Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс проектирования модели личности профессионала




 
 

 


Проектирование профессионально-педагогической деятельности

Как уже отмечалось ранее,выделяют две группы функций педагогической деятельности:

- целевые функции (обучающая, воспитывающая, развивающая);

- операционные функции (производственно-технологическая, организаторская, диагностическая, методическая).

Содержание этих функций раскрыто в первой главе пособия. Объекты и формы проектирования функций профессионально-педагогической деятельности представлены в следующей таблице:

 

Функции профессионально-педагогической деятельности Объекты проектирования Формы проектирования
Обучающая функция - Общеобразовательный, общекультурный, общепрофессиональный, предметный циклы дисциплин. - Теоретическое и практическое обучение - Государственные образовательные стандарты. - Учебные планы и программы
Воспитывающая функция - Учебная деятельность обучающихся. - Внеучебная деятельность обучающихся - Концепции, комплексные планы воспитательной работы. - Рабочие программы. - Планы учебных занятий. - Планы работы кружков, клубов по интересам и др.
Развивающая функция - Потребностно-мотивацион-ная, когнитивная, эмоционально-волевая, операционно-практическая сферы личности Те же
Производственно-технологическая функция - Учебно-материальная база - Должностные инструкции. - Квалификационные характеристики. - Профессиограммы
Организаторская функция - Учебно-познавательная, научно-исследовательская, трудовая, досуговая и другие виды деятельности обучающихся - Индивидуальные учебные планы преподавателей
Диагностическая функция - Уровень общего и профессионального развития обучащихся. - Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении - Диагностические карты, профессионально-педагогические характеристики обучающихся
Методическая функция - Образовательный процесс - Учебные и рабочие планы. - Планы работы методических объединений, кафедр, факультетов

 

В содержании профессионально-педагогической деятельности исследователи выделяют следующие виды:

- диагностика профессиональной направленности, обучаемости, обученности и воспитанности;

- проектирование профессионально-образовательного процесса;

- профессиональное обучение и социально-профессиональное воспитание;

- внеучебная воспитательная работа;

- производственно-технологическая деятельность;

- повышение уровня профессионально-педагогического образования и мастерства;

- инновационная деятельность.

Формами проектирования функций и видов профессионально-педаго-гической деятельности являются Уставы, планы работы образовательных учреждений и их подразделений, поурочные планы преподавателей и мастеров производственного обучения.

Признаком сформированности педагогического мастерства является наличие индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности, под которым понимается совокупность устойчивых и многократно повторяющихся компонентов, связей, признаков и свойств педагогической деятельности, придающей ей неповторимость и оригинальность.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности может проявляться, например, в умении придумывать занимательные задачи, использовать элементы юмора, вовлекать обучающихся в различные виды деятельности и т.д.

Факторами формирования индивидуального стиля деятельности являются свойства нервной системы, особенности педагогической деятельности, постоянная тренировка, воспитание и самовоспитание творческой направленности и др. Стиль деятельности педагога является основой для зарождения индивидуальных педагогических систем.

Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия

В современном образовании педагогическое взаимодействие должно быть личностно ориентированным, способствующим развитию обучаемых и придающим процессу обучения характер сотрудничества. Функциями такого взаимодействия являются: мотивационная, образовательная, развивающая, фасилитационная.

Мотивационная функция – это создание условий для развития учебно-профессиональной мотивации. Образовательная функция связана с обеспечением единства обучения и воспитания в образовательном процессе. Развивающая функция предполагает развитие личности посредством научно организованного обучения и воспитания.

Большая роль в профессионально-педагогическом взаимодействии отводится фасилитационной функции, которая означает усиление продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля их общения и личности педагога.

Обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов, содействующим процессу их психического развития. Педагог должен создать условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизации любознательности и познавательной активности.

Педагог профессионального обучения должен уметь проектировать средства реализации функций профессионально-педагогического взаимодействия. Кроме того, необходимо проектировать технологии реализации перцептивной, коммуникативной, интерактивной функций личностно ориентированного общения в процессе профессионально-педагогического взаимодействия, опираясь на следующие принципы:

- обеспечение сотрудничества субъектов образовательного процесса;

- построение общения на паритетных началах;

- признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение;

- признание каждого субъекта общения индивидуальной и уникальной личностью;

- открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;

- фасилитационная организация пространства общения.

