Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.Религиозная направленность, различные религиозные сборища. 9. Организация отдыха детей и подростков.




Отдых – это состояние покоя или такого рода культурно-досуговой деятельности, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные (духовные) силы человека.
Дети (юридическое) - лица, не достигшие совершеннолетия. Период детства подразделяется на следующие возрасты: младенческий — до 1 года, преддошкольный (ясельный) — от 1 года до 3 лет, дошкольный — от 3 до 7 лет, младший школьный — от 7 до 12 лет, средний школьный — от 12 до 14 лет, старший школьный — от 14 до 17 лет.
Тема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков рассматривалась: Н. И. Никитиной, М. Е. Сысоевой, Н. Ф. Дик и другими.
Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая потребность детского организма. особенности отдыха детей и подростков:
1. Целенаправленность и продуманность.
2. Осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно.
3. Отличается относительной свободой (в зависимости от физического состояния и самочувствия ребёнка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ), связанных с рекреацией, саморазвитием (чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы как отдельного ребёнка, так и различных групп.
4. Обусловлен региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразия интересов ребят.
5. Способствует познанию детьми культуры и искусства, т. е. формированию их базовой культуры через творческую деятельность.
6. Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как: человечность, гуманность, порядочность, увлечённость.
7. Способствует вовлечению ребёнка в социум, т. е. процессу социализации.
При организации отдыха (досуговой деятельности) детей и подростков руководствуются прежде всего психолого-педагогическими принципами.
Отдых можно подразделить на 2 типа:
1) Активный – занятия гимнастикой, физкультурой, подвижные игры и т. д.
2) Пассивный – созерцание произведений искусства, размышления об окружающей среде и т. д.
Отдельно следует отметить детские лагеря как одну из форм организации досуга детей и подростков. В настоящее время существует множество типов детских лагерей: Санаторные лагеря, Профильные лагеря, Загородные центры, Лагеря с дневным пребыванием детей, семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций (скаутов, пионеров); летние мастер – школы, профилактические летние лагеря и смены, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций, лагеря при учреждениях социального обслуживания.
Новые тенденции: создание региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков; организация активного отдыха детей с девиантным поведением; патриотическое воспитание.
Одно из интереснейших направлений рынка современной туриндустрии представляет детский туризм, под которым понимаются туристические программы, ориентированные на аудиторию школьного возраста (от 7 до 15 лет).
Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и своего рода «полигон» для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации детей и подростков с учетом реалий современной жизни.

Сложность и специфичность педагогического процесса в художественной самодеятельности состоит в том, что основной целью здесь является создание художественного продукта, и носителем этой цели является не только руководитель, но и участники коллектива.
Психолого-педагогический процесс влияния на отдельную личность проявляется в нескольких направлениях:
- воспитание креативности творческой личности;
- развитие ее коллективистских и коммуникативных качеств;
- формирование общественной направленности личности;
- ее приобщение к духовным ценностям.
Ю. К. Бабанский выделяет две группы условий функционирования педагогической системы. К первой группе он относит внешние условия: природно-географические, общественные, производственные, культурные и др. Вторая группа определяется как внутренние условия: учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические, эстетические.
Также при организации самодеятельного искусства необходимо:
- наличие материально-технической базы, включающей специализированные аудитории для занятий творческих коллективов, инструментарий, костюмы и т. д.

