Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умение справиться с агрессией




5. Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения.

6. Настойчивость. Успешно действующие руководители при отсутствии ригидности и догматизма упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной.

7. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства.

8. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Он знает, когда начать – это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует.

9. Энергичность. Руководителю трудно добиться успехов, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости.

 

Управление эмоциями

10. Способность сделать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.

11. Сензитивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия. Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги.

12. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше других постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий.

13. Способность к сочувствию. Такие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление – не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результаты своей работы, а не унести все с собой.

15. Независимость. Успешные руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его.

Личностный идеал

16. Гибкость. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.

17. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, управляет своей жизнью и своим временем.

18. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной им цели. Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация, мечты о том, чем станет вся его жизнь. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

19. Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

20. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую картину там, где другие видят трагедию. Они позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не сваливают вину на других.

21. Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет – во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения.

Темы рефератов:

1. Лидерство и руководство: сходство и различия.

2. Роль лидера в обеспечении эффективности группы.

3. Социально-психологический портрет лидера студенческой группы.

 

 

Лабораторно-практическое занятие

Изучение особенностей взаимопонимания в диаде

Цель: Конкретизировать понятие о стратегиях, "механизмах" взаимопонимания, используя лабораторную методику исследования взаимопонимания в диаде.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова роль социальной перцепции в процессе общения?

2. Охарактеризуйте основные "механизмы" социальной перцепции.

3. Раскройте главные условия взаимопонимания в общении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. С.100-116.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.С.16-55.

3 Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.

4 Головаха Е.И., Панина А.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Изд-во полит. литературы Украины, 1989.

5 Кроник А.А. Методика исследования взаимопонимания в диаде //Психо-логический журнал. 1985. Т.6. № 5. с. 124-130.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Контроль подготовленности к занятию.

2. Проведение эксперимента, в ходе которого студенты овладевают конкретной методикой, позволяющей изучить особенности взаимопонимания в диаде [5].

Для проведения этого этапа занятия студентам необходимо разбиться на группы по три человека, один из которых является экспериментатором, а двое - испытуемыми. Желательно, чтобы в качестве испытуемых выступила пара людей, которые хорошо знают друг друга (например, супружеская пара).

Каждому испытуемому дается одинаковая таблица с изображением "схем человеческих отношений" или "схем эмоций" (рис. 2,3). Далее они садятся таким образом, чтобы не видеть друг друга, а общаться лишь вербально (например, разделяются небольшой ширмой). Экспериментатор располагается таким образом, чтобы видеть рисунки обоих испытуемых.

 

Инструкция: "Вам предлагается принять участие в некоторой игре. Ее цель — научиться как можно быстрее понимать друг друга. Перед каждым из вас — девять рисунков. Такие же рисунки и у вашего партнера. Игра будет состоять в следующем. Одному из вас я укажу какой-либо рисунок, а вы должны будете назвать его любым наиболее подходящим на ваш взгляд словом (желательно одним). Номер рисунка и его местоположение называть нельзя. Когда вы подберете название, сообщите его вслух. Услышав название, второй из вас должен будет отгадать какому рисунку оно соответствует, и указать мне на этот рисунок. Я скажу, правильно отгадано или нет.

Затем будет предъявлен второй рисунок. Как и ранее, один из вас должен будет подобрать к нему подходящее название, а партнер — отгадать, какому рисунку оно соответствует. Точно также надо будет поступить и с остальными рисунками. В конце серии из девяти рисунков я сообщу, сколько раз название рисунков были отгаданы правильно.

Потом ваши роли поменяются. Тот, кто отгадывал, будет подбирать названия, и наоборот. Игра закончится, когда 4 раза подряд (по два каждый) вы сможете правильно расшифровывать названия всех девяти рисунков, т.е. когда вы научитесь абсолютно безошибочно понимать друг друга".

Экспериментатор распределяет роли испытуемых — указывает, кто вначале будет подбирать названия (коммуникатор), а кто — угадывать их (реципиент). Затем начинается предъявление рисунков в последовательности, указанной в таблице 1. Эксперимент заканчивается только тогда, когда испытуемые четыре серии подряд (в каждой — девять рисунков) не достигнут стопроцентного угадывания.

 



Рисунок 2 Рисунок 3

 

Таблица 9.

