Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Декоративные элементы в китайской архитектуре




 

Наиболее древние постройки, как правило, отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старалисъ маскировать её ор­наментом или скульптурными украшениями.

Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку стрекоза – «возрождение», цветок – «чистота и невинность», черепаха – «долголетие», обезьяна – «слух, зрение, обоняние». Изображение то­го или иного животного или растения носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта (рис. 11.23).

Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи. Следует отметить, что культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Здесь даже существовали особые министерства и ведомства огня, грот, вод, времени, «пяти священных гор» и т.п. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пя­ти планет, Полярной звезды. Китайскими «божествами вод» считались драконы Лун-ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения.

Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепа­ху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские двор­цы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погре­бальные комплексы, «дороги процессий», «дороги духов».

 

 

Рис. 11.23. Животные – символы стран света: золотой фазан (Красный Феникс) – юг, тигр-альбинос (Белый Тигр) – запад; Синий Дракон – восток; Черная Черепаха - север

 

Китайский, японский, монгольский орнамент поражает неисчерпае­мой фантазией народных умельцев. Здесь широко представлены природ­ные сюжеты – цветы и листья, звери и птицы, облака и люди, драконы самых различных типов (змееобразные, в виде крылатых ящериц, ископа­емых рептилий). Особым спросом пользовались фигуры животных для укра­шения несущих и ограждающих конструкций. Очень часто для оформления входа в здание использовали фигуры сидящих львов – символы могущест­ва императорской власти. Бронзовые и мраморные львы украшали несу­щие элементы мостов, крыш, теневых навесов. Функцию опор выполняли также скульптуры хвостатых черепах биси. Согласно китайской мифо­логии, гигантская биси держит на себе вселенную. Однако наибо­льшим спросом у китайских зодчих и ваятелей пользовался Дракон. Его изображения украшают колонны, стены, парадные лестницы и т. д.

О высоком мастерстве зод­чих и скульпторов этого времени свидетель­ствуют также сохранившиеся в различных областях Китая каменные столбы- пилоны, со­оружавшиеся у входа в погребение. Они раз­личного художественного достоинства, но все­гда отражают строгий стиль архитектуры периода Хань. Наиболее распространенные столбы имеют прямоугольное сечение и стоят на монолитном цоколе с архитектурными дета­лями в виде богато орнаментированных фризов и крыш (рис. 11.24).

 

 

Рис. 11.24. Дракон лун-ван в искусстве средневекового Китая;

традиционный лев-собачка; каменный столб-пилон из Сычуани (II век н. э.)

Высота столбов-пилонов обычно дости­гает 4,5-5,5 м. Характерным образцом подобного типа сооружений может служить пилон, сооруженный перед погребальным холмом Шэнь в Сычуани (II в. н. э.) (рис. 11.24). Квад­ратный в сечении, он украшен с четырех сто­рон изображениями символических животных – птицы, тигра, дракона и черепахи, олицетво­ряющих четыре стороны света. Изображения высечены в невысоком рельефе и отличаются выразительностью и четкостью контуров. По углам слегка выступающий фриз украшен скульптурами демонических чудовищ, которые поддерживают своими плечами карниз. Осталь­ная декорация фриза имеет ярко выраженный архитектурный характер: здесь видны концы и перекладины выступающих балок, которые, как это типично для каменной архитектуры, имитируют сложные деревянные конструкции. Второй, узкий фриз (расположенный выше) декорирован сценами охоты, выполненными в низком рельефе. Над фризами расположен мас­сивный, расширяющийся кверху венчающий карниз с крупными скульптурными фигурами охотников, скачущих на сернах и стреляющих из луков, и другими мифологическими персона­жами. Завершением пилона служит выступаю­щая крыша. В этом погребальном сооружении блестяще решено соединение архитектурных и скульптурных элементов. Пилон может служить образцом ранней архитектуры Китая и дает представление о монументальности стиля пе­риода Хань. Строгость и ясное членение архи­тектурной композиции пилона создают общее впечатление силы и тектоничности, свойствен­ным ранним памятникам Китая.

Таким образом, деятельность китайского зодчего направлялась и подчинялась силам природы: «О, великий человек! Его свойства сливают­ся с небом и землей, ясность его составляет одно целое с Солнцем и Луной, его путь – с временами года, его радости и горе – с добрыми и злыми духами...».

Культура Китая оказала огромное влияние на искусство соседних народов, населяющих территорию Монголии, Манчжурии, Тибета, Индокитая, Кореи и особенно Японии.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абаев, Николай Вячеславович. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 271 с.

2. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с.

3. Алпатов М.И. и др. Историяархитектуры в избранных отрывках – М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры, 1935 – 590 с.

4. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

5. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

6. Ащепков Е.А. Архитектура Китая. Очерки. – М.: Госиздат по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959 – 367 с.

7. Белецкий П.А. Китайское искусство: Очерки – Киев: Изомузгиз, 1957 – 162 с.

8. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Доклассовое общество, восточные деспотии, Т. 1 – М.-Л.: Академия, 1937 – 442 с.

9. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

10. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988 – 416 с. – Указатель терминов и названий: С. 408-415.

11. Васильев, Леонид Сергеевич. Культы, религии, традиции в Китае. / РАН, Институт востоковедения. – М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 487 с.

12. Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая – М.: Изд. АХ СССР, 1962 – 100 с.

13. Виноградова Н.А. Искусство Китая: Альбом - М.: Изобразительное искусство, 1988 – 58 с.

14. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962 – 100 с.

15. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997 – 368 с.

16. Вон Кью Кит. Энциклопедия дзэн. – М.: Гранд ФАИР-пресс, 2002. – 394 с., ил.

17. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 292-295.

18. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 419-445.

19. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в. / Под ред. А.М. Прибытковой. – Изд. 2-е – Л.- М.: Изд. литературы по строительству, 1971 – 643 c.

20. Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. – СПб.: 1892 – 117 с.

21. Глухарева О.Н., Денике Б.П. Краткая история искусств Китая – М.-Л.: Искусство, 1948 – 211 с.

22. Грубе В. Духовная культура Китая. Литература, религия, культ: Пер. с нем. П.О. Эфрусси. – СПб.: 1912 – 237 с.

23. Гуркин, Владимир Александрович. Любовь к мудрости: Философские школы древнего мира. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского ГПУ, 1996. – 112 с.

24. Дзэн-буддизм. / Сост. В.А. Шариев. – Бишкек: МП«Одиссей», 1993. – 670 с.

25. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Т. 1. – М.: Мысль, 1972 – 363 с.

26. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Т. 2. – М.: Мысль, 1973 – 384 с.

27. Древнекитайская философия. Эпоха Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). – М.: Наука, 1990 – 523 с.

28. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

29. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве – Изд. 3-е – М.: Просвещение, 1958 – 238 с.

30. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

31. Древний мир. Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима. / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. – Часть 1. – М.: 1915. – 812 с., ил.

32. Дубровская О.Н. Древние религии мира. / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 445 с., ил.

33. Духовные учения Востока: Дзэн-буддизм. Даосизм. Конфуцианство. / Петров В.В. – М.: АСТ, 2005. – 318 с.

34. Дюмулен, Генрих. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. – СПб.: ОРИС, 1994. – 334 с.

35. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

36. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

37. История китайской философии: Пер. с кит. / Под ред. М.Л. Титаренко. – М.: Прогресс, 1989. – 552 с.

38. Капица Л.Л. Древний город Пекин (заметки архитектора). – М.: Знание, 1962 – 48 с.

39. Китайская геомантия. / Сост. и пер. с англ. М.Е. Ермакова. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. – 267 с., ил.

40. Китайская философия: Энциклопедический словарь. / РАН, Институт Дальнего Востока, гл. ред. М.Л. Титаренко. – М.: Мысль, 1994. – 573 с.

41. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. / Институт востоковедения. – М.: Наука, 1982. – 264 с.

42. Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Афоризмы мудрости. / Подг. В.П. Бутромеев. – М.: Белый город, 2006. – 447 с., ил.

43. Конфуций. Изречения. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 126 с.

44. Конфуций. Луньюй: Изречения. – М.: ЭКСМО, 2005. – 462 с., ил.

45. Лао-цзы. Книга пути и благодати: Пер. с кит. И.С. Лисевича. – М.: ООО «Аиф Принт», 2004. – 316 с., ил.

46. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве: Пер. с англ. – М.: Стройиздат, 1986. – 264 с.

47. Лукьянов А.Е. Лаоцзы (Философия раннего даосизма). – М.: Изд. УДН, 1991 – 164 с.

48. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии («И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй»). – М.: «Радикс», 1994 – 112 с.

49. Лукьянов, Анатолий Евгеньевич. Становление философии на Востоке: (Древний Китай и Индия) – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: НПО «Инсан», 1992. – 207 с.

50. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976. – 375 с.

51. Мюллер М. Религии Китая. I. Конфуцианство. II. Даосизм. III. Буддизм и христианство: Пер. с англ. / Под ред. А.Е. Яновского. – СПб.: «ЧЧ век», 1901. – 88 с.

52. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Краткий очерк – М.: Стройиздат, 1993 – 240с.

53. Основы буддийского мировоззрения: Индия, Китай: Учебное пособие для вузов. / В.И. Рудой, Е.П. Островская, А.Б. Островский и др. – М.: Наука, 1994. – 239 с.