- наличие штата- руководителей различных жанров самодеятельности: хореографические коллективы (бальный, эстрадный, народный классический танец); оркестры и ансамбли народных и духовых инструментов, ВИА; студии сольного и академического хорового пения; народные хоры и фольклорные ансамбли; студии: драматические и художественного слова; авторской и эстрадной песни, цирковые;
- единый целенаправленный педагогический процесс, включающий перспективные планы имеющий наличие творческих и педагогических целей, задач, форм и методов воспитания личности; участие в творческих смотрах различного уровня; концертные выступления.
- наличие методического отдела, организующего работу во дворце, своем микрорайоне. роль руководителя:

Великий гуманист, педагог и писатель В. П. Сухомлинский писал: « Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью». Поэтому если хочется работать с детьми, нужно стать их товарищем и другом. Тот, кто учит других, должен сам много знать. Тот, кто воспитывает, должен быть воспитан сам. Из этих двух педагогических истин и вытекает высокое требование к облику руководителя детским самодеятельным коллективом.
педагогические способности: наблюдательность, воображение, внимание, а к организаторским - инициативность, умение мобилизовать детей, требовательность, умение планировать и контролировать.
На занятиях педагог выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача руководителя состоит в такой организации процесса познания, который способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка и соответствует данной ступени его развития. Перед каждой встречей с коллективом руководителю необходимо не только продумать план урока, но и хорошо к нему подготовиться. Каждое занятие надо сделать ярким и понятным. Интересная форма построения занятий увлекает детей и способствует лучшему усвоению урока.
«примеры»
За последние годы в нашем крае созданы и работают 905 Центров и Домов народного творчества и ремесел, в них действуют 6 394 клубных формирований, в которых занимается 90 151 человек.
на территории города Добрянка (на примере муниципального учреждения культуры «Культурно-досугового центра «Орфей»») количество коллективов самодеятельного художественного творчества взрослых – 12, детских – 16.
на территории Юсьвинского муниципального района любительских коллективов на 2007 год – 128, участников в них – 1597 человек, на 2008 – 134, 1608 человек.
В г. Кунгуре только кружки по изобразительному и декоративно – прикладному искусству посещают: ИЗО – 124, ДПТ – 168 человек на 2008 год
В Пермском крае приоритетными направлениями социально-культурной работы с детьми являются:
- выявление творчески одаренных детей и привлечение их в коллективы художественного творчества;
- приобщение подрастающего поколения к национальной культуре;
- участие и организация поездок коллективов самодеятельного художественного творчества на фестивали и конкурсы различного уровня;
- участие руководителей коллективов самодеятельного художественного творчества в творческих лабораториях, мастер- классах, курсах повышения квалификации;
- повышение профессионального мастерства руководителей коллективов самодеятельного художественного творчества;
10. Методика работы с детьми.

·
Период детства подразделяется на следующие возрасты:


· • младенческий - до 1 года;

· преддошкольный - от 1 года до 3 лет;

· дошкольный - от 3 - 7 лет;

· младший школьный - от 7 до 12 лет;

· средний школьный - от 12 до 14 лет;

· старший школьный - от 14 до 17 лет;


Специфика работы с детьми определяется теми психологическими возрастными особенностями, которые характерны для этого периода (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и др. ), а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.
Методика работы с детьми:


