Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новейшая история стран Европы и Америки

1. На­чи­ная с 1940-х годов пра­ви­тель­ства за­пад­ных стран раз­ви­ва­ли эко­но­ми­ку, в ос­нов­ном опи­ра­ясь на кейн­си­ан­скую мак­ро­эко­но­ми­че­скую мо­дель, со­глас­но ко­то­рой го­су­дар­ство долж­но ак­тив­но вме­ши­вать­ся в эко­но­ми­ку, сти­му­ли­руя эко­но­ми­че­скую ак­тив­ность на­се­ле­ния. В те­че­ние опре­де­лен­но­го пе­ри­о­да вре­ме­ни эта мо­дель оправ­ды­ва­ла себя, спо­соб­ствуя росту бла­го­со­сто­я­ния ев­ро­пей­цев и раз­ви­тию эко­но­ми­ки в целом. Этот пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­чав­шим­ся еще до войны раз­ви­ти­ем об­ще­ства по­треб­ле­ния, роста про­из­вод­ства ав­то­мо­би­лей, бы­то­вой тех­ни­ки и т.п. Также этот пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ро­стом ур­ба­ни­за­ции, зна­чи­тель­ным па­де­ни­ем доли сель­ско­го хо­зяй­ства в струк­ту­ре за­пад­ных эко­но­мик, ро­стом доли сферы услуг, а глав­ное – на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ци­ей (НТР). НТР свя­за­на, в част­но­сти, со зна­чи­тель­ным ро­стом зна­че­ния науки как фак­то­ра про­из­вод­ства, при­ме­не­ни­ем прин­ци­пи­аль­но новых тех­но­ло­гий, воз­рас­та­ю­щей ав­то­ма­ти­за­ци­ей про­из­вод­ства.

Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села). Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации — сокращение рабочих мест и др. Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949—1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашенные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия. В послевоенные годы функционируют специализированные учреждения ООН - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), членами которых являются подавляющее большинство стран мира. С 1961 г. существует межправительственная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 промышленно развитых государств. Дальнейшее ослабление капитализма: усиление мир-х тенденций социализма. Обострение отношений между странами (США и Кубы). Карибский кризис 1962 г.. национал. освободительное движение завершается, то есть завершается распад колониальной системы. В 1960 г сразу 17 колоний в Африке получили независимость - ГОД Африки, не стабильность Бреттон-вудской валютной системы. 1971 г. многие отказываются обменивать свои доллары на золото. Это фактически приводит к распаду Бреттон-вудской системы. Договоренности о введении плавающих курсов валют. Цена на золото единая отменяется - повышение стоимости золота.

К началу 50-х гг. в идейно-политическом и военно-политическом отношении мировое пространство оказалось разделенным на два противоборствующих лагеря. Причем каждая из двух систем именно себя считала выразительницей и защитницей чаяний и интересов народов. Разработав идеологическое обоснование своих позиций, США объявили себя защитниками свободного мира, а СССР, в свою очередь, – оплотом мира, демократии и социализма. «Холодная война» характеризовалась усилением недоверия между великими державами, форсированием гонки вооружений, созданием военных блоков, использованием силы или угрозы применения военной силы в международных отношениях, отказом от урегулирования спорных вопросов путем переговоров и т. д. Конфронтационность в отношениях друг с другом составляла как для СССР, так и для США основу глобальной внешнеполитической стратегии. Такая позиция держала в постоянном напряжении весь мир, который был разделен на сферы «жизненных интересов» двух сверхдержав. Сформировалась двухполюсная иерархическая структура мирового сообщества, в которой две сверхдержавы занимали вершину пирамиды, за ними шли великие державы – постоянные члены Совета Безопасности ООН, далее – страны, менее значимые с точки зрения веса и влияния в решении международных проблем. В этой игре геополитических интересов конфликты в любом регионе земного шара рассматривались как составная часть глобальной борьбы двух сторон друг против друга. В глазах обеих сторон каждая из этих войн (или конфликтов) имела значимость не только и не столько с точки зрения решения той или иной конкретной проблемы, сколько с точки зрения выигрыша или проигрыша Востока или Запада. Характерно, что главными движущими факторами поведения обеих сверхдержав и их блоков были именно взаимный страх и озабоченность собственной безопасностью. Соответственно, в центре внимания с обеих сторон стояло стремление к наращиванию военной мощи. Развитие международных отношений оказалось связано с ускоряющейся гонкой вооружений, требовавшей все большего напряжения сил ведущих стран мира и создававшей все большую опасность для судеб человечества. Двухполюсность в чистом виде существовала лишь в течение сравнительно короткого периода. На протяжении всех послевоенных десятилетий, особенно с 60-х гг., ее постоянно нарушали многие факторы. Важнейшее значение с этой точки зрения имели развернувшиеся после Второй мировой войны процессы распада колониальных империй и образования множества новых независимых государств разной идеологической и политической ориентации. Фактически мир оказался разделенным на три разных мира: первый – капиталистический, второй – социалистический и третий – развивающийся, принципиально отличающихся друг от друга по степени экономического развития, образу жизни, мировоззренческим основам.