Важными составляющими педагогического взаимодействия являются педагогические ситуации. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных ситуаций, в которых участвуют педагоги и воспитанники. Есть разные способы классификации педагогических ситуаций:

- по месту возникновения (на занятиях, дома, в общежитии и т.д.);

- по степени проектности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные);

- по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);

- по степени управляемости (управляемые, неуправляемые, стихийные);

- по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

- по содержанию (проблемные, политехнические, производственно-технологические, воспитательные, дидактические).

Этапами проектирования педагогических ситуаций являются: анализ условий обучения и воспитания; отбор ситуаций; использование ситуаций в образовательном процессе.

Проектирование ситуаций осуществляется в форме конспекта занятия, методических карточек, рисунков, фотографий и т.д.

Словарь основных понятий

Модель – образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр; схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде; тип, марка конструкции.

Профессионал – человек, получивший профессиональное образование и овладевший основными профессиональными компетенциями.

Устав – свод правил, устанавливающий порядок деятельности учреждения, организации, коллектива.

Стиль – совокупность приемов деятельности и поведения, характерных признаков художественного произведения, языковых приемов.

§ 3. Проектирование содержания профессионального
образования

Мнемосхема

 

Источники формирования содержания профессионального образования

Содержание образования – это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Реализации этой цели служит содержание обучения.

Содержание образования формируется на основе Государственного стандарта, который представляет комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов.

Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России.

Закон РФ «Об образовании» трактует Государственный образовательный стандарт как сумму трех составляющих: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников.

Посредством стандарта профессионального образования обеспечивается стабильность требуемого уровня профессионального и общего образования.

Государственный стандарт профессионального образования служит основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений, разработки стандартов профессионального образования различных уровней, то есть должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию.

В Государственном образовательном стандарте по специальности содержание обучения дается в виде наименования учебных дисциплин и состава дидактических единиц (основных разделов и учебных дисциплин). На той или иной ступени подготовки оно должно учитывать уровень образования, полученный обучающимися на предыдущих ступенях (преемственность в содержании обучения) и повышать уровень образованности.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что органы государственной власти определяют лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений.

В стандарте профессионального образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и вузовский.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство профессионально-педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка, литературы, искусства, истории и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений.

Компонент учебного заведения устанавливает содержание образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают описание содержания образования на каждой ступени; требования к минимально необходимой профессиональной и общеобразовательной подготовке; максимально допустимый объем учебной нагрузки учащихся и студентов по годам обучения.

Стандарт того или иного уровня профессионального образования предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но и определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития. Отличие одного уровня образования от другого характеризуется структурой, объемом и содержанием обучения.

Соотношение теоретической и практической подготовки характеризуется тем, что для начального профессионального образования 70-80% времени, в среднем, отводится на практическое обучение.

В среднем специальном учебном заведении доля теоретической подготовки, как правило, несколько больше по объему, чем практической, или равна ей, в вузах теоретическая подготовка явно преобладает над практической.

Следующий показатель уровня образования – соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой в рамках теоретического обучения. Общенаучные дисциплины в системе высшего образования занимают значительное место.

В системе начального профессионального образования учебный материал обеспечивает понимание учащимися сущности и закономерностей производственного процесса.

В системе среднего образования студенты получают некоторые общенаучные знания (как правило, это основы наук, имеющих прикладное значение и интегрирующихся со специальными дисциплинами).

В вузах общенаучная подготовка включает в себя философские, социально-экономические, культурологические, психолого-педагогические знания.

Тип организации учебного процесса подразумевает соотношение объемов обязательных и элективных курсов, обязательной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, включение обучающихся в учебно-исследо-вательскую деятельность и научно-исследовательскую работу, ее объем и содержание.

В основе формирования содержания как образования, так и обучения по конкретной специальности лежит анализ профессиональной деятельности.

Структура и содержание профессионального образования

В общем виде содержание профессионального образования включает профессиональную подготовку и общеобразовательную подготовку.