• Беседа

• Детский утренник

• Психологические способы воздействия

• Игра

• Праздники

• Клубные объединения


Беседа: Специфика бесед состоит в том, что они кратки по времени. По форме они должны быть яркими и занимательными. Беседа требует камерности и однородности аудитории. Чаще всего беседы проводят на этические темы, связанные с конкретными поступками детей. При этом наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких ребенку людей – родителей, учителей, воспитателей.
Детский утренник: Специфика утренника: временная ориентация. Он проводится днем и непродолжительно по времени, т. к. у детей больше развито правое полушарие мозга и они мыслят образно; из этого вытекает следующая особенность – в него включаются эмоциональные образные средства искусства, особенно сказки, мультфильмы и т. д.; учитывается подвижность и непоседливость детей.
Психологические способы воздействия:
• Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям
• Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей
• Подражание – дети стремятся подражать взрослым, копировать их, т. е. воспроизводить черты и образцы поведения.
Праздники: Проводятся они в сфере свободного времени с широким использованием инициативы самих ребят. Основными признаками являются коллективность, добровольность, коммуникативность его участников, приподнятое эмоциональное состояние. Детский праздник носит развлекательный и в то же время формирующий характер.
Клубные объединения: В клубах дети познают мир, своими руками изготавливают игрушки, готовят номера художественной самодеятельности. Таким образом, дети воспитываются не только в эстетическом, но и нравственном плане, приобщаясь к труду, формируя навыки культуры поведения.
И как отдельная методика работы с детьми рассмотрена терапия.
Терапия сегодня является популярным методом работы с детьми:
• Игровая терапия
• Арт-терапия
• Сказкотерапия
• Песочная терапия
Игровая терапия: Игра начала включаться в терапевтический процесс с 1919 г. Анна Фрейд и Мелани Кляйн (детские психоаналитики) начали активно применять игровую терапию в работе с детьми.
Игра ребенка выступает в трех основных функциях в игровой терапии:
• Позволяет установить контакт с ребенком.
• Игра является посредником при взаимодействии ребенка и педагога.
• Игра позволяет наблюдать ребенка и получать информацию, на основании которой могут выдвигаться гипотезы о причинах возникновения проблем.
Не только ребенок может предоставлять терапевту информацию, которую он не смог бы сообщить другими способами, но и аналитик использует игру и описание игры для передачи информации ребенку. Тем самым, помогая ему достигнуть понимания своих внутренних конфликтов, что бы лучше справляться с ними в реальной жизни.
Арт-терапия: Она направлена в целом на более ясное, тонкое выражение своих переживаний, внутренних противоречий, с одной стороны, а также на творческое самовыражение ребенка.
Условия для развития арт-терапии появились уже в конце 20 века, вместе с интересом к детскому искусству. В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй мировой войны.
В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, подобные ассоциации возникли в последствии в Англии, Голландии и Японии. Также к арт-терапии, как терапевтическому методу, появляется большой интерес в России и в нашей стране.
Виды арт-терапии:
1. Рисование. Карандаши, фломастеры и маркеры подойдут для гиперактивных детей. Акварель, гуашь, акриловые краски — для детей, перенесших стрессы и глубокие психологические травмы.
2. Работу с различными материалами по лепке (глина, воск, пластилин) и скульптура.
3. Искусство создания фигур из бумаги (оригами, коллаж).
4. Музыка, пение, вокал.
5. Танцы, пластика, художественная гимнастика.
6. Кино и видео.
Песочная терапия: Метод песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт впервые применила песок в игровой работе с детьми. В последствии песочная терапия была разработана австрийским психоаналитиком, учеником З. Фрейда К. Г. Юнгом. Песочная терапия уже получила признание и широкую распространенность в Европе и США, а сейчас стала применяться в нашей стране.
Во время игры в песок дети выносят свой внутренний мир во внешнее пространство и обыгрывают его. Внутренняя жизнь ребенка подчас драматична, у него существуют мучительные нерешенные проблемы. Все это отражает созданный им рельеф.
Сказкотерапия:
• Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление ребёнка и поработать с другими проблемами.
• С помощью сказкотерапии с детьми можно проработать всевозможные страхи и показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т. д.
Приёмы, которые очень хорошо зарекомендовали в работе с детьми - это работа с притчей и работа со сказкой.
• Притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован.
• Притчи имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой ребёнок воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
• о жизненно важных явлениях;
• о жизненных ценностях;
• о внутреннем мире автора.
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
• как устроен этот мир, кто его создал;
• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
• какие этапы в процессе самореализации проходит человек;
• какие трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
• как приобретать и ценить дружбу и любовь;
• какими ценностями руководствоваться в жизни;
• как строить отношения с родителями и детьми;
• как прощать.
Глоссарий:
• Методика — это конкретные приемы, средства, совокупность методов обучения чему-либо и приемов выполнения чего-либо.
• Дети - лица, не достигшие совершеннолетия.
• Арт-терапия - метод, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и т. д.
• Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
• Песочная терапия - один из современных методов психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми.
• Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...