Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснования. Более того, в ряде учебников и учебных пособий авторы даже не выделяют как педагогическую категорию.




В силу научной неразработанности данного вопроса в дидактике высшей школы преподавателям вузов приходится ориентироваться на собственное видение учебно-воспитательного процесса, самостоятельно определять ведущие положения-требования и затем апробировать их влияние на повышение продуктивности обучения студентов, их профессиональной подготовки.

На наш взгляд, для учебно-воспитательного процесса вуза важное значение имеет система следующих принципов дидактики:

• историзма;

• научности;

• систематичности и последовательности;

• связи теории с практикой при ведущей роли теории;

• наглядности и образности обучения;

• сознательности, активности и ответственности студентов;

• совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и студентов;

• соединения самостоятельной работы студентов с учебно-познавательной

деятельностью в аудитории;

• профессиональной направленности обучения.

Проанализируем данную систему дидактических принципов, их влияние на учебно-воспитательный процесс.

- Принцип историзма. Изучение того или иного вузовского предмета должно иметь объективную историческую основу. Это означает, что:

следует показать исторические истоки, корни конкретной науки в начале ее изучения;

• в ходе изучения учебной дисциплины по мере необходимости нужно анализировать динамику научного развития тех или иных идей, гипотез, их трансформацию;

целесообразно, по мере возможности, изучать жизнь и деятельность ученых прошлого времени, внесших определенный вклад в развитие научных идей, совершивших открытие.

По некоторым предметам имеются исторические курсы, например «История педагогики». Данный предмет дает представление об истории развития педагогической мысли в разных странах. При изучении других педагогических дисциплин обращение в прошлое, показ изменения взглядов на проблему, ее научное развитие позволяют установить связь времен, обогатить видение проблемы, расширить научные горизонты студентов.

Например, тема по педагогике школы «Классно-урочная система» требует обращения к научной и педагогической деятельности Я.А.Коменского, оценки его вклада в реализацию этой проблемы на теоретическом и практическом уровнях. Точно также тема «Лекция как основная форма учебно-воспитательного процесса в вузе» предстанет перед магистрантами и

аспирантами более объемно, если преподаватель обратится к философским школам античной Греции, рассмотрит специфику лекций в средневековом университете, а затем проанализирует методическое разнообразие лекционной формы учебной работы в современном вузе. Раскрытию содержания принципа историзма помогают следующие правила, которые являются краткими дидактическими рекомендациями:

• объективно оценивать истоки науки, вклад ученых, занимавшихся исследованием конкретных проблем и идей;

• правильно воспринимать и освещать ошибки, имевшие место в истории развития науки;

• не перегружать учебный материал историческими данными и фактами;

• раскрывать перспективу развития научных оснований своего предмета.

- Принцип научности. Имеет всеобщий характер и особое значение для образовательного процесса вуза. Он требует, чтобы содержание учебных дисциплин соответствовало современному состоянию науки, чтобы студенты получали научно-достоверные знания. Это возможно в том случае, если преподаватель будет серьезно и вдумчиво оценивать новые факты науки, новые идеи и гипотезы. От реализации этого дидактического принципа зависят уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, реальная возможность применения научных знаний на практике. Устаревшие знания либо не находят применения, либо дезориентируют студентов.

Любая наука имеет устоявшийся, бесспорный по содержанию материал, имеет гипотезы, спорные, дискуссионные положения и идеи. С подобным материалом должны быть ознакомлены студенты. Это поможет их научной ориентации, а возможно, и включению их внаучно-исследовательский процесс.

Поскольку в условиях научно-технического прогресса и социальных изменений содержание учебных дисциплин довольно быстро устаревает, по-прежнему актуальным остается вопрос пересмотра учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, их обновления. Но так как создание учебных комплектов не является быстрым делом, разрыва между новыми научными открытиями, достижениями и содержанием учебников не избежать.

Поэтому, руководствуясь принципом научности, преподаватели вузов должны самостоятельно решать вопросы ввода в процесс обучения новых научных данных, ведущих идей, которые отражают основные тенденции развития той или иной науки. Реализации дидактического принципа научности способствуют следующие правила:

• обеспечивать ведущую роль теории в обучении;

• излагать достоверную современную научную информацию, одновременно не избегать гипотез, особенно на старших курсах;

• раскрывать перспективы, основные тенденции развития конкретной науки;

• пользоваться языком, научно-терминологическим аппаратом той науки, которая изучается.

