Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4). Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития.




4). Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития.

Вопрос о возрасте, как и вопрос о периодизации ПР является очень сложным в психологии.
Возраст – периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский).
Возраст – конкретная ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Возраст – это закмкнутый цикл развития, имеющий свои структуру и динамику.

Структура возраста включает в себя:

1 Социальную ситуацию развития.

2 Ведущий тип деятельности.

3 Основные психологические новообразования возраста.

4 Возрастные кризисы.

Социальная ситуация развития (ССР) – исходный момент для всех динамических изменений, которые происходят в данном возрастном периоде. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действит-ти как из основного источника развития.

Это главный компонент по выготскому, который характеризует исключительное единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

Ведущий тип деятельности – подчеркивает связь субъекта с окружающей действительностью.

Признаки:

1 Это такая деятельность, в форме которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности.

2 Внутри этой деят-ти закладываются основы деятельности, которая будет ведущей на следующем этапе.

3 Это такая деят-ть, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы.

Психологические новообразования возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты». Вокруг основного новообразования формируются и располагаются все остальные частные новообразования.

Возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого.

Возрастные кризисы:

1 Кризис новорожденности (отделяет эмбриональн. период развития от младенческого возраста).

2 Кризис одного года (отделяет младенческий возраст от раннего детства).

3 Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту).

4 Кризис 7 лет (роль мостика между дошкольным и школьным возрастом)

5 Кризис 13 лет (переход к подростковому возрасту)

6 Кризис взрослости

7 Кризис старости

Если кризис протекает вяло, это приводит к глубокой задержке эмоционаьно-волевой стороны личн-ти реб-ка в последующем возрасте.
По Выготскому:
Хронологический возраст – характеризует время жизни в годах, месяцах, днях.
Психологический возраст – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития.
Аспекты возраста:
1. Возможности развития – психофизиологическое развитие.
2. Социальные нормы – культурн оисторические нормы общества.
3. Ожидания общества, касаемые поведенческого компонента.
Возраст нельзя понять без категории развития и периодизации.
Категории возрастной психологии – 1. возраст; 2. развитие; 3. периодизация.
* Блонский в психическом развитии выделяет периоды: литические (плавные, спокойные) и критические (периоды скачков).
В литические периоды происходит накопление, суммирование нового, а в критические периоды это накопление приводит к скачку на новый этап, ступень развития.
* Выготский в своей концепции возраста выделил структуру возраста (относил к детскому развитию).
Структура возраста по Выготскому:
1. Социальная ситуация развития то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа, обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественные новообразования, возникающие к его концу.
Он выделил 2 единицы анализа социальной ситуации развития:
деятельность (можно наблюдать);
переживания (внутренний план, разные люди эту ситуацию переживают по разному).
2. Кризис – это переходный период от одного возрастного этапа к другому.
Структура кризиса (фазы): 1. предкритическая (кризис набирает силу); 2. собственно критическая; 3. посткритическая (спад кризиса).
Возрастные границы возрастов считал Выготский выделить четко невозможно

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой происходит формирование новообразований возраста.
Возраст всегда начинается с новой социальной ситуации развития. Возникает кризис в потребностно мотивационной сфере между потребностями и возможностями. Основными являются 2 сферы: эмоциональн опотребностная (общение); операциональн опотребностная (техническая деятельность: игра, учение).

Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л. С. Выготский различал три группы периодизаций', по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Еще один пример — периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3—6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении.

Далее следует стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12—16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.
Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей в периодизации П. П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.
Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2—2, 5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6, 5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т. д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина, которые будут рассмотрены ниже.

Д. Б. Эльконин развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир -мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок — вещь» и «ребенок — взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути -общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т. е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д. Б. Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или, шире, «человек — человек».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок — общественный предмет» или «человек — вещь».

В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т. е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т. д. (рис. 1. 11).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...