землю и связанных в вершины; обычно эти постройки бывают овальными или круглыми в плане. Остов покрывается травой или мхом, иногда обтягивается шкурами. Такое жилище крайне примитивно. Несколько севернее, у жителей пампы можно встретить и жилища с котлованами…. Бушмены и австралийские аборигены, живущие в тропических и субтропических широтах, ставят всевозможные укрытия от ветра или солнца из ветвей, наклонно вкопанных в землю и покрытых корой. В лучшем случае они сооружают несовершенные шалаши из веток, травы и коры, в плане неправильной формы. Разумеется, холод или непогода не угрожает им в такой степени, как людям древнекаменного века. Поэтому и сравнение их жилищ является не более чем условным. Надо думать, что палеолитические охотники в длинных походах и при хорошей погоде также строили подобные укрытия кратковременного использования...» [13, С. 271-273].

 

Подобные постройки порою достигали довольно значительных размеров – до 10-12 метров в диаметре. Однако они были довольно легкими и их можно был переносить с места на место при кочевках (сообщения Дж. Кука, Н.Н.Миклухо-Маклая, Д. Ливингстона и др.).

Особый интерес в этом плане представляют корзинообразные хижины южноафриканских бушменов и кафров (готтентотов). Примеры можно найти в книге Д.А. Ольдерогге «Народы Африки»:

«Масаи ставят свои хижины близко одна к другой, по замкнутому кругу, внутри которого устроен загон для скота. Группа хижин – крааль – состоит из 20-50 построек, обнесенных изгородью…» [25, С. 438].

«В XVIII веке готтентоты жили в плетеных из прутьев круглых хижинах, сверху покрытых шкурами. Хижины располагались по кругу, внутрь которого загонялся скот… Краали (поселения по 300-400 человек) имели временный характер; когда пастбищ в окрестностях не хватало, население переходило на новые места…» [25, С. 530].

 

Эти постройки напоминали огромные корзины диаметром до двух метров и высотой до полутора. Они плелись из гибких прутьев. В конструкции каркаса сочетались полукруглые несущие арки, пересекающиеся в вершине купола, и горизонтальные обручи, диаметр которых плавно уменьшался от основания сооружения к вершине. Арки и обручи связывались между собой тонкими ветками или кожаными ремешками. Сверху на готовый каркас натягивалась свежая содранная шкура коровы, шерстью наружу. Шкура прочно приклеивалась к каркасу и при дальнейшей усушке натягивалась подобно барабану и увеличивала прочность купола. При миграциях племени его просто опрокидывали набок и катили перед собой.

В качестве строительного материала древние охотники могли использовать снег. Примером такого традиционного жилища могут служить эскимосские иглу. Эскимосы выбирают обычно защищенные места для своих жилищ, сооружаемых из снега и льда. Они группируют свои куполообразные ледяные хижины, тесно прижимая их одну к другой, обычно под защитой какой-нибудь скалы. Несколько хижин, соответствующих различным бытовым функциям семьи, соединены друг с другом внутренними проходами. Один главный вход обслуживает весь такой блок. Этот вход защищен занавеской. В купольном покрытии прямо над скамьями для спанья вырезается квадратное отверстие. Затем его «остекляют» согласно арктическому обыкновению: строитель копьем вырезает из прозрачного льда панель и вставляет ее в отверстие в куполе, заделывая края панели мокрым снегом. Места заделки поливаются водой. В две минуты все прочно смерзается, и сплошное ледяной окно пропускает свет северного сияния в чистые ледяные помещения вновь выстроенного дома. В то время как один из строителей работает внутри сооружения, снаружи старик и женщина заделывают каждый шов и каждую щель в кладке из снежных блоков, чтобы сделать ее не продуваемой. Затем зажигают две хорошо заправленные и наполненные жиром лампы, а все отверстия, включая входное, плотно закрывают снаружи. По мере выгорания ламп температура поднимается, вся внутренняя поверхность сооружения слегка оплавляется (оттаивает). Когда лампы, выгорев, гаснут, температура вновь падает. Оплавившиеся изнутри стены, снова замерзнув, обретают гладкую стеклообразную поверхность. Интерьер дома становится похожим на внутренность бутылки. Политый водой пол получается гладким, как мрамор, и прочным, как цемент.