- Принцип систематичности и последовательности. Он органически связан с принципом научности. Система способствует приближению учебной дисциплины к науке. Любая наука имеет свою логику, свою систему развития, которая автоматически не воспроизводится в учебных дисциплинах. Дидактическая система лишь в общих чертах соответствует научнойсистеме и логике. Дидактическая система предусматривает последовательное расположение учебного материала, опору на предыдущие знания, преемственность между ними. Следующие дидактические правила конкретизируют принцип систематичности и последовательности:

• излагать содержание учебного предмета по определенной дидактической системе и логике, которая представлена в учебной программе;

• опираться на ранее усвоенные студентами знания;

• учитывать межпредметные связи, благодаря которым можно получить представление о характере рассмотрения того же вопроса другой близкой наукой.

- Принцип связи теории с практикой при ведущей роли теории. Это один из современных принципов дидактики (в средневековых вузе и школе, когда знания носили схоластический характер, он не функционировал). Данный дидактический принцип приобрел большую весомость в советской системе образования. Смысл его состоит в том, что изучение теории сопровождается опорой на практику. Теоретический анализ и осмысление фактов создают почву для сознательного и активного усвоения студентами учебного материала. Практика является источником познания, критерием истины для каждой теории, сферой применения результатов познания. Практика помогает глубже понять теорию, она же - двигатель развития науки. При обучении, как известно, существует три формы связи теории с практикой: теория предшествует практическим занятиям, идет одновременно с ними, практические занятия проводятся до изучения теории. Выбор формы определяется дидактической целевой установкой преподавателя. Разумное соотношение теоретических и практических занятий помогает студентам осознать значение теории в жизни, в профессиональной деятельности, учит применять, использовать усвоенные знания, способствует разрешению возникающих вопросов и проблем. В условиях вуза особый интерес вызывают практические занятия и работы исследовательского характера: наблюдения, опыты, эксперименты, решение проблемных педагогических задач, педагогические игры. Многоаспектное выражение рассматриваемый дидактический принцип находит в педагогической практике в школе или другом учебном заведении, где имеются реальные условия для осознания важности теории, для применения полученных знаний и последующего обогащения новыми знаниями.

Методический путь использования принципа связи теории с практикой при ведущей роли теории определяют следующие правила:

• излагать теоретические научные знания, корректно опираясь на возможность их применения на практике;

• раскрывать диалектическую связь науки и практики;

• учитывать имеющийся у студентов опыт, показывать реальные пути применения знаний при решении практических задач;

• учить студентов теоретически обогащаться на основе соответствующей практической деятельности.

- Принцип наглядности и образности обучения. Относится к числу древних принципов. Им руководствовались уже на ранних этапах семейного, школьного, университетского обучения: «Все видимое надо предоставить глазу, все слышимое - уху». В интерпретации Я.А.Коменского, который теоретически, опираясь на философию сенсуализма, обосновал принцип наглядности, он звучал так: «Видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания».

Виды наглядности были простые: сами предметы, их изображения или трудовые процессы.

По мере развития учебно-воспитательного процесса отношение к данному принципу изменилось - он перестал играть доминирующую роль в обучении. Новые возможности реализации данного принципа открылись в связи с научно-техническим прогрессом, появлением телевидения, введением в действие аудиовизуальных средств обучения. Виды наглядности обогатились и усложнились.

Современная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, полагает, что наглядность и образность обеспечивают связь между конкретным и абстрактным, служат опорой для развития абстрактного мышления, образной речи студентов. Наглядность обогащает круг представлений, делает обучение в вузе более конкретным и интересным, доступным, развивает наблюдательность и аналитическое мышление студентов. Преподаватели высшей школы могут использовать в работе следующие виды наглядности:

- словесно-образную;

- натуральную, или естественную;

- изобразительную;

- динамическую (опыты);

- условно-схематическую (чертежи, схемы);

- аудиовизуальную;

- разного рода презентации.

При реализации принципа наглядности важно применять апперцепцию, т.е. опираться на те впечатления, которые уже присутствовали в жизненном опыте студентов. Тогда отпадет необходимость приносить на занятия те предметы или их изображения, которые студентам знакомы. Увлечение наглядностью, неверное ее использование может затруднить формирование понятий, особенно на младших курсах, так как будет отвлекать внимание от существенных признаков предметов. А чрезмерная образность, метафоричность речи преподавателя нередко увлекает студентов и отвлекает от смыслового содержания научной информации. Дидактически правильному использованию принципа наглядности помогают следующие правила:

• использовать в меру наглядность и образность обучения;

• добиваться образности изложения научного материала словесным путем;

• опираться, когда это целесообразно, на апперцепцию;

• обращаться к средствам наглядности по мере необходимости, т.е. не сразу предоставлять студентам все наглядные пособия;

• привлекать студентов к изготовлению наглядных пособий (схем, чертежей,

дидактических альбомов и т.д.).

