Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я-сообщения Ты-сообщения




Когда на моем столе оставлены бумаги…» «Когда вы оставляете свое ба-

рахло разбросанным на моем

столе…»

 

«Когда на меня поднимают голос…» «Когда вы орете и гавкаете на меня..»

 

Объективное описание в ситуации эмоционального напряжения – это непростая задача. Объективность предполагает отсутствие субъективных или эмоционально окрашенных выражений. Здесь требуется беспристрастное описание происшедшего, а не ваше или чье-то истолкование событий. Выражение вроде: «Когда вы нападаете на меня…», «Когда ты хитришь…» – являются вашим истолкованием событий. Задача заключается в том, чтобы описать детали поведения, которые представляются как нападение или хитрость.

Иногда полезно описать вашу проблему как результат действия других: «Когда мне приходится отсортировывать свои бумаги от чужих…» Вашему собеседнику трудно опровергнуть ваше заявление, если оно представлено как чисто ваша проблема. Вы сосредотачиваете свое внимание на том факте, что вам приходится отделять свои бумаги независимо от того, кто их туда положил.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (ваша реакция, отклик) вам потребуется описать свои чувства, вызванные данным событием. Иногда бывает трудно найти подходящие выражения для того, чтобы определить свои эмоции. Но без этого людям трудно осознать, какое воздействие оказывают на вас их поступки.

Можно использовать три варианта описания эмоциональной реакции на нежелательную для вас ситуацию.

1. Ваша реакция может состоять в описании конкретных эмоций. Например: «Когда вы…, я чувствую себя рассерженным (забитым, беспомощным, виноватым)» Или, лучше «Когда на меня…», «Когда мне…»

2. Иногда легче описать эмоции в виде того, что вы делаете в этом состоянии. Например: «Когда вы…, я начинаю кричать на вас (замыкаюсь, реагирую неадекватно, решаю делать все сам)».

3. Вашей реакцией может быть позыв, желание, которым вы сопротивляетесь. Пример: «Когда комне так…, мне хочется просто выйти (бросить все это и…)»

ВНИМАНИЕ! При описании вашего эмоционального состояния необходимо избегать элемента осуждения личности собеседника как причины этой реакции.

Например: «Я из-за вас это уронил (не успел, испортил…)».

Если элемент осуждения «загрязняет» ваше «Я-высказывание», противоположная сторона может обрушить на вас массу контробвинений.

Когда вы практикуете Я-высказывания, вы даете себе полное право чувствовать то, что вы чувствуете, и выражать свои чувства, никого при этом не обвиняя.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ Я-высказывания – предпочитаемый исход – требует ясной и четкой формулировки того, что вы хотите, наличия вариантов достижения этого результата. Они необходимы, т.к. люди часто, не имея выбора, чувствуют угрозу своей свободе и автономии (а это вторая по значимость ценность человека после ценности самой жизни). За непослушанием и сопротивлением наших детей и подростков стоит именно эта потребность.

Пример предпочитаемого исхода: «Мне бы хотелось получить помощь при мойке посуды».

Примечание: Для общения с независимыми, «своевольными» детьми полезно добавить какое-то объяснение к описанию желательного исхода.

ФОРМУЛА ОБОСНОВАНИЯ: «Я хотел бы…, потому что…».

Полный вариант формулы: Когда вы… я чувствую…. Мне хотелось бы… Потому что…..

Цель Я-высказывания – не только вежливость, но прямота и ясность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...