54. Петров А.А. Из истории материалистических идей в древнем Китае. // ВДИ, 1939, № 3 – С. 49-71.

55. Поляков Е.Н. Архитектура Древней Индии. Архитектура Древнего Китая: Конспект лекций. – Томск: ТГАСА, 1994 – 31 с.

56. Поляков Е.Н. Образ Вселенной в философии и архитектуре Древнего Китая // Известия вузов. Строительство, 1999, № 1 – С. 63-69 (ил. 2, библиогр. 10).

57. Поляков Е.Н. Природная символика в архитектуре средневекового Китая и Японии. – Томск, 1990 - Деп. во ВНИИТАГ Госстроя СССР, № 807 – 11 с.

58. Поляков Е.Н. Элементы китайской геомантии (фэн-шуй) в произведениях «органической» архитектуры // Известия вузов. Строительство, 1996, № 7 – С. 105-110

59. Поляков Е.Н. Геотектонические аспекты в архитектуре средневекового Китая и Японии // Известия вузов. Строительство, 2000, № 11. – С. 94-100 (библиогр. 9).

60. Поляков Е.Н. Единство города и природы в зодчестве древнего Рима и Китая. – Материалы НПК «История и современность: Архитектура и градостроительство – региональный аспект» (г. Новосибирск, 11 февраля 2004 г.) – Новосибирск: Сибпринт, 2004 – С. 50-60, библиогр. 9.

61. Религии Древнего Востока. / РАН, Институт востоковедения; отв. редакторы Г.М. Бонгардт-Левин, А.Н. Мещеряков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 342 с., ил.

62. Россбах С. Фэн-шуй. Китайское искусство композиции: Пер. с англ. – Львов: «Инициатива», 1995 – 187 с.

63. Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая (Четыре силуэта) – М.: Главная редакция восточной литературы, 1973 – 163с.

64. Рудой В.И. и др. Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай: Уч. пособие для вузов. – М.: Наука, 1994 – 239 с.

65. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческийи феодальный периоды: Учебник для вузов – М.: Стройиздат, 1984 – 376 с.

66. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. – М.: Наука, 1992 – 78 с.

67. Снегирев И.Л. Древний Восток. Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая. / Под ред. В.В. Струве. – Л.: 1937 – 260 с.

68. Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М.: Наука, 1972 – 212 с.

69. Старцев П.А. Очерки истории астрономии в Китае. – М.: Физматиздат, 1961 – 156 с.

70. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с.

71. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941. – 484 с.

72. Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро (1870-1966). Дзэн и японская культура: Пер. с англ. С.В. Пахова. – СПб.: Наука, 2003. – 522 с.

73. Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро. Очерки о дзэн-буддизме: Пер. с англ. О.В. Стрельченко. – СПб.: Наука, 2004. – 395 с.

74. Тангэ К. Архитектура Японии (традиция и современность). – М.: Прогресс, 1976 – 235 с.

75. Тетерин Г.Н. История геодезии с древнейших времен. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2001 – 432 с.

76. Титаренко И.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. – М.: Гл. редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1985. – 245 с.

77. Тураев Б.А. Древний Восток: Сб. статей. – Т. 2 – М.: Наука, 1980. – 216 с.

78. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. От первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства: Пер. с китайского. – М.: Изд. АН СССР, 1958 – 294 с.

79. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры: Пер. с англ. – СПб.: Изд. «Евразия», 1998 – 456 с.

80. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М.: Высшая школа, 1980 – 328 с.

81. Шуази О. История архитектуры, в 2-х т., Т. 1: Пер. с франц. – М.: Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1935. – 631 с.

82. Шуази О. История архитектуры, в 2-х т., Т. 2: Пер. с франц. – М.: Изд. Всес. академии архитектуры, 1937. – 694 с.

83. Энциклопедия восточного символизма: Пер. с англ./ Сост. К.А. Вильямс – Кн. 6 – М.: Золотой Век, 1996 – 430 с.

84. Юань Кэ. Мифы древнего Китая: Пер. с кит. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1987 – 526 с.

85. Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии: Пер. с кит. Ф.С. Быкова и др. – М.: Издво иностранной литературы, 1957. – 421 с.

86. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. – М.: Наука, 1984 – 248 с.

87. Creel H.G. The birth of China. A study of formative period of Chinese civilization. – London: 1936 – 402 p.

88. Forke A. The World Conception of the Chinese: Their Astronomical, Cosmological and Phisico-philosophical Speculations. – London: 1925.

89. Werner E.T.S. A Dictionary of Chinese Mythology. – Shanghai: 1932.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...