Варианты предъявления рисунков коммуникатору в первых пяти сериях

 

Серия Порядок предъявления рисунков
  6 – 7 – 1 – 3 – 8 – 4 – 9 - 5 – 2
  5 – 3 - 1 – 8 – 4 - 6 - 2 – 9 – 7
  2 – 4 – 9 – 6 – 1 – 8 – 5 – 7 – 3
  4 - 3 – 1 – 5 – 8 - 6 – 7 – 2 – 9
  7 - 8 – 4 – 3 – 9 – 2 – 6 – 1 – 5

Таблица 10.

Расстояние между рисунками в "схемах отношении"

№ рисунка                  
  0,00 1.00 2.00 1.00 1.41 2.24 2.00 2.24 2.83
      0.00 1.00 1.41 1.00 1.41 2.24 2.00 2.24
          0.00 2.24 1.41 1.00 2.83 2.24 2.00
              0.00 1,00 2.00 1.00 1.41 2.24
                  0.00 1.00 1.41 1.00 1.41
                      0.00 2.24 1.41 1.00
                          0.00 1.00 2.00
                              0.00 1.00
                                0.00

Таблица 11.

Образец протокола эксперимента (на материале схем отношений).

  Коммуникатор(Ф.И.О) Реципиент (Ф.И.О.) Примечания
№ се рии № ри сунка ка Название рисунка № рисунка Вер но/неверно Величина ошибки
    Cближение   -   1.00    
      Обиделась   +      
      Ушел   +      
      Понравилась   +      
      Понимание   -   1.00    
    Отвернулась   +      
    Согласилась   +      
      Равенство   +      
      Договорились   -   1.41    
  Итог серии   Б   3.41    

 

Протокол эксперимента ведется с использованием таблицы 11, которую экспериментатор заранее заготавливает в своей тетради. Графа "Величина ошибки" заполняется после эксперимента в соответствии с таблицей 10.

Простейшими показателями, выявляемыми в ходе анализа результатов являются следующие:

1) уровень взаимонепонимания - количество серий, необходимых паре для достижения абсолютно точной расшифровки названий всех рисунков (с учетом четырех последних серий);

2) начальная общность словаря (семантическое сходство индивидуальных систем значений) - количество рисунков, к которым оба партнера, находясь в роли коммуникатора, подобрали одно и то же название в первой и второй сериях. Минимальное значение равно 0 (нет ни одного общего названия, партнеры говорят на "разных языках"), максимальное значение - 9 (все названия общие, говорят на "одном языке");

3) итоговая общность словаря - количество рисунков, к которым оба партнера, находясь в роли коммуникатора, подобрали одно и то же название в двух последних сериях;

4) устойчивость словаря - количество рисунков, к которым испытуемый, находясь в роли коммуникатора, подобрал одно и то же название в первой и последней сериях.

Сравнение перечисленных показателей позволяет выделить несколько возможных стратегий взаимопонимания.

1) односторонняя подстройка - имеет место, когда один из испытуемых полностью или преимущественно сохраняет свой исходный словарь, а второй - переходит на язык консервативного партнера. Индикатор подобной стратегии: низкая начальная и высокая итоговая общность словаря, высокая устойчивость словаря у одного и низкая - у другого испытуемого.

2) взаимные компромиссы и уступки - испытуемые достигают взаимопонимания путем выработки "общего языка", элементами которого приблизительно в равной мере являются слова-названия, предложенные как первым, так и вторым испытуемым Индикатором этой стратегии являются: средние индивидуальные показатели устойчивости словаря на фоне его высокой итоговой общности.

3) формирование нового группового языка - наблюдается в случае, когда испытуемые вырабатывают такой общий словарь, элементы которого отличны от первоначальных названий, предложенных партнерами в первых сериях. Групповой словарь при этом представляет собой качественно новое образование, не имеющее аналогов в индивидуальных словарях испытуемых. На такую стратегию указывают низкие индивидуальные показатели устойчивости на фоне высокой итоговой общности словаря.

4) диалог независимых - может наблюдаться в тех случаях, когда в конце эксперимента каждый из испытуемых говорит на своем языке, но тем не менее междуними хорошее взаимопонимание. При этом испытуемые не вырабатывают общего языка, но стремятся понять другого, сохранив свой исходный словарь. Индикаторы: низкая начальная и итоговая общность словаря на фоне высоких индивидуальных показателей устойчивости.

 

3. Обсудите возможности применения данной методики для диагностики конфликтных супружеских пар, для оценки групповой совместимости и т.д.

Семинарское занятие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...