9. Вторая мировая война нанесла большой ущерб британской экономике. Особенно большое падение производства наблюдалось в традиционных отраслях, вырос государственный долг. Значительно ухудшились связи с колониями. Британские доминионы, разделившие военные тяготы с метрополией, все активнее заявляли о своей экономической и политической самостоятельности. В целом за годы Второй мировой войны Великобритания потеряла около 25 % национального богатства. Но среди западноевропейских стран она находилась отнюдь не в худшем положении.

Великобритания вошла в число стран-победительниц, полностью реабилитировав себя за внешнеполитические просчеты 30-х гг. и приняв непосредственное участие в определении судеб послевоенного мира. Тем неожиданнее оказалось резкое изменение политической обстановки в стране в 1945 г., названное газетчиками «британской революцией».

Происходит усиление влияния лейбористов, выдвинувших манифест "Лицом к будущему". Выборы в парламент в июле 1945 г. принесли им победу. Правительство К. Эттли (1945 - 1951 гг.) способствовало усилению ГМК. Оно провело национализацию Английского банка, угольной, газовой промышленности, части сталелитейных заводов и др., социальные реформы (отмена закона 1927 г., новое законодательство о социальном страховании и здравоохранении), реформу палаты лордов (право вето сократилось до 1 г.). В то же время "замораживалась" зарплата, росли налоги, увеличивались военные расходы. Страна принимает участие в плане Маршалла, в создании НАТО, способствует восстановлению монархического режима в Греции, содействует расколу Германии, участвует в войне в Корее. Правительство вынуждено признать независимость Индии, Бирмы, Цейлона. В других колониях стремление к независимости подавляется силой. В 1951 г. к власти на 13 лет возвратились консерваторы (кабинеты У. Черчилля (до 1955 г.), А. Идена (1955 - 1957 гг.), Г. Макмиллана (1957 - 1963 гг.), А. Дуглас-Хьюма (1963 - 1964 гг.). Сокращается ГМР, денационализируется сталелитейная промышленность и автодорожный транспорт. Сокращаются средства на социальные цели и гражданские отрасли. Отменен контроль над ростом квартплаты (1957 г.). В 60-е гг. - "ветры перемен": усиливается ГМР, создается Национальный совет экономического развития (1962 г.), предоставляются госсубсидии крупному бизнесу.

