Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды спорта и системы физических упражнений, развивающие профессионально важные качества.

Тема 9. Профессионально-прикладная физическая культура.

Профессиональная психофизическая готовность.

1. Определение понятий «профессионально-прикладная физическая культура», «профессиональная – психофизическая подготовка», «профессиональная работоспособность», «профессиональная адаптация ».

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

  • развитие ведущих для данной профессии физических способностей;
  • формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;
  • повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
  • воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;
  • повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда;
  • содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики.

Работоспособность - это потенциальная готовность и фактическая возможность человека выполнять определенный вид деятельности на необходимом уровне эффективности в течение определенного времени.

Профессиональная работоспособность представляет собой максимальную эффективность деятельности человека при таком уровне функциональной мобилизации, не вызывает перенапряжение организма.

Профессиональная адаптация — это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация — приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.

 

Этапы трудовой деятельности.

Трудовая деятельность является основным видом деятельности человека, поскольку она занимает большую часть времени его сознательной жизни, выступает источником обеспечения его материального благополучия, в её рамках формируется ближайшее социальное окружение индивида, круг общения, хобби и увлечения.

Рассмотрим этапы трудовой деятельности.

· Профессиональный выбор,

· Профессиональная адаптация

· Профессиональная самоидентификация

· Формирование взаимоотношений с коллективом др.

 

Подробнее:

Трудовая деятельность включает в себя следующие основные этапы:

1) Профессиональная оптация – формирование профессиональных намерений индивида на основе совокупности знаний о профессиях и избирательного отношения к одной из них. Профессиональная оптация сопровождается переоценкой индивидом учебной деятельности: её содержание изменяется от учебно-познавательной к учебно-профессиональной.

2) Профессиональная подготовка (профессиональное образование) представляет собой этап усвоения индивидом специализированных знаний, умений и навыков, реализуемых в трудовой деятельности.

(На данном этапе многие обучаемые разочаровываются в будущей профессии, возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учёбе. Наблюдается кризис профессионального выбора, который, как правило, характерен для первого или последнего года профессиональной подготовки. В то же время, смена мотивации обучения на мотивацию трудовой деятельности позволяет преодолевать данный кризис. Усиливающаяся профессиональная направленность учебных дисциплин также снижает степень неудовлетворённости будущей профессией).

3) Профессиональная адаптация. Данный этап характеризует начало трудовой деятельности индивида. Как правило, первые недели и месяцы работы сопровождаются определёнными трудностями в выполнении профессиональных обязанностей, вызванных необходимостью адаптации индивида к новым для него условиям труда и трудовому коллективу. (Кризисные явления, возникающие на этапе профессиональной адаптации, имеют психологическую основу, связаны с несовпадением реальной трудовой жизни и сформировавшимися ранее представлениями и ожиданиями. Следует отметить, что при переходе индивида с одного места работы на другое, этапа профессиональной адаптации происходит повторно).

4) Достижение профессионального мастерства это этап трудовой деятельности, на котором результаты труда того или иного индивида признаны коллективом и признаны окружающими. (На данном этапе также могут возникать кризисные явления, имеющие психологическую основу – индивид может перестать ставить перед собой новые задачи, ему бывает трудно понять, к чему стремиться дальше).

Виды спорта и системы физических упражнений, развивающие профессионально важные качества.

Одними из наиболее древних видов спорта являются легкая атлетика и конный спорт. Со временем образовалось большое число новых видов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сло­жившихся видов, взаимного влияния, научно-технического прогресса. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробати­ка, лыжный фристайл (свободный стиль), сноуборд, керлинг, конькобеж­ный шорт-трек, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтаплане­ризм, спортивный виндсерфинг, триатлон и многие другие.

Виды спорта можно классифицировать по ряду признаков:

  1. По месту в международном спортивном движении различают олимпийские (включенные в программу Олимпийских игр) и неолимпий­ские виды спорта; общепризнанные, культивируемые во многих странах, и национальные, которые популярны в отдельных странах и регионах. На­пример, в России издавна занимались городошным спортом, на Кавказе — разными видами борьбы, у северных народов — гонками на собачьих уп­ряжках и оленях. В США спорт №1 — американский футбол, правила кото­рого сложились в 1880 г. В Великобритании и Австралии большое распро­странение получил гольф.
  2. По структуре движений виды спорта подразделяются на две груп­пы: циклические, где движения повторяются, и ациклические, К первой группе относятся спортивная ходьба, бег, велоспорт, плавание, гребной спорт, конькобежный спорт, лыжные гонки. Ко второй группе относятся гимнастика, борьба, бокс, фехтование, тяжелая атлетика, фигурное ката­ние, футбол, баскетбол, теннис и др.
  3. По интенсивности двигательной деятельности выделяют высоко­интенсивные виды спорта, результаты в которых зависят от непосредст­венного проявления физических качеств человека (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости) и владения спортивной техникой; техни­ческие виды (авто- и мотоспорт, водномоторный, самолетный, планерный, парусный спорт и т. д.); технико-конструкторские виды (авто-, авиа-, судомодельный спорт); стрелковые виды (стрельба из огнестрельного и пневматического оружия, из лука); абстрактно-игровые виды (шахматы, шашки), которые к видам спорта относят только из-за наличия в них эле­мента соревновательности. Наибольшее воздействие на организм оказы­вают занятия высокоинтенсивными видами спорта.

К видам спорта, развивающим выносливость, относятся все цикли­ческие виды спорта, в которых физическая нагрузка длится сравнительно долгое время.

Это:

  • спортивная ходьба;
  • бег на средние (800, 1500 м) и длинные (5000, 10000 м) дистанции, марафонский бег (42 км 195 м);
  • шос­сейные велогонки и гонки на треке, велокросс;
  • плавание на дистанциях 200, 400, 1500 м;
  • гребля на академических лодках, байдарках и каноэ;
  • лыжные гонки и биатлон;
  • бег на коньках на дистанциях 5000 и 10000 м;
  • спортивное ориентирование;
  • триатлон.

Самая главная особенность данных видов спорта состоит в том, что по сравнению с другими они в наибольшей степени способствуют укреп­лению здоровья.

В группу скоростно-силовых видов спорта входят легко­атлетические метания копья, диска, молота, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, прыжки с шестом, тройной прыжок. Скоростно-силовые способности, наряду с другими физическими качествами, развиваются также при занятиях бегом и плаванием на короткие дистанции, спортив­ными единоборствами, спортивными играми.

Развитие быстроты происходит в процессе занятий спринтерскими дисциплинами разных видов спорта.

  • В легкой атлетике — это бег на корот­кие дистанции, т. е. на 100 и 200 м, 100 и 110 м с барьерами. Длинным спринтом считается бег на 400 м.
  • В конькобежном спорте — это бег на дис­танции 500 м,
  • в плавании — 100 м,
  • в велоспорте — гонки на треке.

К видам спорта, развивающим ловкость, или, другими словами, к сложнокоординированным видам спорта относятся спортивная и художе­ственная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, лыжный слалом и фристайл, фигурное ка­тание на коньках, водно-лыжный спорт, синхронное плавание, а также не­которые спортивные игры и легкоатлетические дисциплины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...