- Принцип сознательности, активности и ответственности студентов. Данный принцип в большей мере обращен к студентам, чем к преподавателям. Он определяет продуктивность учебного процесса по любому предмету, в рамках любого вида обучения. Современное радиционное, программированное, проблемное, дифференцированное, дистанционное обучение построено на приобщении студентов к активной познавательной деятельности, чтобы обеспечить сознательное усвоение научной информации с выходом на практику. Сознательное отношение к вузовскому обучению, персонификация знаний и умений способствуют тому, что студенты получают возможность свободно и гибко оперировать ими, переносить в разные условия, применять в профессиональной деятельности. Научить студентов усваивать знания сознательно - это значит научить их разбираться в фактах, вникать в сущность этих фактов, распознавать связь между ними, вскрывать внутренние закономерности. Сознательное усвоение научных знаний возможно тогда, когда студенты понимают фактический материал, а ценностное отношение к знаниям способствует рождению ответственности в учении. Но познавательная активность, сознательность и ответственность у студентов сами по себе не рождаются. В их воспитании велика роль преподавателя, ведь он осуществляет руководство всем познавательным процессом. Поисково-творческий характер учебного процесса, отсутствие догматизма и формализма, стиль взаимоотношений и взаимодействия со студентами, тонкое руководство их мыслительным процессом - основные критерии реализации рассматриваемого принципа.

Применяя данный принцип, преподаватели могут опираться на следующие дидактические правила:

• формировать у студентов понимание значимости вузовского образования, ценностное отношение к нему;

• добиваться, чтобы излагаемый материал был доступен студентам, чтобы они понимали его;

• использовать разнообразные методические средства активизации познавательной деятельности студентов;

• учить студентов не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

- Принцип совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и студентов.

Определяется характером современного понимания организации учебно-воспитательного процесса в вузе, роли и места в нем его субъектов. Каждый преподаватель заинтересован в высокой продуктивности образовательного процесса, так как он обеспечивает необходимое качество профессиональной подготовки будущих учителей. Добиваться этого можно различными путями, одним из которых является ориентация на принцип совместной деятельности преподавателей и студентов, взаимопонимания и взаимодействия между ними. Взаимодействие между субъектами учебно-воспитательного процесса устанавливается в результате проявления желания и стремления к нему двумя сторонами. Для этого необходимо, чтобы преподаватели следовали следующим правилам:

• обладали демократическим стилем деятельности;

• с уважением, принципиально и требовательно относились к студентам;

• развивали их активность, инициативу и самостоятельность;

• проявляли эмпатию, понимали внутренний мир студентов;

• оказывали студентам необходимую педагогическую поддержку; чтобы студенты:

• активно и заинтересованно относились к учебно-воспитательному процессу;

• участвовали в дискуссиях, в разрешении проблемных ситуаций, выполняли

задания, ставили опыты;

• работали в предметных кружках, занимались учебными и научными

исследованиями;

• профессионально решали задачи во время педагогической практики.

Более высоким уровнем взаимодействия является педагогическое сотрудничество. Оно может установиться между преподавателями и студентами на старших курсах, когда субъекты

учебно-воспитательного процесса действуют «на равных» или почти «на равных», при выполнении студентами учебно-исследовательских или научно-исследовательских работ. Ориентация на данный принцип меняет взгляд на студентов. Они становятся не только объектами, но и полноценными субъектами учебно-воспитательного процесса. Раскрытию содержания принципа совместной деятельности преподавателя и студентов

содействуют следующие дидактические правила:

• поставить перед собой цель: учитывая возрастные особенности и образовательный

уровень, опираясь на эмпатию, установить и развивать взаимодействие со студентами;

• стремиться использовать разнообразные методы и технологии в учебно-воспитательном процессе;

• широко привлекать студентов к различным видам научно-исследовательской работы с младших курсов;

• разными путями и методическими средствами развивать познавательную активность, инициативу, самостоятельность и ответственность студентов.