Во внешней политике - курс на укрепление позиций в Европе (но: неудача с вступлением в ЕЭС и создание ЕАСТ), укрепление отношений с Содружеством наций. В то же время - колониальные войны против Малайи, Кении, Британской Гвианы. Но британская колониальная империя была ликвидирована. Страна участвует в СЕАТО и Багдадском пакте (СЕНТО). Агрессия против Египта (октябрь - ноябрь 1956 г.) привела к отставке правительства А. Идена. Необходимость нормализации отношений с СССР приводит к успеху Женевского совещания 1954 г. по Индокитаю и участию в Женевской конференции глав правительств 4-х стран 1955 г., подписанию Московского договора 5 августа 1963 г. Неудача соглашения с ЕЭС привела к созданию ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) (1958 - 1960 гг.).

10. Экономические трудности, политический скандал лета 1963 г. привели к смене правительства, а в октябре 1964 г. - к поражению консерваторов на выборах. При лейбористском правительстве Г. Вильсона (1964 - 1970 гг.) продолжается политика программирования (национальный план на 1964 - 1970 гг.), национализируется черная металлургия (1967 г.). Были повышены пенсии, установлен контроль за квартплатой. Создано Национальное управление по ценам и доходам. После выборов 1966 г. в парламент внесен антипрофсоюзный законопроект. С 1966 г. вводятся запреты на повышение зарплаты. Такова практика "государства благосостояния". Началось обострение обстановки в Ольстере (столкновения в октябре 1968 г. в Лондондерри). Во внешней политике был увеличен вклад Англии в НАТО, поддерживалась агрессия США в Индокитае. Осуществлялась поддержка расистским режимам в ЮАР и Ю. Родезии. По восходящей линии развивались отношения с СССР. Во время событий в Чехословакии правительство заняло антисоветскую позицию.

После поражения лейбористов на досрочных парламентских выборах (июнь 1970 г.) консерваторы сформировали правительство Э. Хита. У истоков его политики - "новый консерватизм". В 1971 г. парламентом принят антипрофсоюзный закон "Об отношениях в промышленности". Идет демонтаж госрегулирования экономики. Проводится политика замораживания зарплаты как средство борьбы с инфляцией. Растут квартплата, транспортные расходы, плата за медобслуживание. Наблюдается высокая степень монополизации и отставание в модернизации производства. Усилилось вооруженное насилие в Ольстере. В Ольстере было установлено прямое правление Лондона. Перед лицом экономических трудностей и роста рабочего движения осенью 1973 г. было введено чрезвычайное положение. С 1 января 1974 г. предприятия переведены на трехдневную рабочую неделю. Это вызвало забастовку шахтеров, переросшую во всеобщую. Экономика стала задыхаться. Досрочные парламентские выборы привели к формированию правительства Г. Вильсона. Развернулась борьба с инфляцией. Отменены принятые консерваторами в 1971 - 1974 гг. законы, повышены пенсии, пособия по безработице, заморожена квартплата, однако подняты цены на газ и электричество. Проводилась политика "социального контракта" (взаимные обязательства профсоюзов и правительства). Однако ее реализация по вине последнего была сорвана. Отражением политического кризиса стала отставка Г. Вильсона (март 1976 г.). Премьер-министром стал Дж. Каллагэн. Уступка Лондона МВФ привела к сокращению расходов на социальные нужды. Многие члены профсоюзов и лейбористской партии были не согласны с мерами правительства для вывода страны из кризиса. Внешнеполитический курс правительства Э. Хита был направлен на упрочение военно-стратегических и экономических позиций Англии в мире и особенно в Европе. С 1973 г. Англия стала членом ЕЭС. Предпринимались попытки возрождения политики "к востоку от Суэца". Осенью 1971 г. были осуществлены акции в отношении сотрудников советских учреждений в Англии. Лишь в 1972 г. правительство сказало "да" идее СБСЕ. Лейбористское правительство участвовало в проведении СБСЕ и подписало 1 августа 1975 г. Заключительный акт Хельсинки. Встречи Г. Вильсона и Дж. Каллагэна с лидерами СССР укрепили отношения с Советским Союзом.

