Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика программы и организации прикладного исследования




Программа и рабочий план прикладного исследования образуют единый документ, который обсуждается с заказчиком и должен быть им одобрен. Поэтому содержание программы излагается непременно на общедоступном языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспециальной терминологией и аргументацией. Основные элементы такой программы следующие.

1. Четкая формулировка задач исследования с указанием ожидаемого практического результата. В этом разделе обосновывается необходимость проведения исследования исходя из актуальности конкретных проблем и противоречий, мешающих нормальному функционированию и развитию данного объекта. Например, подчеркивается, что реализация определенных социальных целей затруднена вследствие неудовлетворительной организации труда, недостатков в сфере обслуживания населения, некоторых групп в особенности (указываются эти группы); по имеющимся данным очевидно отставание в таких-то сферах активности в сравнении с уже достигнутыми социальными образцами и т.д.

Ожидаемые в итоге исследования результаты описываются в терминологии возможных управленческих решений с указанием их общего характера и направленности: для таких-то целей в форме таких-то документов и для таких-то органов управления. Например, предложения к плану социального развития на период... по разделам "а", "б" и "в" с разработкой мероприятий по совершенствованию... (перечисляются сферы управления и конкретные объекты).

2. Краткое научно-практическое обоснование проблемы и возможных способов ее изучения. Этот раздел программы совмещает уточнение основных понятий, перечень подлежащих анализу структурных единиц данного объекта (групп работников или населения, производственных ячеек и т.п.) и социальных процессов, которые следует проанализировать, а в заключение содержит перечень предполагаемых причин, мешающих нормальному функционированию и развитию данных структурных единиц, объекта в целом в данных направлениях деятельности.

Скажем, если задачи исследования состоят в повышении эффективности работы клубного учреждения, указывается, что будет пониматься под эффективностью (охват аудитории, степень устойчивости клубных коллективов, развитие определенных интересов, знаний и навыков, воздействие клуба на его потенциальную аудиторию...), какие группы населения могут быть отнесены к его потенциальной аудитории и какие из них по тем или иным причинам требуют особо внимательного изучения, какие обстоятельства условий труда, быта, досуга следует рассмотреть в первую очередь и почему именно эти сведения необходимы.

3. В третьем, методическом разделе программы предлагается тип выборки (при выборочном обследовании), указывается ее объем, перечисляются методы сбора данных и способ обработки результатов — все это в сжатом виде, в нескольких фразах. Задача данного раздела — переход к обоснованию ресурсных затрат, необходимых для осуществления исследования.

4. Рабочий план исследования составляет органический раздел программы. В нем поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т.п., обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал и (или) привлечение помощников на общественных началах. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы.

В отличие от программы теоретико-прикладного исследования, каковая может быть самостоятельной научной публикацией, программа прикладного исследования — весьма краткий рабочий документ объемом в несколько машинописных страниц. Однако она может содержать достаточно обширные приложения, отнесенные к любому из названных разделов или к каждому из них. Это зависит от степени изученности проблемы и данного объекта. В случае крайнего недостатка исходной информации в разделе 4 (рабочий план) предусматривается время на формулятивный этап исследования, а все предшествующие разделы излагаются в более общем виде с оговоркой, что более четкая постановка задач подлежит уточнению к согласованному сроку. Если имеются апробированные методики, их можно приложить к 3-му разделу программы; там же в качестве приложения может быть и расчет выборки. К рабочему плану непременно прилагается обоснование объема ресурсов на проведение исследования. В исследованиях с участием соисполнителей ко второму разделу программы целесообразно приложить подпрограммы, разработанные соисполнителями по частным направлениям и задачам.

Организация прикладного исследования требует прежде всего установления должного взаимопонимания с "заказчиком". Следует четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что, с точки зрения социолога, может быть реализовано, несомненно, предположительно или вовсе не удасться. Если цель и задачи исследования не согласованы надлежащим образом, итог, как правило, бывает плачевным: заказчик сомневается в полезности полученных данных. Сомнения такого рода могут быть вполне обоснованными, но случается и так, что они продиктованы ложным впечатлением заказчика о его информированности в данной области.

Службы социологического развития на предприятиях, в учреждениях и ведомствах непосредственно подчинены управленческому органу (обычно заместителю генерального директора по социальным вопросам) и получают четкие задания на исследование в плановом порядке. Тем не менее социолог призван в качестве эксперта критически подойти к делу. Руководство предприятия, озабоченное, например, текучестью кадров, ставит перед социологической службой задачу выявить ее причины. Но может случиться, что текучесть кадров на данном предприятии как раз не является проблемой первостепенной важности: она находится в рамках среднего уровня текучести по данной отрасли в данном регионе. Сравнительно более острой может оказаться проблема производственной адаптации молодежи, прибывшей на предприятие из технических училищ, или проблема организации быта и досуга проживающих в общежитии, какие-то иные стороны социальной жизни коллектива. Обязанность социологической службы состоит в том, чтобы постоянно анализировать общее состояние своего социального объекта, ранжировать соотносительную значимость возникающих проблем, информировать руководство о передовом опыте других служб социального развития и тем самым содействовать оптимальному планированию проводимых исследований.

Прикладное исследование на предприятиях в большинстве своем проводится оперативно, за год нередко выполняется до 10 тем, некоторые одновременно. Нет надобности каждый раз проводить обследование по классической схеме. Как замечает В.И. Герчиков, социологическая служба накапливает обширную информацию о своем объекте, пользуется статистикой предприятия, обращается к другим службам за экспертизой, прибегает к целенаправленным интервью небольшой численности работников разного уровня и занятых в различных подразделениях. Отсюда следует, что, уточнив задачи исследования, надо подумать, не достаточно ли уже имеющейся информации, а если так, то какой именно не хватает? Это существенно сокращает сроки работы и позволяет сосредоточиться на анализе проблем и разработке проектов решений в большей мере, чем на работе по сбору исходных данных.