Общеобразовательная подготовка представлена следующими блоками.

Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств).

Отраслевой блок содержит учебный материал, раскрывающий об­щетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли (на производстве), краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, сведения об охране труда на производстве, экологии производства и прочие.

Профессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отросли (производства) или на межотраслевом уровне.

Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относя­щейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда.

Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников.

Блок повышенного профессионального образования (среднего профессионального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования, что по­зволяет выпускникам, наряду с дипломом профессионального училища, получить диплом техника (или младшего инженера).

Бизнес-блоки нужны в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоя­тельного дела.

Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников.

Формы проектирования содержания профессионального образования

Проектирование содержания профессионального обучения осущест­вляется на двух уровнях. Сначала на федеральном уровне на основе федеральных компонентов образо­вательных стандартов разрабатывается комплект стандартных струк­турных элементов содержания обучения, на основе которого формиру­ется блочно-модульная учебная программа, а затем на ее основе – на региональном уровне, в соответствии с конечной целью обучения.

При этом на региональном уровне содержание структурных эле­ментов, входящих в блочно-модульную учебную программу, предва­рительно уточняется в соответствии с национально-региональным компонентом стандарта и особенностями обучения в данном образовательном учреждении.

Блочно-модульная учебная программа может разрабатываться и на региональном уровне, при этом основой для нее является комплект стандартных структурных элементов, включающих федеральный и национально-региональ­ный компоненты стандарта. Такой подход позволяет учесть в рабочей учебно-программной документации федеральный компонент государственного стандарта при одновременной ориентации на потребности регионального (мест­ного) рынка труда.

При отборе содержания обучения по специальности учитывается принцип интегративности, т.е. уточняется, к какой профессии относится профессия, к какому производству (виду деятельности) относится данная группа профессий. Анализ отобранного в конкретном направлении содержания обучения проводится сверху вниз по слоям.

На вершине располагаются знания, соответствующие отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или видам деятельности. Средний уровень знаний соответствует группам профессий, нижний уровень соответствует отдельным профессиям и специальностям.

Структурирование отобранного содержания обучения на макроуровне осуществляется посредством блочно-модульного подхода. Он позволяет выделить конкретный «носитель» содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы профессионального образования, настраиваемость ее на адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Использование блочно-модульного подхода при структурировании содержания обучения предполагает, что результаты анализа и разработки содержания профессионального обучения на каждом рассмотренном выше слое группируются и оформляются в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов содержания – блоков и модулей, реализующих одну или несколько целей обучения.

Анализ содержания обучения в конкретном направлении начина­ется с профессий начального профессионального образования, рассматриваемого в системе непрерывного профессионального образова­ния в качестве базового.

После построения содержания обучения на макроуровне (стандарт, блочно-модульная учебная программа для профессионального обучения в образовательном учреждении или блочно-модульная учебная программа для обучения в сфере занятости) раскры­вается содержание соответствующих модульных единиц (предметов, предметных областей, видов практического обучения, работ).

Анализ по­казывает, что все компоненты являются либо объектами и предметами (предметы и средства производства, готовая продукция), либо процессами и явлениями (природные явления, экономические зако­номерности, технологические и трудовые процессы и т.п.). Введенные в учебный процесс, они становятся учебными элементами. Таким образом, в общем случае под учебными элементами понимаются познаваемые объекты (предметы) и процессы (явления) действительности, введенные в учебный процесс в виде понятий, существенных признаков, взаимосвязей, законов, правил, принципов.

В.В. Краевский, И.Я. Лернер выделяют три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень общего предмета, уровень учебного материала.

На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания профессионального образования находит отражение в учебном плане учебного заведения. В учебном плане содержание образования представлено свернуто.

Модель учебного плана – это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального и среднего профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение. В модели указывается ориентировочное количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.

По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение на федеральном уровне и дополнительное обучение на региональном уровне.

Обязательное обучение включает два направления подготовки: общеобразовательную и профессиональную. Каждое направление подготовки включает общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Цикл – это совокупность предметов одной образовательной направленности.

Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с общепризнанными видами образования.