В результате политического кризиса 1979 г. были проведены парламентские выборы. В мае 1979 г. было сформировано консервативное правительство М. Тэтчер. "Тэтчеризм" стал британским вариантом неоконсервативной идеологии и политики. В 1980-е гг. проводятся конституционные реформы (акт о британском гражданстве 1981 г., реформа судоустройства 1981 г. и др.). Проведена реприватизация в ряде отраслей экономики (нефтяной, газовой, электронной, аэрокосмической и др.). Осуществлена приватизация жилья. Выросло число акционеров (каждый пятый житель страны). Ужесточено трудовое законодательство, принят ряд антипрофсоюзных законов. В 1984 - 1985 гг. происходила мощная забастовка шахтеров, сопротивлявшихся закрытию нерентабельных шахт. В начале 1981 г. часть правого крыла лейбористов в о главе с Д. Оуэном, Ш. Уильямсом, Р. Дженкинсом вышла из ЛПВ и образовала Социал-демократическую партию Великобритании. В марте 1988г. социал-демократы и либералы слились в Социал-либеральную демократическую партию. СЛДП начала выступать на выборах, получая 9 - 11 % голосов. Рост "среднего класса" в обществе способствовал поддержке консерваторов, трижды побеждавших на выборах. Сократились инфляция, безработица, наблюдался экономический подъем. Однако попытка ввести подушный налог способствовала уходу М. Тэтчер. После 11 лет правления ее сменил Дж. Мэйджор. В 1992 г. консерваторы подтвердили на парламентских выборах статус правящей партии. Проводилась политика "здорового консерватизма" - консерватизма, сдобренного популизмом. Оказывалась помощь государства тем, у кого меньше шансов на успех ("социальный рынок"). В 1992 - 1993 гг. принимаются правовые документы ("Хартия граждан"). Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере самоуправления с жесткой борьбой с ИРА, удалось сбить волну терроризма. Во внешней политике правительство М. Тэтчер поддержало "крестовый поход против коммунизма", объявленный Р. Рейгана, программу СОИ. С началом перестройки в СССР отношения с Советским Союзом нормализовались, чему способствовали личные встречи М. Тэтчер и М.С. Горбачева. После распада СССР британо-российские отношения развивались достаточно стабильно. Великобритания добилась сокращения взноса в ЕЭС, участвовала в принятии Маастрихтского договора. В 1992 г. страна вышла из европейского соглашения о валютном регулировании. Начался период "евроскептицизма". Проявлением "имперского мышления" стал военный конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982 г.), закончившихся победой Англии.

12. Увеличение налоговых ставок, введение НДС на продукты питания, рост процентных ставок и цен на недвижимость, неверная стратегия предвыборной кампании, жесткая позиция по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу привели к поражению консерваторов на выборах в парламент в мае 1997 г. Лейбористы получили около 45% голосов, альянс либералов и социал-демократов - 17%. Э. Блэр, лидер лейбористов с 1994 г., выступил за ослабление связей с тред-юнионами. Укрепились связи партии с крупным бизнесом. В "новой лейбористской партии" ныне представлены все социальные слои общества. Лидеры партии отказались от национализации и выступили с идеями "общества интересов" и "экономики интересов". В сентябре 1998 г. путем референдумов решен вопрос о шотландском парламенте и ассамблее Уэльса. Были предприняты усилия по урегулированию проблемы Ольстера (при сохранении его в рамках Соединенного королевства). Осенью 1999 г. поведена конституционная реформа, направленная на лишение палаты лордов наследственного статуса. Во внешней политике сохранялись "особые" отношения с США. Великобритания в 1999 г. приняла участие в агрессии против Югославии. Правительство заняло осторожную позицию по отношению к планам США о создании национальной системы ПРО. Встречи Э. Блэра с В.В. Путиным способствовали развитию британо-российских отношений. В июне 2001г. на парламентских выборах вновь одержала победу лейбористская партия.

