Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные тенденции в развитии дошкольного образования




ПРОГРАММА

Развития дошкольного образовательного учреждения

города Новокузнецка "Центра развития ребёнка – детский сад № …"

На 2011 – 2016 годы

 

Разработчики:

Разенкова Н.Е., канд. пед. наук, доцент, декан ФГБОУ ВПО КузГПА;

Гребенщикова Т.В., ст. преподаватель каф. ПиТДО ФГБОУ ВПО КузГПА.

Введение

Разработка программы развития осуществлялась в несколько этапов:

1. Анализ внешней среды (образовательной политики на феде­ральном, региональном и муниципальном уровне и изучение социального заказа микросоциума) и внутренней среды (сильные и слабые стороны ДОУ, соответствие его результативности современным требованиям).

2. Разработка концепции образовательного учреждения, которая включает в себя: миссию ДОУ, его философию, образ педагога и выпускника ДОУ.

3. Определение стратегических целей и задач.

4. Разработка социально-педагогических проектов.

Основные принципы:

- Принцип системности означает, что все элементы образова­тельного учреждения взаимосвязаны и их деятельность направ­лена на достижение общего результата.

- Принцип участия, т.е. каждый сотрудник ОУ должен стать участником проектной деятельности, планы (проекты) дошколь­ного учреждения становятся личными планами (проектами) педагогов, возрастает мотивация сотрудников на участие в общей деятельности, что сказывается на качестве конечного результата.

- Принцип непрерывности. Процесс планирования и проектиро­вания в ДОУ осуществляется педагогами постоянно, разрабо­танные проекты непрерывно приходят на смену друг другу.

- Принцип гибкости заключается в придании проектам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

- Принцип точности. Проекты должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности ДОУ.

 

Программа состоит из шести разделов:

1. Дошкольное образовательное учреждение как открытая развивающая система

2. Анализ образовательной политики и социального заказа.

4. Концепция развития ДОУ.

5. Определение стратегических целей, направлений деятельности и механизмов реализации.

6. Определение этапов реализации Программы развития

Разработка программы длилась 6 месяцев.

Программа Развития учреждения утверждена ……..

 

Раздел 1. Дошкольное образовательное учреждение как открытая развивающая система

 

1.1. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения

Дошкольное образовательное учреждение как система — сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности:

1. системообразующих факторов,

2. структурных компонентов,

3. функциональных компонентов,

4. условий функционирования.

Системообразующие факторы представлены миссией, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результат деятельности ДОУ.

Структурные компоненты обозначены управляющей и управляемой системами, их составом (воспитатели, родители, дети), а также технологиями деятельности субъектов всех уровней управления по поводу реализации программного содержания в ДОУ.

Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в деятельности ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по формированию взаимосвязанной деятельности в системе «педагог — ребенок — родители» и соответствующих подсистемах.

Условия функционирования ДОУ определяются существующими пространствами его деятельности — медико-валеологической, социальной, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями и возможностями участников учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

 

Современные тенденции в развитии дошкольного образования

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Ориентация на ребенка и его потребности; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.

Многочисленными исследованиями в области философии, социологии, психологии, педагогики доказано, что период дошкольного возраста имеет принципиально важное значение в становлении личности человека. Именно в эти годы закладываются такие базовые основы личности, как сознание, деятельность, поведение и отношение к миру, ориентации в окружающем мире, усвоения ребенком способов познания, саморазвития, которые помогают ребенку активно осваивать культурные ценности и занимать субъективную позицию в освоении современной культуры. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности Центра развития ребенка: возрождение, сохранение и передачу детям смыслов и ценностей культуры, чувства любви к природе, родному краю, в котором они живут и развиваются, поиске оптимальных форм функционирования образовательного учреждения.

Разработка содержания Центра развития потребовала по–новому подойти к его отбору с учетом природы, экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей микрорайона, в котором живут дети. Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, способов обучения, поиска новых путей и условий развития ребенка. Это потребовало наличие изменений в определенных способах деятельности, процессе, который он проходит, пути конструирования себя как субъекта собственной жизни, как личности.

Педагогический процесс ориентируется на создание условий для максимально полного, соответствующего возрасту развитие, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.

Исходя из этого, ключевыми становятся следующие положения:

- ребенок является центральной фигурой, взрослый выступает партнером по совместной деятельности;

- система отношений строится по образцу большой обществен­ной семьи, являющейся как бы продолжением собственной семьи ребенка;

- ребенок вместе с педагогом «проживает» эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом;

- родители непременные активные участники в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей;

- развитие и обогащение ведущего вида деятельности детей этого периода – игровой.

 

 

Основным результатом функционирования открытой системы – успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения.

Схема 1

Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...