- Принцип соединения самостоятельной работы студентов с учебно-познавательной деятельностью в аудитории. В условиях вуза при том объеме учебного материала, которыйрекомендован учебными программами, невозможно обойтись без самостоятельной работыстудентов в аудиторное и внеаудиторное время. Индивидуальный поиск знаний важен еще ипотому, что способствует развитию любознательности, пытливости, ориентирует на исследовательскую работу теоретического или опытно-экспериментального уровней. Происходит сближение самостоятельной работы с научным поиском. В западноевропейских вузах тенденция к самостоятельной индивидуальной работе студентов просматривается очень отчетливо, и доля этой работы высока. В разных вузах страны пропагандируется мнение о необходимости повысить удельный вес самостоятельной работы студентов. Но опираясь на данный принцип, преподаватели не могут не участвовать в организации самостоятельной работы студентов. Ею следует руководить и разумно сочетать с учебно- познавательной деятельностью в аудитории.

Реализации данного принципа способствуют следующие правила:

• учитывая возрастные и образовательные возможности студентов, четко определять объем и сложность их самостоятельной работы;

• рекомендовать студентам разнообразные формы самостоятельной работы;

• помогать студентам овладеть методами самостоятельной работы;

• периодически осуществлять контроль за ходом самостоятельной работы студентов.

- Принцип профессиональной направленности обучения. Для деятельности высшей школы он имеет приоритетное значение. Суть его состоит в том, чтобы изучаемые в вузе учебные дисциплины были максимально приближены к будущей профессии; чтобы в процессе реализации воспитывающей функции обучения преподаватели обращали внимание на формирование и индивидуально, и профессионально значимых качеств, а реализация развивающей функции была направлена не только на общее развитие личности, но и на развитие педагогических способностей. Сказанное не означает, что специальные учебные дисциплины должны заменить соответствующие методические курсы, но методические элементы в преподавании социокультурных и специальных дисциплин следовало бы вводить смелее. Это возможно осуществить, установив тесные педагогические контакты с кафедрами методики обучения физике, химии, математике, истории, биологии и т.д. Материализация дидактического принципа профессиональной направленности осуществляется различными путями с учетом содержания и возможностей учебного предмета. Кроме того, сама атмосфера учебно-воспитательного процесса должна быть профессионально одухотворена, необходимо, чтобы в ней присутствовал культ личности учителя.

Реализации принципа профессиональной направленности обучения помогает следование определенным дидактическим правилам:

• настойчиво формировать культ учителя и педагогической деятельности в учебно- воспитательном процессе;

• стремиться разнообразными методами и приемами придать обучению студентов профессиональную направленность;

• установить межпредметные связи для лучшей ориентации при реализации рассматриваемого дидактического принципа;

• не перегружать процесс обучения профессионально значимыми элементами.

Сопоставление дидактических принципов, функционирующих в вузе и в школе, дает основание утверждать, что некоторые из них, например принципы научности, систематичности и последовательности, наглядности и образности, связи теории с практикой, присущи современному образовательному процессу данных учебных заведений. Однако характер и степень воздействия на этот процесс разные, что определяется спецификой его организации и содержания, целевой установкой обучения студентов и школьников.

В то же время ряд принципов реализуется либо в вузе, либо в школе. Так обстоит дело с дидактическим принципом профессиональной направленности, который определяющим образом влияет на учебно-воспитательный процесс лишь вуза. А для школы типичными являются принципы доступности, прочности знаний, учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

Образовательный процесс в высшей школе определяет ряд объективно существующих устойчивых связей-закономерностей, которые направляют его ход. Преподаватели вузов, учитывающие закономерности обучения студентов, строя его на научной основе, достигают лучших результатов. Педагогика высшей школы, исследуя образовательную практику, сформировала ведущие идеи, положения, своего рода требования к организации учебно-воспитательного процесса, которые получили статус дидактических принципов. Преподаватели вузов могут учитывать либо не учитывать те или иные дидактические принципы, формировать собственную систему принципов обучения. Поэтому данная категория дидактики носит объективно-субъективный характер. Исследованиями доказано, что если преподаватели в педагогической деятельности опираются на систему дидактических правил и принципов, их деятельность становится более продуктивной. Данное обстоятельство детерминируется уровнем психолого-педагогической культуры профессорско-преподавательского состава вуза.

Следует иметь в виду, что одни дидактические принципы имеют прямое отношение к учебно-воспитательному процессу и вуза, и школы, другие влияют на этот процесс либо в школе, либо только в вузе, что определяется спецификой учебных заведений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...