Появление земледелия в XIII-IV тысячелетиях до н. э. привело к возникновению постоянных поселений, «привязанных» к земельным участкам. Поэтому мобильные постройки, не гарантировавшие надежной защиты своим обитателям, были постепенно вытеснены более капитальными и долговечными укрытиями. Жилищем неолитического человека обычно служила небольшая хижина, скорее круглая, чем квадратная, и частично врытая в землю. Прогресс цивилизации породил зачатки внутреннего деления жилища, в котором стали намечаться кухня с очагом и помойной ямой и спальня. В различных странах варианты этого распределения состояли в том, что жилищем служили или несколько смежных хижин, или одна хижина, разделенная перегородкой на два отдельных помещения. Причем земляной пол делался немного приподнятым.

По аналогии с колониями микроорганизмов, все древнейшие оседлые поселения можно условно разбить на две группы:

1. Поселения из относительно небольших домов, предназначенных для проживания одной семьи (мономорфная колония);

2. Поселения из крупных, родовых жилищ, под кровлей которых укрывались члены отдельного рода или клана (полиморфная колония).

 

Примерами поселений первого типа может служит древнейший из пока известных поселков – Ч`атал Хюйук (Турция, VII тысячелетие до н. э.). В этом поселке не было улиц. Дома стояли вплотную друг к другу и движение осуществлялось по плоским крышам. Входы в дома располагались на крыше. Эти отверстия выполняли функцию дымохода, то есть посетители вынуждены были съезжать внутрь по «печной трубе».

Ч`атал Хюйюк («Двугорбый Холм») – дом-поселок в излучине реки (Турция). В 1961 году обнаружилось, что этот дом-крепость размером 150×500 м включает 24 слоя остатков изрядного по размерам поселения, из которых нижний слой датирован довольно точно 6500 г. до н.э. Здесь не было оборонительной стены, не было башен, улиц и площадей. Даже дворов мало. Вместо всего этого сплошная застройка в несколько террас, лишь изредка прореженная внутренними дворами. Внешние стены стоявших по краю домов были толстыми и совершенно глухими. Между соседними домами не было дверей. Чтобы удержать тяжесть толстых кровель, стены здесь массивны и окошки под самой крышей малы. Но нужно учесть, что в этих широтах солнце уже столь ярко, что света внутри достаточно. Обитатели поселка предпочитали проводить время на крышах. Они настолько ценили безопасность, что избрали далеко не самый комфортабельный способ передвижения. Для того чтобы навестить соседа, им требовалось: залезть на четвереньках в камин; по стремянке подняться вверх и вылезти на крышу; пройти по крышам соседних строений, поднимаясь или опускаясь по приставным лесенкам; найти нужную трубу и спуститься по ней вниз, чтобы предстать перед хозяевами на четвереньках. Может быть, это было не слишком удобно, зато поселение превратилось в крепость, которую ни разу не удалось захватить врасплох или взять штурмом.

 

а б

Рис. 1.2. Круглые дома Центральной Африки: а - план семейной усадьбы (Камерун); б – хижина-ротонда (по Голубу).

 

 

Рис. 1.3. Жилища с круглым планом: a – ульевидное жилище (Камерун, Африка); b – остатки круглых хижин из Ярым-Тепе (V тыс. до н. э.)

 

Крыши домов сделаны из кирпичей, в виде свода, заостряющегося кверху. Посредине в потолке оставлена отдушина, через которую выходит дым, и, так как сооружение со всех сторон замкнуто, оно дает своим обитателям достаточную защиту от холода…» [Диодор, XVII, 82, 3].

 

Аналогичную планировку имели поселки Центральной Африки и Кавказа. В центре такого поселения располагалась хижина вождя или жреца (колдуна), а дома рядовых соплеменников располагались по периметру. Подобную схему образуют мономорфные колонии микроорганизмов. В этой колонии равноценные особи группируются вокруг центрального опорного ядра (ствола дерева, камня, остова затонувшего корабля и т. п.). В данной ситуации функцию «ядра» выполняла хижина вождя (впоследствии – «мужской дом», в котором собирались взрослые охотники племени) (рис. 1.2, рис. 1.3).