Пребывание Гордона Брауна на посту премьер-министра началось 27 июня 2007 года, когда он принял предложение Королевы сформировать правительство, заменив собою подавшего в отставку Тони Блэра. Первые недели премьерства Брауна ознаменовались рядом инициатив, которые были восприняты позитивно: строительство нового дешёвого и экологичного жилья в британской провинции и на бывших военных полигонах, новый комплекс конституционных мер для обеспечения прозрачности и ответственности властей перед народом, предложения по реформированию международных институтов, более сдержанные и деловые отношения Лондона и Вашингтона (при продолжении участия в операциях в Ираке). Первым серьёзным испытанием для правительства стал начавшийся в сентябре 2007 года кризис банка Northern Rock: Банк Англии был вынужден пойти на беспрецедентные финансовые вливания в размере 25 миллиардов фунтов стерлингов, которые в итоге так и не смогли удержать Northern Rock на плаву, и в феврале 2008 он был национализирован. Решительные действия правительства осенью 2008 года, в условиях развития мирового экономического кризиса, по мнению политических обозревателей, способствовали осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран. 15 июня 2009 года объявил о проведении расследования в связи с войной в Ираке, заявив, что оно исследует роль страны в войне; характер расследования критиковался оппозицией. 5 марта 2010 года лично давал показания на расследовании, сказав, что был осведомлён об основных решениях Тони Блэра по войне и считает, что война была «правой» и что разведывательные доклады убедили его, что Ирак представлял угрозу, с которой надо было бороться.

13. Четвертая Республика: после временного послевоенного правительства де Голля, 1946-1958 гг, два президента – Венсан Ориоль и Рене Коти. Международная обстановка: к 1947 г. после окончания Второй мировой в МО – период «холодной войны». США (Трумэн) и Великобритания (Черчилль) – антисоветский курс, обвиняют СССР в «железном занавесе». Коммунистические партии стали называть «Пятой колонной» СССР. Франция присоединяется к антисоветскому курсу. С 1949 года Франция получает средства и товары из США (по объему вторые после Англии), должна отчитываться перед США за их использование и создать благоприятный климат для американских инвестиций – вынуждена считаться с американской внешней политикой. В это время активно развиваются национально-освободительные движения в протекторате Франции Индокитае (состояние войны с Францией) и др. юго-восточных странах. В середине 1950-х годов начались волнения в Северной Африке – Тунисе, Марокко и Алжире (два первых считались французскими протекторатами, а последний – заморским департаментом Франции). В 1956 независимость получил Тунис, а в 1957 – Марокко. Попытка усмирения Алжира силой – крайне непопулярная мера во Франции, привела к краху Четвертой Республики.

Основные этапы внутриполитического развития:

1. октябрь 1946 - принята новая Конституция, близкая к Конституции Третьей республики (слабая власть президента, парламентский строй, однопалатный парламент – Национальное собрание).

2. январь 1947 - главные государственные посты во Франции заняли социалисты. Президент Республики – Венсан Ориоль, председатель совета министров – Поль Рамадье.

У власти оставалась трехпартийная коалиция (Социалистическая партия, МРП и Коммунистическая партия.) 1947 – создание де Голлем движения «Объединение французского народа» (РПФ). Голлисты пытались законным путем добиться роспуска Национального Собрания, выиграть в случае успеха досрочные выборы и изменить Конституцию. Но им удалось только получить небольшое представительство в Национальном собрании.

Цель голлистов – уберечь страну от коммунизма.

• После распада трехпартийной системы возникла коалиция «Третья Сила», в которую входили социалисты, партия СФИО и МРП, а также радикалы (все республиканские партии). Первый лидер коалиции – Робер Шуман.

Отличительная черта конца 40-х – антикоммунизм, направленность на англо-американский блог, курс к объединению западных держав

• Накануне парламентских выборов была создана новая правая партия «Национальный центр независимых и крестьян». Лидер партии – Поль Рейно.

