Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура социологического знания




Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания − соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии − в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.

Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между макро- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.

Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии − социальные общности − отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус.

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

2 ) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.

3) социальная инженерия − уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

 

Роберт К. Мертон родился в Филадельфии в 1910 году в рабочей семье. Его отец был иммигрантом из Восточной Европы. Хоть семья и испытывала нужду, юному Роберту удалось получить не только начальное и среднее образование, но и возможность учебы в местном университете. Интересным фактом биографии Роберта Кинга Мертона стало возникновение этого псевдонима. Немногие знают, что изначально его звали Мейер Школник. Дело в том, что в детстве он увлекался искусством фокусника, отчего и именовал себя Мерлином, но потом, избегая банальности, он избрал псевдоним Роберт Мертон.

Так уж сложилось, что социология очень сильно заинтересовала студента. Молодой ученый Джордж Симпсон стал для юноши наставником в изучении этой науки. Его увлечение разделял и близкий друг Питрим Сорокин, с которым они познакомились на собрании американской социологической ассоциации.

В дальнейшем он защитился в Гарвардском, в 1936 году стал доктором. Тема его диссертации «Наука, техника и общество в Англии 17 века». Эта работа была опубликована отдельной книгой и, по сути, являлась его самой крупной работой за все время. Отталкиваясь от идеи М. Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма и науки, Мертон показал, что основные ценности господствующей в Англии 17 в. пуританской религиозной морали (полезность, рационализм, индивидуализм и др.) оказали стимулирующее воздействие на научные открытия видных английских ученых той эпохи. Развивая эти идеи в последующих работах, Мертон формулирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами.

Кроме этого, Роберт Мертон издавал различные статьи и очерки. С 1934 по 1940 годы он – преподаватель в Гарвардском университете, а с 1941 по 1979годы – профессор, а в дальнейшем, до 2003г. – почетный профессор Колумбийского университета. С 1957 года являлся Президентом Американской социологической ассоциации. В 1968 году он стал членом национальной академии наук.

В период 40-х гг. Мертон активно занимается прикладными социальными исследованиями в области средств массовой коммуникации, межличностных отношений, социологии медицины и др.

Большую популярность принесла Мертону программа создания теорий среднего уровня, которую он выдвинул в 1948 г. в противовес пропагандируемой Парсонсом стратегии построения `всеохватывающей теории` структурного функционализма.

Его работы являются очень весомым вкладом в развитие самых различных социологических дисциплин. Современная наука социология и сегодня базируется на его исследованиях и выведенных им законах.

Роберт Кинг Мертон не стал нобелевским лауреатом только лишь по причине отсутствия этой дисциплины в перечне наук. Зато он был награжден Национальным орденом США за заслуги в области науки, что явилось и официальным признанием существования этой отдельной и важной отрасли знаний.

Известнейший и великий ученый скончался в 2003 году после продолжительной болезни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...