Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития лоббистской деятельности в США




Введение

 

Лоббизм – слово со сложной судьбой. В 1553 году оно употребля­лось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетием позже так начали называть помещение для прогулок в палате общин в Англии. Но политический оттенок это понятие приобрело только 2 века спустя в Америке. Достоверно известно, что тради­ция лоббизма уходит корнями в годы президентства У.С.Гранта (1869-1877). Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных трудов от­дыха­ли в вестибюле одной из гостиниц (англ. - lobby – вестибюль, прихожая, кулуары). Там министры, сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую небескорыстно, а за звонкую монету – выполнить обещание.

Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги. Однако в Англии подобная политика долгое время считалась предосудительной. Слово вошло в лексический фонд лишь в XX веке, впоследствии его заимствовали и другие страны.

Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и теневой смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, он приобретает здесь сугубо отри­цатель­ное значение, нередко синонимично понятиям протекцио­низм, подкуп, покупка голосов в чьих-либо корыстных или узко партий­ных ин­тересах. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, корруп­ция.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, жизнен­но необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система разнообразных групповых интересов – столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоб­бизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения.

Определение термина «лоббизм»

Процесс представления интересов данных групп называется лоббизмом. Есть много определений этого термина. Вот некоторые из них:

Лоббизм – это особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти.[6]

Лоббизм — это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления.

Лоббизм - это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств. [7]

Лоббизм – многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решение. Середину составляет отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, Специалисты по общественному мнению и т.д. [5]

Лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними) - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т. п. Лоббизм возник впервые в США, где лоббистская деятельность с 1946 регулируется федеральным законом. [2]

История развития лоббистской деятельности в США

 

Целенаправленное воздействие на органы государственной власти с целью повлиять на процесс принятия решений имеет многовековую историю. Приближенные к правителям, многочисленная свита и «двор» всегда оказывали значительное влияние на власть имущих. Однако только сравнительно недавно работа с органами государственной власти из хобби становится работой, профессиональным занятием. Выделяется класс людей, которые занимаются этим большую часть своего времени и основные доходы получают именно от занятия своей профессиональной деятельностью. Со временем эта профессия, получила свое название – «лоббизм», «лоббисткая деятельность». В последнее десятилетие деятельность по взаимоотношению и по влиянию на органы государственной власти претерпевает значительные изменения. Многие эксперты говорят о постепенном переходе от лоббистской деятельности как таковой к совокупности мероприятий по взаимодействию с органами государственной власти. Появляются специалисты по управлению этой деятельностью, виртуозы закулисных игр. Профессия получает свое название - Government Relations, а ее адепты зовутся теперь GR – менеджеры.

Традиция лоббизма в его современном понимании своими корнями уходит в годы президентства Улиса Гранта, героя Гражданской войны, 18-го президента США. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных трудов от­дыха­ли в вестибюле одной из гостиниц (англ. - lobby – вестибюль, прихожая, кулуары). Там министры, сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую небескорыстно, а за звонкую монету – выполнить обещание. То есть приходящие на встречу люди могли повлиять на государственную политику.

Несмотря на первоначальную демократичность, в дальнейшем в Америке взаимодействие с власть имущими, носит явно коррупционный характер. И только в конце XIX века в США начинает распространяться практика бескорыстного посредничества между избирателями и представителями власти.

Перемены пришли с началом профессионализации профессии. Одним из первых отошел от общепринятых коррупционных схем влияния на процесс принятия решений Сэм Уорд. Он устраивал званные обеды, дружил с сенаторами и госсекретарями. Сэм Уорд убеждал чиновников и сенаторов не деньгами, но словом. Сэм Уорд произвел настоящую революцию в лоббизме. Если раньше лоббизм представлял собой передача денег по знакомству, то теперь это уже передача информации, убеждение в своей правоте. Лоббистская деятельность приобретает более сложный характер. Ведь убедить намного сложнее, чем просто вручить деньги. Нужно подобрать аргументы, нужно учесть психологию того, кого убеждаешь. Не зря Сэма Уорда прозвали Rex Vestiari – король лобби. По словам современников, он поднял лоббизм до уровня занятия, достойного настоящего джентльмена.