• Кабинет «третьей силы» провел через парламент избирательный закон, который заменил существующую систему выборов на мажоритарную. Это позволяло отдать все депутатские места данного избирательного округа тому блоку, за который было отдано больше половины голосов.

• Выборы 1951 года – пик партийной политической борьбы. В результате парламентских выборов 1951 г все основные политические объединения завоевали примерно одинаковое количество мест в нижней палате, за что она получила название «шестигранное собрание». В 1952 г «третья сила» окончательно распалась после отставки правительственного кабинета.

• Весна 1952 г – создание «Правоцентристского блока», в который вошли «независимые», МРП и радикалы.

За период с 1952 по 1956 сменилось 5 кабинетов, но все они опирались на Правоцентристский блок. Пример: правительство Пьера Мендес-Франса (подписал соглашение о прекращении войны в Индокитае, но боролся за вступление ФРГ в Европейское оборонительное сообщество – так как после войны все были против восстановления армии в Германии, его правительство вынуждено было уйти в отставку)

• В середине 50-х гг наметились кризисные тенденции в партийно-политической системе. Все партии (кроме коммунистов) переживали внутренние разногласия.

• В 1955 переданные генералу голлисты образовали новую партию – Национальный цент социальных республиканцев

• 1955 г. – из-за партийных разногласий объявлено о роспуске Национального собрания и о досрочных парламентских выборах.

• Накануне выборов сложился партийный блок «Республиканский фронт», к которому относились социалисты, радикалы, партия ЮДСР и «социальные республиканцы». У них не было единой программы, но они определили широкий круг вопросов, которым собирались уделять наибольшее внимание.

• Результаты выборов 1956 г. – успех левых партий; вперед вышла партия ФКП.

Итоги IV Республики: период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Активное участие Франции в политической жизни и западной интеграции: Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали.

Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода), постоянная межпартийная борьба и политический хаос. Начало экономического роста («Славное тридцатилетие») сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись так называемые «призрачные правительства» (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год). Конец IV Республики – к власти на волне алжирского кризиса приходит де Голль, проводит конституционную реформу. В 1958 президент Рене Коти подписывает новую Конституцию – установление президентской республики, затем де Голль становится президентом.

14. Основой возрождения «великой Франции» де Голль считал не только реформу конституционного устройства, но и обеспечение социальной стабильности в стране. Ключевую роль в этом отношении играла концепция «ассоциации труда и капитала», призванная преодолеть классовый антагонизм, сформировать «третий путь» общественного развития. 1 июня 1958 г. Национальное собрание предоставило де Голлю пост главы правительства. Оппозицию голлизму составили коммунисты, ЮДСР под руководством Ф. Миттерана, левые радикалы, часть социалистов во главе с К. Пино и А. Газье. 3 июня парламент принял конституционный закон, согласно которому правительству на шесть месяцев предоставлялась вся полнота власти, за исключением законодательной деятельности в области публичных прав и свобод. Правительство наделялось полномочиями по пересмотру конституции. С роспуском парламента режим Четвертой республики перестал существовать. Проект конституции Пятой республики разрабатывался рабочей группой под руководством Мишеля Дебре с участием консультативной комиссии, составленной из представителей обеих палат парламента и правительства. 28 сентября 1958 г. он был вынесен на референдум и одобрен 79,2 % голосовавших. Конституция 1958 г. сформировала во Франции смешанный, президентско-парламентский режим. Президент Пятой республики имеет право участвовать в законодательном процессе. Законы, принимаемые парламентом, требуют обязательной промульгации с его стороны. Таким образом, конституция 1958 г. создавала систему «рационализированного» разделения властей взамен парламентскому верховенству Третьей и Четвертой республик. Почти авторитарное преобладание президента являлось скорее политическим свойством новой конституционной системы и могло сохраняться лишь при существовании в обществе безусловно доминирующей политической силы.

В октябре 1958 года сторонники Голля объединились в партию Союз за новую республику (ЮНР), которая объявила себя «всецело преданной» его «идеям и личности».

