Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основное понятие «Методика обучения иностранным языкам как наука»




Методика обучения иностранным языкам – это наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале иностранного языка. В эволюции методических концепций сложились две функционально различные методики: общая методика и частная (специальная) методика.

Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку (ИЯ) независимо от того, о каком иностранном языке идет речь. Например, принципы отбора учебного материала, соотношение устной и письменной речи на различных этапах урока, пути оптимизации учебного процесса, принципы педагогического воздействия на личность ученика средствами иностранного языка и т.д. будут одинаковыми для обучения любому западно-европейского языку (английскому, немецкому, французскому).

Но знания общих закономерностей обучения ИЯ оказываются недостаточными, если речь идет о специфических особенностей конкретного иностранного языка. Особенности образования грамматических конструкций, спряжение глаголов или склонение существительных и прилагательных, способы словообразования, фонетические особенности и т.д. для каждого из приведенных выше языков оказываются различными. Все это и привело к разработке приемов, способов и форм обучения, соответствующих тому или иному иностранному языку и, в конечном счете, к появлению частных методик.

Частная методика исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного языка (в нашем случае – немецкого).

1) Как и любая наука, «Методика обучения иностранным языкам» базируется на теоретической базе, на основе которой проводятся различные исследования с целью подтверждения или опровержения разработанных гипотез, что в конечном счете приводит к созданию новых концепций обучения и разработке ценных методических рекомендаций, направленных на достижение в учебном процессе искомых результатов.

2) Методика обучения ИЯ как наука характеризуется научным обоснованием целей, содержания и методов обучения ИЯ.

3) Как и любая другая наука, методика обладает своим понятийным аппаратом, в числе которого выделяют объект и предмет изучения и исследования.

Объект исследования методики – человек и его деятельность в учебном процессе (обучающая деятельность учителя и учебная деятельность учащихся), хотя на современном этапе развития методики эти грани несколько стираются и учащийся все чаще выступает не как объект, а как субъект учебного процесса.

Предмет исследования методики – все идеальные подсистемы внутри учебного процесса, т.е. наши знания о нем, зафиксированные в категориях цели, содержания и методов обучения и находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.

4) Методика обучения ИЯ занимается изучением и обобщением передового педагогического опыта, теоретическим анализом достижений смежных наук (педагогики, лингвистики, психологии) с целью боле полного проникновения в объект исследования, критическим анализом различных методических школ прошлого и настоящего (зарубежных и отечественных), с целью выявления прогрессивных тенденций, которые можно было бы успешно использовать в современном обучении ИЯ.

 

2 СВЯЗЬ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ С НАУКАМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

 

Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с другими науками в основном гуманитарного профиля, в частности, с философией, логикой, педагогикой, с различными науками лингвистического цикла.

Почему именно эти науки в первую очередь влияют на методику преподавания и непосредственно с ней связаны? Это объясняется не чем иным, как сущностью самой методической науки. Если речь идет о методике, то центр нашего интереса сосредоточен, во-первых, на процессе обучения, который не может осуществляться без учета педагогических и психологических закономерностей, обусловливающих необходимую рациональность учебной деятельности; а, во-вторых, на материале самого предмета, самого объекта изучения, т. е. иностранного языка, природу и закономерности развития которого поясняет лингвистика.

Методологическую основу обучения иностранным языкам составляет философия. Методика учитывает ее положения о единстве языка и мышления, языка и общества, о формах познания действительности. Любое явление языка и речи может быть правильно понято и усвоено, если оно рассматривается в связи с другими, ранее осознанными и усвоенными элементами языка. Поэтапное формирование умственных действий основано на том, что каждая освоенная операция становится ступенью для последующей.

Логика — наука об общих законах и приемах человеческого мышления, применение которых в процессе размышления и познания обеспечивает овладение объективной истиной. В процессе обучения речи на иностранном языке чрезвычайно важно учитывать эти законы, опираться на них в поисках новых методических приемов.

Педагогика распространяет на методику свои основные положения теории воспитания, обучения и образования, воплощенные в педагогических принципах.

возрастная психология
психология речи
педагогическая психология
психология труда
инженерная психология
эксперименталь­ная психология
общая психология
философия как методологическая основа
методика обучения иностранным языкам
физиология высшей нервной деятельности
психолинг­вистика
кибернетика
логика
педагогика
общее языкознание
информатика
частное языкознание
теория воспитания
теория обучения
социолинг­вистика
математическая лингвистика

Связь методики с другими науками

Общее языкознание составляет научную основу методики, так как оно исследует систему разных языков, их взаимовлияние, структуру речи. Частное языкознание предоставляет в распоряжение методики данные о системе родного и изучаемого иностранного языков. Сопоставление систем языков и нормы реализации системы в речи дает возможность определить конкретные трудности в овладении тем или иным языком. Благодаря достижениям языкознания в методике обучения стали по-разному подходить к обучению языковому материалу и речевой деятельности, стали мотивированными системы упражнений, предназначенные для различных условий обучения и с различными контингентами учащихся.

