Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собор Софии в Константинополе (532-537).

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

В 330 г. император Константин переносит столицу государства в новый город, который называет своим именем – Константинополь (раньше назывался Виз а нтий => государство позже стало называться Византия). Сами же византийцы называли себя «ромеи».

В городе строятся дворец, ипподром, массивные городские стены. В Константинополе – инфраструктура (канализации, школы, для привлечения народа периодически из общественных пекарен раздают хлеб). Строятся массивные подземные цистерны для хранения воды, которые можно рассматривать и как архитектурный памятник (в Константинополе сохранилось две).

После легализации христианства (313 г.) необходимо храмовое строительство (причём больших масштабов, дабы не уступать языческим постройкам).

Из античных построек берётся типология и адаптируется по христианский храм. Главный тип раннехристианского храма – баз и лика (здание, прямоугольное в плане, вытянутое с запада на восток).

Составные части раннехристианской базилики:

1) Атриум (открытый двор перед входом) с источником для омовений по центру. В некоторых постройках не встречается.

2) Нартекс (преддверие храма, позже использовался для того, чтобы там стояли люди, ещё не принявшие крещение)

3) Нефы (вытянутые, разделённые колоннами пространства внутри храма). Внутреннее пространство состоит из центрального нефа (шире) и боковых (всего от 3 до 5). Чаще всего существует также неф, пересекающий недалеко от алтаря продольные нефы под прямым углом. Такой неф называется трансепт. Внешне центральный неф и трансепт – повышены, что образует пространственный крест в плане.

4) Алтарь (там производятся главные священнодействия, в т.ч. претворение хлеба и вина в тело и кровь Христа). В раннехристианских и западных храмах алтарь не закрыт для обзора.

В первую очередь в Риме строится 4 грандиозных («великие») базилики – посвящённые апостолу Петру (Сан Пьетро, ныне центр Ватикана), апостолу Павлу за стенами Рима (Сан Паоло фуори ле мура), евангелисту Иоанну на Латеранском холме (Сан Джованни ин Латерано) и Богородице (Санта Мария Маджоре). Все они существуют и поныне – в перестроенном виде.

Основной способ украшения раннехристианских храмов – мозаики (техника заимствована из Древнего Рима).

Базилики строятся и во многих других городах, в т.ч. в Греции, на Кипре. Важный центр – город Равенна. Менее крупные храмы строятся на местах, где приняли мученическую смерть за Христа во время гонения те или иные святые (им и посвящается храм).

Типы христианских сооружений помимо храмов:

1) Баптистерий (отдельно стоящее здания, предназначенное для крещения).

2) Мавзолей (обычно небольшое, центрическое здание для захоронений).

395 г. Римская империя распадается на Западную и Восточную часть. Византия – восточная часть.

В 540 г. взята Равенна. Находится на территории Италии, но принадлежит Византии. В Равенне – огромное количество раннехристианских памятников. В частности:

1) Мавзолей Галлы Пладиции (вторая четверть V в.) Весь покрыт мозаиками. Самые знаменитые: Добрый пастырь (продолжается тема из катакомб), святой Лаврентий.

2) Баптистерий православных (конец IV – начало V вв.)

3) Баптистерий ариан, конец V – начало VI вв. (время ересей, ариане – еретики, одно время имевшие очень большой вес в христианском обществе).

4) Две базилики, посвящённый святому Аполлинарию: Сант Аполлинаре Нуово (знаменитые мозаики с изображением двух процессий святых) и Сант Аполлинаре ил Классе (в порту).

5) Центрическая церковь Сан Витале. Мозаичная декорация. Там – удивительные сцены, изображающие вход в церковь и принесение даров императора Юстиниана и императрицы Феодоры.

Юстиниан (483-565) – один из величайших византийских императоров. При этом сам происходил из иллирийских крестьян, а жена его была куртизанкой. Однако – при нём невероятный расцвет.

При Юстиниане строится главный храм всей Византийской империи

Собор Софии в Константинополе (532-537).

Храм посвящён Премудрости Божией (София – греч. «мудрость»). Невероятный, грандиозный проект. Известны имена зодчих – Исидор из Милета и Анфимий из Тралл.

По типу это – купольная базилика (базиликальный тип очень подходил для начавшего обосабливаться западного типа христианства, но не так хорошо подходил для восточного => выработка новой типологии).

Главное инженерное чудо – огромный купол (купол не легко поставить, поскольку помимо тяжести он имеет ещё и распор). Здесь распор купола передаётся через систему полукуполов, примыкающих к нему и постепенно уменьшающихся.

В византийских храмах главное внимание – на интерьер (внутреннее пространство). Всё самое важное – внутри.

Огромное внутреннее пространство. Имеет второй ярус – хоры (там находился император во время службы).

Именно в этом храме по преданию находились на службе русские послы, посланные князем Владимиром, выбиравшим веру для Руси.

После турецкого завоевания храм был превращён в мечеть. Турки зачастую не разрушали византийские храмы, адаптируя их для своих нужд, забеливая мозаики и пристраивая минареты.