Важный организационный вопрос — гарантия сохранения доверия респондентов - работников предприятия, к которым неоднократно приходится обращаться. Требование анонимности опросов здесь неприемлемо, и проблема доверия к социологической службе заключается, во-первых, в обеспечении очевидной эффективности проводимых обследований (т.е. их полезности) и в безусловном соблюдении этических норм работы социолога. Обычно в интервью или при анкетном опросе исследователь гарантирует использование полученной информации только в общественных целях. Нельзя пренебрегать и таким важным каналом поддержания доверия к социологической службе, как информация о проводимых обследованиях, и особенно об их результатах в многотиражной газете, по местному радиовещанию, в выступлениях на совещаниях руководящего персонала, но особенно - на общих собраниях трудового коллектива.

Нередко успешно проведенное исследование заканчивается не вполне удачно только потому, что его авторы допускают ошибки в построении итогового отчета, передаваемого заказчику. Типичные ошибки состоят в преувеличенном внимании к технике проведения исследования, описательным разделам, изобилующим таблицам и малосущественными деталями. Итоговый отчет должен быть максимально кратким. Он концентрирует внимание на выводах и рекомендациях, которые относятся к осуществлению предлагаемых мероприятий. Целесообразна следующая структура отчета.

1. Четкая формулировка задач исследования с указанием, какой орган социального управления поручил провести исследование.

2. Информация о календарных сроках, в течение которых проводилось исследование, на каких объектах и какие источники информации были использованы.

3. Основные выводы диагностического характера, т.е. формулировка главных результатов, указывающих на наличие социальных проблем и факторов, препятствующих их решению. В этом разделе следует приводить убедительные и не требующие особых пояснений статистические данные, которые иллюстрируют наиболее важные положения. Никоим образом нельзя вводить в отчет промежуточные обоснования выводов (например, описание индексов, конструируемых для уплотнения информации, корреляционных матриц, факторных статистик и т.п.). Как и в тексте программы, здесь надо избегать специальной социологической терминологии, пользоваться общедоступным языком.

В отчете социологической лаборатории п/о "Ижорский завод" (рук. A.M. Гришин), составленном В.Б. Винишским, приводятся данные опроса рабочих относительно их удовлетворенности различными сторонами производства и условий труда. После краткого объяснения методики и перечня охваченных подразделений автор отчета поименно благодарит всех, кто содействовал исследованию и участвовал в нем. Полторы страницы отведено инструкции, как пользоваться сведениями о корреляционных связях, а дальше последовательно предложены таблицы значимых корреляций между удовлетворенностью одним из перечисляемых факторов и всеми остальными. Каждая такая таблица сопровождается живым комментарием.

Например, интеркорреляции с показателем "интересная работа" комментируются следующим образом: Работа интересна, когда есть возможность раскрытия своих способностей, сознание полезности своего труда для общества, чувство перспективы роста и т.д.

Данная таблица имеет исключительно важное значение. В ней перечислены "болевые точки" мотивации к труду, на которые ни в коем случае нельзя давить. Интерес - вещь весьма деликатная: его сложно возбудить и очень легко спугнуть.

Если Вы хотите отбить у ваших сотрудников интерес к выполняемой работе, создавайте у них неудовлетворенность перечисленными здесь параметрами.

4. Предлагаемые решения, ожидаемые экономические и социальные эффекты их реализации, способы контроля успешности нововведений и, наконец, указания служб, органов управления, ответственных за осуществление данных мероприятий или заинтересованных в них.

5. Полный отчет по описанной форме разумно снабдить краткой аннотацией (краткий отчет) с отсылкой к соответствующим разделам и приложениям основного текста.

Хорошо организованная социологическая служба постоянно информирует трудовой коллектив о своей работе, активно участвует в управлении делами производства, в социальной жизни коллектива. Именно этим она способна завоевать должный авторитет и признание.

Практические советы

1. Более всего надо опасаться "смешения жанров": в теоретико-прикладном исследовании недооценивать его концептуальные аспекты, в прикладном - переоценивать их; в первом излишне конкретизировать выводы, во втором - излишне обобщать.

2. Организация исследования любого типа должна быть нацелена на качество: достоверность, надежность и обоснованность всех операций, особенно конечных выводов, предложений. Не объемы выборки (опрошено, дескать,!!! человек) и не ссылки на машинный анализ данных ("данные обработаны на ЭВМ "РЯД"), но содержательные доказательства обеспечивают доверие к итоговым результатам.

3. В советской практике для сбора и первичной обработки данных прикладных массовых обследований нередко прибегают к помощи общественности. При сокращении расходов на проведение исследования это повышает требования к контролю добротности информации. В таких случаях наряду с детальным инструктированием, обучением помощников совершенно необходимы выборочные проверки качества исходных данных.

4. Социолог должен быть в гуще общественных событий, жизни народа. Его профессиональная обязанность и гражданский долг - не только предлагать решения определенных проблем, но и предвидеть их появление в перспективе. Выявление социальной проблемы, которая в данный момент далеко не очевидна, столь же "практично", как преодоление назревших трудностей и противоречий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поделиться:





Читайте также:

I. Показатели контингента обучающихся в образовательной организации
I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников.
II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
II. ПРОГРАММА ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
II. Цели и предмет деятельности Организации
III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
III. ПРОГРАММЫ ПОАСПЕКТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...