Страноведение дает представление о социально-экономическом положении народа, язык которого изучается; о его истории, географии, этнографии и духовном богатстве; о нравах, обычаях, традициях, присущих данному народу и связанных с ними языковых реалиях. Социолингвистика, изучающая причинные связи между языком и явлениями общественной жизни, выявляет функциональную нагрузку языка в разных социальных и профессиональных сферах применения его, что служит основанием для выбора объектов изучения. Социолингвистика описывает экстралингвистические средства, используемые носителями языка в разных ситуациях общения. Математическая лингвистика — отрасль языкознания, изучающая применение математических методов в исследовании языка и речи. Данные математической лингвистики применяются при проведении экспериментов в методике.

Психология — наука о закономерностях развития и формах психической деятельности (психики) живых существ — имеет непосредственное отношение ко всем педагогическим дисциплинам. Взаимопроникновение психологии и методики преподавания иностранных языков особенно ощутимо в общей психологии, психологии речи, возрастной, педагогической психологии, психологии труда. Общая психология, изучающая общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека, является основой для понимания тех психических процессов, которые происходят при овладении иностранным языком и использовании его. Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становления психических процессов памяти, мышления, воображения, чувств и психических свойств личности. Возрастная психология помогает определить в обучении содержание, методы, приемы работы и организовать занятия с учетом возрастных особенностей учащихся. Психология речи исследует процессы овладения и владения речью, взаимосвязь внешней, внутренней речи и внутреннего проговаривания, свойства вербальной памяти, закономерности устного и письменного общения, связь речевых и неречевых действий.

Педагогическая психология исследует закономерности развития психики человека в процессе воспитания и обучения. Педагогическая психология помогает выявить мотивацию деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка, создать установку на практическое овладение иностранным языком, определить и поддерживать интерес к языку и народу, говорящему на нем; выработать правильное отношение к овладению знаниями и развитию речевых навыков и умений. Знание теорий интереса, внимания и запоминания помогает обосновать рациональные методы обучения, обеспечить управление умственной деятельностью учащихся. Интерес и внимание находятся в тесной взаимозависимости с количеством и сложностью материала. Слишком трудные и большие тексты ослабляют интерес к чтению; быстрая речь учителя, изобилующая незнакомой лексикой и грамматическими структурами, отключает внимание учащихся. Напротив, заниженные требования и задачи, развивают безразличие и пассивность. Психология труда применительно к методике помогает выявить профессионально важные качества обучающего и обучаемого. Учет данных психологии труда способствует научной организации обучения: определению объема и рационального соотношения аудиторной, лабораторной и домашней работы, оптимальных норм продолжительности тренировки видов речевой деятельности и языкового материала, эффективного времени применения технических средств обучения и т. д. Инженерная психология исследует взаимодействие человека и машины. Ее данные используются для разработки методики применения технических, средств обучения и программирования. Экспериментальная психология обогащает методику результатами исследований, касающихся закономерностей произвольного и непроизвольного запоминания, объема памяти, особенностей восприятия, функционирования анализаторов и др.

Методика преподавания иностранных языков учитывает данные физиологии высшей нервной деятельности о входных и выходных системах мозга, обеспечивающих речь. Данные физиологии имеют непосредственное отношение к проблеме формирования навыков и умений.

Психолингвистика — отрасль языкознания, которая изучает процессы речи с точки зрения соответствия содержания высказывания коммуникативному замыслу.

В настоящее время методика все шире использует данные естественных и точных наук. Научные данные информатики позволяют определить количество сведений в сообщении, функциональную нагрузку того или иного языкового материала в том или ином виде речевой деятельности и уяснить причины потери информации при речевом общении.

Некоторые положения кибернетики могут быть использованы в управлении процессом обучения иностранным языкам. Обучение иностранному языку следует строить как целостную систему, элементы которой эффективно функционируют при наличии постоянной обратной связи.

Большую перспективу для практики обучения иностранным языкам с помощью обучающей техники должна представить совершенно новая отрасль лингвистики — инженерная лингвистика.

Следует обратить внимание и на значение усиленно развивающейся в последнее время лингвистики текста, теоретические решения которой могут сыграть важную роль в существенном повышении эффективности обучения чтению на иностранном языке литературы различных стилей и жанров.

Таким образом, без тщательно разработанной лингвистической основы не может быть создана ни одна сколько-нибудь солидная методика обучения иностранному языку. Рассмотренные вопросы, убедительно подчеркивают значение теории для современного преподавания, раскрывают сущность методики и ее основных категорий, а также подчеркивают наличие связей между методикой и смежными науками, что обеспечивает более быстрое развитие методики как теории обучения и как науки.

 

 

  1. Связь МОИЯ с другими науками. В чем проявляются эти связи.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...