 

Тип центрического купольного храма закрепился в Византии и стал основным (см. например, церковь Сергия и Вакха в Константинополе, получившую название «Маленькая святая София»).

С ранних времён в православной церкви развивается монашество (изменение по сравнению с ветхозаветными временами, где семья и дети – превыше всего и сознательный отказ от этого не мог восприниматься как благо).

Все святые (восточный вариант христианства) делятся на несколько т.н. чинов святости.

Преподобный ­– святой монах (напр., преподобный Сергий Радонежский);

Мученик – святой, преданный смерти за то, что он провозгласил себя христианином и отказался отречься от этого (почти все раннехристианские святые – мученики, т.к. гонения). Есть категория особо почитаемых мучеников – великомученики (например, Георгий Победоносец). Есть комбинации, например, если святой монах и мученик, то он будет называться преподобномученик и т.п.

Исповедник – святой, претерпевший мучения за христианскую веру, но не умерший от них (умерший – мученик);

Страстотепец – праведный человек, умерший насильственной смертью, но не за веру во Христа (напр., страстотерпцы князья Борис и Глеб);

Святитель­ – святой священник (напр., святитель Николай Чудотворец);

Равноапостольный – святой, сыгравший в деле распространения христианства такую же большую роль, как и апостолы (например, равноапостольный царь Константин);

Бессеребренники­ – ­ святые врачи, не бравшие денег за лечение (напр., бессеребренники Косма и Дамиан);

Благоверные – святые правители (напр., благоверный князь Александр Невский);

Блаженный – святые, добровольно принявшие на себя образ безумного (напр., Василий Блаженный).

И т.д.

Особый вид подвижничества – столпничество (святые, принявшие на себя подвиг непрестанной молитвы на столбе, башне или другом возвышении). Самый известный среди них – Симеон Столпник (по преданию, 40 лет просидел на столпе). На месте его подвижничества замечательный комплекс – Калат Семан (Сирия), в центре которого находилось место, на котором стоял столп.

Раскол христианской церкви на православную и католическую ветви – 1054 год («Великая схизма»). Однако, это официальный раскол, фактически же расхождение было уже гораздо раньше.

В Византийском (и вообще православном) искусстве большую роль играет икона. Икона – изображение лиц или событий священной истории, являющиеся предметом почитания. Почитают не икону как предмет, а образ, через который верующий мысленно восходит к первообразу (например, глядя на икону молятся не ей как предмету, а святому, который на ней изображён).

Ранних икон сохранилось очень мало, из-за того, что в VIII в. в Византии на краткий промежуток времени утвердилось иконоборчество (запрет на изображения, когда не создавались новые и были уничтожены многие старые иконы). В иконоборческое время храмы не украшаются ни мозаиками, ни стенными росписями.

Причины:

1) В Ветхом завете есть прямой запрет на изображение Бога: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…»

2) Люди стали почитать икону как предмет, а не как образ.

Ранние иконы сохранились в Риме и в монастыре Синай в Египте. Написаны в технике энкаустики – восковые краски.

В 843 г. восстановлен догмат иконопочитания («Торжество Православия»). Причины:

1) Бога нельзя было изображать, потому что его никто не видел. После того, как он сошёл на землю в человеческом образе и его видели – можно.

2) По преданию, Христос сам создал свою первую икону (Спас Нерукотворный – отпечатавшийся на плате, которым он отёр лицо, лик Христа).

3) Евангелист Лука, по преданию, написал образ Богоматери с Младенцем и Богоматерь его благословила.

Художественные особенности иконы:

1) Изображённые люди и события находятся в другом, ином мире, поэтому не стоит задачи натурализма, подобия, объёма. Это не портрет человека, а его вечный, преображённый лик.

2) Не действуют законы прямой перспективы – применяется обратная перспектива (точка схода линий не на горизонте, а в месте, где стоит зритель, перед которым разворачивается наблюдаемый преображённый мир)

3) Не действуют законы времени (могут одновременно в одном пространстве изображаться разновременные события, один и тот же персонаж может быть представлен несколько раз)

4) Часто – золотой фон (событие происходит не здесь и сейчас, а всегда, в вечности).

Одна из самых известных византийских икон – Богоматерь Владимирская, привезённая на Русь и сыгравшая большую роль в истории и культуре нашей страны.

Помимо икон в богослужении используются рукописи с ветхозаветными и новозаветными текстами. Книги часто украшаются иллюстрациями, такие рукописи называются иллюминированными.

Разрабатывается система украшения храма. Храмы начинают вновь украшаться мозаиками и расписываться фресками (живопись по сырой штукатурке). Традиционной живописной техникой становится темперная живопись (темпера – краска, на основе натуральных пигментов и яичного желтка в качестве связующего).

Достигнув невероятных высот в искусстве и духовной культуре, Византия перестала существовать в середине XV в., когда в 1453 г. турки осадили и разрушили Константинополь (нынешний город Стамбул).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...