Примером поселений второго типа могут служить горные селения и общинные дома американских индейцев – пуэбло (исп. Pueblo – народ), живших на территории юго-западных штатов США, в Мексике, странах Южной Америки: «Селение Монте-Верде (Чили) состояло из нескольких десятков примыкавших одно к другому небольших прямоугольных жилищ и расположенной в 30 метрах западнее от них постройки, возможно служившей мужским домом. В нем найдены почти все обнаруженные на стоянке кости мастодонтов, каменные орудия для разделки мяса и обработки шкур этих животных, а также остатки лекарственных трав. Этот дом был круглым, резко отличаясь от других хижин. Все постройки в Монте-Верде сделаны из жердей, обтянутых шкурами мастодонтов… Стоянка относится к XI тысячелетию до н. э. и является древнейшим памятником Нового Света…» [2, С. 144].

 

Большое внимание уделялось вопросам защиты жилищ, часто вопреки их удобству и эстетике. Именно тогда был взят на вооружение известный принцип: «Мой дом – моя крепость». Основными направлениями в технике укрепления жилищ были следующие:

 

- увеличение толщины стен (до восьми метров в нурагах на острове Сардиния);

- сокращение величины оконных проемов или их полная ликвидация;

- размещение дверного проема на высоте, недоступной для врагов;

- повышение пожарной безопасности несущих конструкций;

- размещение жилищ в труднодоступных местах и т. д.

Самым убедительным примером практической реализации этого принципа могут служить дома-крепости на острове Сардиния – так называемые нураги.

 

«Больше всего вопросов вызывают многочисленные каменные жилища древних сардинцев. В них археологами были найдены бронзовые статуэтки воинов, внешний вид которых в точности совпадает с описанным в египетских хрониках 1100 года до н.э. загадочным народом шардана, вторгшимся в Египет с моря. Захватчики носили рогатые шлемы, круглые щиты и были вооружены мечами.

Двадцатиметровые нураги, или башни-крепости сардинцев, сложены из каменных блоков. Круглые у основания, с толстыми стенами, суживающимися кверху, они по праву могут считаться самыми загадочными историческими памятниками. Эти строения не похожи ни на одно архитектурное сооружение древности. Ученые не могут сказать точно, кто, когда и для каких целей начал строить эти бастионы на острове…. Прежде считали, что нураги – древние могильники и святилища, но позже, когда с воздуха произвели аэрофотосъемку, стало ясно, что сардинские башни были окружены стенами, за которыми в течение долгого времени жили и укрывались люди. Некоторые из необычных сооружений использовались как святилища. Во время раскопок археологи нашли микенскую керамику. Таким образом, удалось установить приблизительный возраст башен – середина II тысячелетия до нашей эры. Некоторые ученые считают, что возраст нурагов еще более древний, а сами строения имеют мегалитический характер.

Для чего жители острова возводили столь мощные стены? Они не только защищали себя высокими стенами, но глубоко под землей устраивали хранилища для продуктов и жилые помещения, рыли глубокие траншеи, соединявшие между собой нураги, и для прочности облицовывали их камнем. Следовательно, для людей было небезопасно передвигаться из одной крепости к другой по открытой местности.

Историческая наука не дает пока ни одной удовлетворительной версии, объясняющей появление на сравнительно небольшом острове семи тысяч башен, в которых, по подсчетам, могли укрываться до 250 тысяч человек одновременно. Неясно также, почему их обитатели внезапно покинули свои жилища. Может быть, они спасались от стихийного бедствия (землетрясения, цунами)? Египетские хроники, высеченные на стенах храма в Мединет-Абу, говорят о том, что родина «народов моря» подверглась землетрясениям, в результате которых их города были разрушены, а леса объяты пламенем. Гибель родных земель и заставила шардана двинуться на восток, вторгнуться во владения Египта…» [Стрекалова И. Свидетели гибели Атлантиды. // Калейдоскоп НЛО, № 18-19 (234-235), 27 апреля 2002 г. – С. 10].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...