21.12.1958 года Голль избран президентом, 19.12.1965 года переизбран на новый, 7-летний срок. На этом посту, преодолев сопротивление ультраколониалистов и части военных, он добился предоставления независимости Алжиру, проводил курс на повышение роли Франции в решении европейских и мировых проблем.

В период правления Голля Франция стала ядерной державой (январь 1960 года); в 1966 году, не добившись равноправия с США и Великобританией в НАТО, вышла из военной организации этого союза. В 1964 году руководство Франции осудило агрессию США против Вьетнама, а в 1967 году агрессию Израиля против арабских государств. Будучи сторонником европейской интеграции, Голль понимал «Объединённую Европу» как «Европу Отечеств», в которой каждая страна должна сохранить политическую самостоятельность и национальную самобытность. Голль выступал за сближение Франции с ФРГ, в 1963 году подписал франко-германский договор о сотрудничестве. Дважды (в 1963, 1967 годах) он налагал вето на вступление Великобритании в ЕЭС, не желая допустить в эту организацию сильного конкурента, тесно связанного с США и способного претендовать на лидерство в Западной Европе. Одним из первых Голль выдвинул идею разрядки международной напряжённости. В годы правления Голля значительное развитие получило сотрудничество Франции с СССР. В 1964 году Франция признала Китайскую Народную Республику и установила с ней дипломатические отношения.

В мае 1968 года Францию охватили студенческие волнения, переросшие во всеобщую забастовку (смотри Всеобщая забастовка 1968 года во Франции), которые свидетельствовали о глубоком кризисе французского общества. Голль добровольно сложил с себя полномочия президента республики и отошёл от политической деятельности после того, как на референдуме 28.4.1969 года не получили поддержки большинства населения предложенные им проекты реформы Сената и изменения административно-территориального устройства Франции.

15. Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..

Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).

Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.

Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).

Отказ от политики социального партнерства привел к потере ЮДР 4 млн. голосов на выборах 1973 г.. Это было первым открытым кризисом голлизма. Смерть Ж. Помпиду в 1974 г. завершила этот процесс.

В мае 1974 г. президентом был избран Ж.Д'Эстен - лидер группировки "независимых республиканцев" и других мелких партий (СФД). Пост премьер-министра занял Жак Ширак (ОПР). Ширак решил спасти остатки партии голлистов и объединить вокруг себя правые политические силы.

В обстановке экономического кризиса середины 70-х г.г. усиливается процесс "биполяризации" партий, ослабления центристских группировок. На парламентских выборах 1978 г. в борьбе участвовали 4 главных партии - 2 правые (ОПР и СФД) и 2 левые (ФКП и ФСП). Ж. Д'Эстен выступил с идеей создания передового "либерального общества" без революций, путем реформ. Неоднократно повышалась зарплата, снижен избирательный центр с 20 до 18 лет, разрешены аборты. Правительством Р. Барра проводились антикризисные мероприятия. Ж. Д'Эстен выступал в поддержку западноевропейской интеграции. Франция в 1979 г. участвовала в выборах в Европарламент. Проводился курс на участие Франции в военных маневрах НАТО. Активизировались отношения с арабскими странами, Ираном, Китаем. Укрепились позиции Франции в Центральной Африке. Франция участвовала в СБСЕ. Продолжался политический диалог с СССР. Но введение советских войск в Афганистан встретило осуждение. Поддерживалось "двойное решение" НАТО о евроракетах.

