Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порты на открытых отмелых берегах

Влияние гидрографических условий на эксплуатацию портов.

Под гидрографическими условиями понимается рельеф дна моря в районе проектируемого порта.

По рельефу дна различают два вида берегов: приглубый берег, например, берег Крыма, Кавказа; отмелевший берег, например, берег Финского залива, Азовского и Каспийского морей, а также Черного моря в районе Анапы.

 

Порты на открытых приглубых берегах

Приглубые берега имеют крутой уклон прибрежной зоны в сторону моря. Лишь узкая зона шириной 100-150 м у самого уреза воды образует низменную полосу, называемой террасой. С выходом на значительные глубины стоимость оградительных сооружений возрастает, поэтому строить их приходится на небольшом расстоянии от берега, что не позволяет создавать просторные портовые акватории. Для получения максимальной длины причальной линии при минимальной протяженности оградительных сооружений необходимо компоновать причальный фронт в виде пирсов и молов.

 

Преимущество приглубых побережий – наличие значительных подходных глубин, слабаязаносимость подходных каналов и самой портовой акватории. Типичным примером порта на открытом приглубом побережье является Одесский порт (рис. 1.1).Строительство порта началось созданием Карантинной гавани под защитой сходящихся карантинного и Потаповского молов. Затем была создана Практическая гавань, которая была защищена бывшим военным молом (первоначально Г-образного в плане очертания) и с западной – двумя молами:Андросовским и Постаповским. С последующим развитием порта эти гавани были объединены расположенным вдоль берега старым волноломом. Пространство между этими двумя гаванями было разделено возведением в средней его части Новым молом с образованием дополнительно еще двух гаваней: Новой и Угольной. Старый причально–оградительный Карантинный мол и новый оградительный Рейдовый мол, который является его продолжением, надежно защищают все четыре гавани от штормового волнения любых направлений. К северу от этого комплекса были возведены Нефтегавань под защитой Нефтяного мола, а затем Хлебная гавань. Образовавшиеся две изолированные части порта были объединены возведением Нового волнолома. Насущная потребность в ремонте развивающегося портового флота заставила в образовавшемся пространстве разместить судоремонтный завод с дополнительной защитой от волн внутренним оградительным сооружением – волноломом.


Рис.1.1 Одесский морской торговый порт

 

Порты на открытых отмелых берегах

 

Отмелые песчаные побережья характеризуются медленным нарастанием глубин. Здесь под действием волнения и течений происходит значительное передвижение наносов и вследствие этого - непрерывный намыв и размыв береговой линии. Отличительной особенностью портов, расположенных на песчаных побережьях, является заносимость подходных каналов и акваторий. Это принуждает производить большие дноуглубительные работы при помощи землечерпалок и землесосов, что обходится очень дорого. В связи с пополнением флота крупнотоннажными судами с большими осадками указанный недостаток становится существенным, так как порты вынуждены ограничивать прием судов. Для выхода на достаточные глубины приходится удлинять и углублять подходы и увеличивать объемы дноуглубительных работ на акватории.

 

Оградительные сооружения в портах на таких побережьях строят на небольших глубинах, они имеют упрощенную конструкцию и стоят дешевле. Основное назначение сооружений является не ограничение портовой акватории от волнения, а защита ее и подходных каналов от заносимости. Для портов на таких побережьях характерно использование сходящихся молов, хорошо защищающих от наносов и рассеивающих благодаря своей воронкообразной форме энергию вкатывающихся на акваторию порта волн. С целью уменьшения заносимости трассы подходящих каналов располагают по возможности параллельно или с минимальным углом по отношению к господствующему направлению наносов.

 

 
 

На рис. 1.2 показана схема порта на отмелом побережье. Причальный фронт создан как за счет углубления в берег, так и путем искусственной засыпки. Этим достигается меньшая длина дорогостоящих молов.


Рис.1.2 Порт на отмелом берегу: 1-канал; 2-течение; 3-буна; 4-отмель; 5-бассейн; 6-размыв

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...