Профессиональная подготовка включает общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах и учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которая позволяет учащимся (студентам) усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

При проектировании содержания учебного предмета следует обращать особое внимание на то, чтобы содержание, способствовало развитию не только профессиональных, но и личностных качеств специалиста.

Д.В. Чернилевский предлагает такое планирование учебного предмета, которое предполагает раскрытие конкретизированных целей обучения на языке разных заданий. Суть его в том, что «цель задания» определяется связями закономерного характера. Знание этих связей дает возможность обосновать и выбрать оптимальную структуру содержания учебного предмета на следующем этапе «знания-содержания». Поэтому для рационального выбора необходимого учебного материала достаточно разрабатывать разнообразные типы самостоятельных задач, адекватных целям обучения. Структура системы знаний учебного предмета может быть представлена в виде цепочки, которая постепенно усложняется: тренировочная задача – итоговое задание – комплексное задание.

Успешное решение обучающимся комплексного задания свидетельствует, что цель обучения данному предмету достигнута, и отпадает необходимость в проведении экзамена (зачета). Как правило, эти задания включают в себя систему проблемных ситуаций, для решения которых необходимо уметь формулировать проблемы, разрабатывать планы их решения, создавать гипотезы и т.д.

По мнению Д.В. Чернилевского, система проектирования нового содержания учебного предмета предусматривает определение перечня требований и вытекающих из них целей обучения, воспитания и развития, сформулированных на языке умений; разработку синтезирующего комплексного задания и формулирование перечня общенаучных умений по учебному предмету; построение древовидного графа целей учебного предмета и выявление основных тем; формирование системы итоговых заданий и определение рациональной последовательности изучения тем учебного предмета; разработку целей обучения по каждому вопросу темы и перечня тренировочных заданий с определением целесообразной последовательности изучения этих вопросов; разработку фрагментов сквозной программы по специальности и формирование требований к базовым учебным предметам; проектирование системы знаний по учебному предмету и разработку учебных задач по каждой теме; психолого-педагогический анализ структурных моделей тем предмета и выявление на его основе инварианта структуры; выявление номенклатуры и разработка средств обучения, в том числе и фрагментов автоматизированных учебных курсов; периодическое обновление учебного материала.

Содержание образования более развернуто представлено в учебных программах, полно оно раскрывается в содержании учебников, учебных пособий, дидактических материалов, в сообщении учебной информации преподавателем.

Учебная программа – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины, содержание и последовательность изучения учебного материала. В пояснительной записке к учебной программе раскрывается место (назначение) дисциплины в системе подготовки специалиста, образовательные и воспитательные задачи, задачи развития, связь учебного предмета с другими дисциплинами и производственной практикой.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают, утверждают и реализуют профессиональные образовательные программы.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые программы разрабатываются на основе требований Государственного образовательного стандарта. Составление профессиональной образовательной программы – это большая методическая и творческая работа. Некоторые учебные заведения используют конкретизированный учебный план.

Рабочие учебные программы составляются самостоятельно в учебном заведении. В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности в рабочей учебной программе должны быть отражены и конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника, а также все дидактические единицы, относящиеся к данной учебной дисциплине.

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.

Словарь основных понятий

Содержание образования – это категория, обозначающая требования к конечному результату учебной деятельности, т.е. результату, достигнутому к моменту окончания учебного заведения.

Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся, основные формы организации обучения.

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

§ 4. Методы профессионального обучения
и их проектирование

Мнемосхема

 
 

 

 


Классификация методов обучения

В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленный на овладение учащимися (студентами) знаниями, навыками, умениями, на их воспитание и развитии.

Существуют различные классификации методов обучения, которые зависят от избираемого принципа.

Имеется классификация, которая строится на основании источников знаний (Е.В. Перовский, Е.А. Голант). В соответствии с источником знаний выделяют словесные методы (лекция, рассказ преподавателя, беседа, работа с книгой, учебным текстом); наглядные методы (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и видеофильмов, демонстрация приемов действий и т.д.); практические методы (выполнение опытов, экспериментов, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, схем, диаграмм, выполнение измерений, изготовление приборов и т.д.).

В соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования выделяют следующие методы (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер):

1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), основное назначение которого состоит в организации усвоения обучающимися знаний в готовом виде. Учитель (преподаватель) сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (книги, учебники), наглядных средств и практического показа.

2. Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям педагога.

3. Проблемное изложение заключается в том, что учитель (преподаватель) ставит проблему и показывает путь ее решения. Используется данный метод в ходе работы с книгой, на лекции, в ходе экспериментирования.

4. Частично поисковый или эвристический метод – состоит в том, что педагог организует участие обучающихся в выполнении отдельных этапов поиска.

5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Кроме того, он способствует развитию интереса и потребности в творческой деятельности.

Характеристика методов профессионального обучения

Обучение в профессиональных учебных заведениях состоит из двух циклов: теоретическое и практическое обучение.

Теоретическое обучение включает 3 блока: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Отсюда вытекает специфика методов теоретического обучения. Оно осуществляется следующими методами: словесными, наглядными, практическими.

В процессе изучения общетехнических и специальных предметов устное изложение учебного материала осуществляется с применением таких методов, как рассказ, объяснение, беседа, работа обучающихся с книгой, лекция.

Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод, наблюдения учащихся) имеют большое значение в профессиональной школе. Важнейшим органом, воспринимающим окружающую действительность, является зрение. Ученными установлено, что от 80 до 90% информации из окружающего мира поступает через органы зрения.

Все средства наглядности, используемые в процессе обучения специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов и изделий и т.д.) и изобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино-, видеофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера и т.д.).

Метод иллюстрации предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

Метод иллюстраций используется в тесной взаимосвязи с методом демонстраций, они дополняют и усиливают друг друга. Иллюстрация существенно облегчает процесс формирование понятий.

Эффективность иллюстрации в большой степени зависит от метода показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед преподавателем стоит проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Иллюстрации готовят заранее и показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения. В отдельных случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы и т.д.).

Демонстрация заключается в наглядно чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений.

Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях.

Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направлять внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений. При этом следует выполнять ряд правил:

1) демонстрируемый объект должны видеть все учащиеся;

2) учащиеся должны воспринимать объект, по возможности, всеми органами чувств, а не только глазами;

3) учащиеся могут самостоятельно измерять изучаемые качества объекта.

Видеометод интенсивно проникает в практику работы учебных заведений. Новые источники экранного преподнесения информации (проекторы, киноаппараты, учебное телевидение, видеопроигрыватель, видеомагнитофон, компьютер и пр.) позволяют выделять и рассматривать видеометод как отдельный метод обучения.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия и легче и быстрее усваивается.

Современные средства видеоинформации позволяют подчеркивать, выделять наиболее важные места. С помощью видеометода можно излагать новые знания; объяснять в динамике принципы действия сложных механизмов и машин; обучать алгоритмам выполнения различных видов деятельности, организовывать тестовые испытания и пр.

Практические методы обучения в профессиональном обучении имеют принципиально важное значение. Одним из основных практических методов обучения является упражнение. Упражнения способствуют закреплению практических умений и знаний, полученных в процессе изучения специальных предметов.

Репродуктивные упражнения содержат задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятного в заданном объекте. К упражнениям такого типа относятся упражнения на изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений и т.п., проводимых в форме выполнения письменных заданий, когда учащимся необходимо указать назначение, название, расположение отдельных узлов и деталей. К репродуктивным упражнениям относят разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.п.

Творческие упражнения помогают организовывать деятельность учащихся по использованию полученных знаний и умений в различных комбинациях, учат самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач. К типичным творческим упражнениям относят задачи на выбор инструментов, приспособлений, процессов; на определение зависимостей; на объяснение различных технологических явлений и процессов.

При изучении специальных предметов большое применение находят упражнения по проектированию технологических процессов.

Поисковые упражнения – это упражнения на творческое применение полученных знаний и умений, проводимые на более высоком мыслительном уровне. Различают диагностические и конструкторские поисковые упражнения.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащихся. В процессе проведения лабораторно-практических работ формируются определенные профессиональные умения, которые затем прим

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...