16. Ф. Миттеран (1916-1996) Его 14-летнее президентство (2 срока по 7 лет) — самое продолжительное в истории Франции. В начале каждого своего президентского срока Миттеран распускал парламент и объявлял досрочные выборы, чтобы в первые 5 лет президентского срока иметь большинство в парламенте, и оба раза после этого его партия проигрывала следующие выборы, из-за чего в последние 2 года обоих сроков Миттеран вынужден был мириться с консервативными премьер-министрами. Миттеран был самым пожилым президентом Франции в XX веке (ему было 78 лет и 7 месяцев, когда он покинул пост президента) и прожил меньше всех президентов после ухода с должности (всего 236 дней). Незадолго до своей смерти, в мае 1995 года, Миттеран приезжал в Москву на празднование 50-летия победы СССР в Великой Отечественной войне. Получил юридическое образование. Воевал во время Второй мировой войны, в 1940 году был ранен, попал в плен. Предпринял две попытки побега, вторая — в 1941 году — окончилась удачно. Участвовал во французском Сопротивлении. Параллельно входил в администрацию режима Виши. В 1944 году его женой стала Даниэль Миттеран, отличавшаяся стойкими левыми убеждениями.

-выборы президента 1981. Миттеран от социалистов.(52%) сформировано правительство левых сил с коммунистами. Правительство Фабеуса- 1984-86.

-1981-82 ряд мер по совместной программе, национализация 36 банков, отмена налога на лиц с минимальной зар платой, налог на крупные состояния. Увелич пенсий, расширялись права профсоюзов, отмена смертной казни.

-внеш полит. – за разрядку международной напряженности. добрососедские отношения со всеми странами. Но Франция продолжат увеличивать военные расходы, участвует в военных маневрах НАТО.

- усиление вывоза капиталов за границу, не случилось оживления в эк. рост цен, появление «новых бедных».

-1982-83 политика строгой экономии. социалисты только призывали трудящихся бороться с кризисом. – это вызвало разочарование. 1984-коммунисты вышли из правительства.

-выборы 1986 г. успех правых. правительство Ширака (1986 – 1988)

Правые-56%.Консервативная волна» - предыдущие неудачи – как неосуществимость социалистических идеалов, нужна рыночная эк, частная инициатива, отказ от дирижизма. 1986 – правое правительство (ОПР и Союз за фр демократию)

-при Шираке гл мероприятие- частичная денационализация промышленности и банков. Отмена налога на крупные состояния, отмена гос контроля над ценами, сокращение расходов на соц страхование.

- Выборы 1988,переизбрание Миттерана. (53,8%) – успех левых, Миттеран распустил парламент что бы закрепить позиции левых. 1 – е соц партия- 35%, 2-е коммунисты 11,3%. Оно управляло 5 лет. До 1993г. Премьеры: Рокар(1988-91), Крессон(1991-92)-1-я женщина этом посту, Берговуа(1992-93).

- 2 «ни»: «Ни приватизация, ни национализация». Восстановлен налог на крупные доходы.

-внеш. полит. На годы правления социалистов пришлись крупнейшие события международной жизни: конец «холодной войны», объединение Германии, Распад СССР и Югославии, объединение западной Европы. Стремились сблизиться с Германией. Вместе объединяя западную европу. 1991 г Маастрихстский договор закрепил интеграцию 12 стран в Европейский союз. Действия с Нато, все еще не вступая. Миттеран поддерживал перестройку в СССР, после сотрудничество и с Россией.

-1993 выборы в нац собрание, поражение левых. Левые ничего не добились,+ финансовые скандалы,. На выборах они потеряли 4/5 парламентских мандатов.

-правительство правых Балладюр (1993-95). –противник дережизма, за эк либерализм. Гл результат – приватизация эк. Все что осталось, перешло в частные руки. У госуд. Только ж/д метро шахты почта…На 1-м плане борьба с инфляцией, ограничение иммигрантов. => рост пром производства, не росла безработица, он был самым популярным политиком.

17. На парламентских выборах в марте 1986 г. правые партии одержали победу. Правительство возглавил Ж. Ширак. Обнаружились противоречия между правым большинством Национального собрания и сохранившим президентский пост Ф. Миттераном. Добившись вотума доверия правительства, правые партии провели денационализацию ряда корпораций и банков. Активизировались рыночные механизмы в экономике. Это был француз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...