Впоследствии профессия лоббиста в Америке становится престижной и высокооплачиваемой. Основным методом лоббизма в той или иной форме становится убеждение. Число лоббистов и агентств, предоставляющих эти услуги, неуклонно растет. Во многом такому бурному развитию лоббистской деятельности помогли благоприятные законы и реформы. В 1960-1970 годы была проведена реформа государственных органов США, в частности Конгресса. Конгресс стал более открытым для общественности. В нем было образовано множество комитетов, которые контролировались большим количеством групп интересов. Большое число лиц, вовлеченных в процесс принятия решений, вызывал необходимость кропотливых согласований при принятии каждого решения. Во главе этих процессов часто стояли лоббисты.

Большое распространение в США получила технология lobbying the grassroots. Суть технологии состоит в том, что лоббист обращается не к чиновнику или законодателю, а к представителям общественности, к рядовым гражданам на которых может повлиять то или иное решение власти. Лоббист объясняет ситуацию и просит людей связаться с чиновниками или законодателями с требованием принять какое-то определенное решение. Когда в адрес сенатора приходит десятки и сотни писем и телеграмм с просьбой голосовать «за» или «против» какого-либо закона, надо иметь очень крепкие нервы, что бы не прислушаться к «мнению общественности». К тому же, скорее всего, сенатор хочет быть переизбранным в следующий раз и поэтому склонен следовать мнению избирателей. Впервые данная технология была применена в 1912 году и с тех пор считается наряду с «убеждением» и коррупцией весьма эффективной.

В 1977 году Конгрессом США был принят Community Reinvestment Act, согласно которому правительство выделяло каждому банку «подшефную» территорию и «прикрепляло» его к правительственному агентству, контролирующему выполнение социальных обязательств со стороны банка в отношении этой территории (обустройство, строительство социальных объектов, реализация благотворительных программ для местного community и т.п.). При этом не существовало никакой программы, конкретных цифр, обязывающих осуществлять вложения в определенном объеме. Законом не предусматривалось никаких карательных санкций за невыполнение компаниями социальных обязательств в отношении подшефной территории. Казалось бы полный простор для ничегонеделания. Однако, в конце года каждому банку было необходимо отчитаться о проделанной работе. По итогам отчета правительством составлялся список активности банков в сфере социальных инвестиций, который публиковался крупнейшими американскими СМИ. Американский обыватель при выборе банка стал руководствоваться, в том числе и рейтингом социальной ответственности банков, полагая что размер социальных пожертвований является признаком его финансовой состоятельности. Таким образом, происходило ненасильственное перераспределение средств в пользу банков, активно реализующих социальные программы. Аналогично банковской сфере институты социальной ответственности внедрялись и в другие отрасли бизнеса.

Может сложиться впечатление, что в США последовательно происходила эволюция от теневых и нелегальных форм воздействия на принимаемые органами государственной власти решения к открытым легальным формам воздействия. Отчасти это так. Однако громкие скандалы последних лет, прежде всего с лоббистом Джэком Абрамовым (Jack Abramoff), показывают, что коррупция до сих пор присутствует в американском обществе и в значительных размерах. В связи с этим в 2006 году в США принимается законодательные акты, призванные затруднить применение коррупционных схем с целью борьбы с использованием подкупа при воздействии на представителей органов государственной власти. В настоящий момент в США наблюдается ужесточение законодательного регулирования лоббистской деятельности. Общественное сознание Америки вновь задается вопросом, является ли лоббизм и другая деятельность по взаимодействию с органами государственной власти высокопрофессиональным делом или же это по-прежнему, занятие «не достойное джентльмена».[4]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...