Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».




Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».

Вариант 19.

Прочтите отрывок из учебника А. К. Рычкова, Б. Л. Яшина по философии. Ответьте на вопросы после текста, выполните задания.

В процессе познания абсолютная и относительная истина находятся в тесной взаимосвязи: абсолютная складывается из относительных истин, в свою очередь, относительная истина содержит крупицы абсолютного, неопровержимого знания.

Абсолютизация относительной истины приводит к релятивизму, который ставит под сомнение либо достоверность результатов процесса познания (скептицизм), либо саму возможность получения объективно истинного знания (агностицизм). Релятивисты преувеличивают роль относительной истины, утверждая, что абсолютной истины не существует. Релятивизм приводит к тому, что становится проблематичным отграничение науки от философии, обыденного знания, религиозных верований, политических, моральных и эстетических воззрений.

В понимании соотношения абсолютной и относительной истины встречается и другая крайняя точка зрения: преувеличение значения абсолютной истины и отрыв ее от относительной. Это – так называемый догматизм, который всегда связан с косностью и стереотипностью мышления, с личной или коллективной заинтересованностью сохранить неизменными те или иные взгляды, идеологические установки, нормы морали и права, теоретические положения.

Вопросы и задания

1. Что такое релятивизм и догматизм? С какими формами истины они связаны?

2. Что общего, а что различного между релятивизмом и догматизмом?

3. В чем опасность релятивизма и в чем причина догматизма?

4. Найдите общие черты, а также различия между агностицизмом и скептицизмом.

5. Что можно противопоставить релятивизму и догматизму? Как абсолютная и относительная истины связаны друг с другом?

6. Какой точки зрения на взаимоотношения абсолютной и относительной истины вы придерживаетесь: являетесь релятивистом, догматиком или диалектиком? Свой ответ обоснуйте.

7. Какую главную мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили?

Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».

Вариант 20.

Прочтите отрывок из учебника А. К. Рычкова, Б. Л. Яшина по философии. Ответьте на вопросы после текста, выполните задания.

В процессе своей жизни человек получает разнообразные знания. Но всегда ли человек понимает то, что он знает? И всегда ли уместно говорить о понимании того, что ты знаешь?

Каждый человек, например, знает, что, если нажать кнопку дистанционного управления телевизором, то на его экране появится изображение. Но каждый ли человек понимает, каким образом осуществляется это управление?

Бывают случаи, когда термин «понимание» по отношению к тому, что ты знаешь, просто неуместен. Человек, может, например, достаточно неплохо знать свой город. Он может знать свой адрес и адреса своих друзей. Но уместно ли в этом случае говорить о понимании?

Итак, «знать» и «понимать» - это не одно и то же. Понимание – это, прежде всего, проникновение в глубины смысла, которым обладает знание. Проникновение в сущность знания, которое может быть, как известно, разных видов. Одно дело понять художественный образ (произведение живописи, например, или музыкальное произведение), другое – научный текст, третье – публичное выступление. Таким образом, понимание – это процесс и одновременно результат постижение смысла и значения чего-либо.

Герменевтический подход открывает возможность понимания устного или письменного текста с помощью специфических процедур и операций в рамках «герменевтического круга». Этот «круг» представляет собой движение мысли от осознания смысла отдельных элементов и частей текста к осознанию смысла всего текста в целом. Но, так как смысл частного можно осознать лишь через осознание смысла целого, необходимо и обратное движение мысли.

Вопросы и задания:

1. Что такое понимание? В чем различие между «знать» и «понимать»?

2. Как связаны такие понятия как «познание», «знание», «понимание»?

3. Что представляет собой «герменевтический круг»? Как он связан с такими философскими категориями как часть и целое? Что понимается под целым и частью?

4. Что вы узнали из текста, а что вы поняли из него? Ответ обоснуйте.

 

Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».

Вариант 21.

Прочтите отрывок из учебника А. К. Рычкова, Б. Л. Яшина по философии. Ответьте на вопросы после текста, выполните задания.

Знание – это, прежде всего, результат познания, в процессе которого человек получает представление о мире, формирует понимание, высказывает суждения о явлениях, их свойствах и отношениях, строит идеальные модели мира в виде теорий или гипотез. Знания являются основой практической деятельности человека, эффективность которой зависит от того, насколько адекватно они отображают реальный мир.

Житейское или обыденное знание – это знание, которое получает человек в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно нередко носит поверхностный характер, и необходимо человеку, чтобы ориентироваться в окружающем мире, проявлять смекалку, строить отношения с людьми.

Художественное знание – это совокупность конкретно-чувственных образов, система многозначных метафор и символов, раскрывающих одно явление через другое. Своими специфическими средствами оно воздействует на человека, способствует развитию его воображения, влияет на формирование его эстетических и нравственных ценностей.

Научное знание представляет собой упорядоченную систему понятий, их которых складываются теории. Оно отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования, глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта. В научном знании фиксируются причинно-следственные связи между объектами. Научное знание дает возможность предсказать с высокой степенью достоверности развитие систем.

Явное знание выражается в языке с помощью понятий и суждений, оно осознается индивидом. Его легко использовать в практической деятельности, оно рационально, содержит не только сведения о действительности, но и то, какие действия можно производить с объектом.

Неявное знание является личностным знанием, которое не выражается в языке. Неявное знание находит свое воплощение в телесных навыках, схемах восприятия, в актах научного творчества, где человек совершает действия как бы автоматически. Это знание не может передаваться опосредованно, его можно получить только при личном контакте с тем, кто им обладает.

Вопросы: 1. Что такое знание? Какую роль играет оно в жизни человека? 2. Какие виды знания выделяют современные философы? Чем они отличаются друг от друга?  3. Зачем эти виды знания нужны человеку?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...