Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина




Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина

Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д. Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Рассмотрим концепцию Д. Б. Эльконина более подробно.

Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов.

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.

Весь процесс развития можно разделить на три этапа:

дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым.

В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.

В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.

В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.

Таковы основные положения концепции развития Д. Б. Эль-конина. Она получила дальнейшее развитие в работах Д. И. Фельдштейна.

Периодизация на основе критериев и признаков

Периодизация выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие " ведущая деятельность" : деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

 
Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития  
Младен- чество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми  
Ранний возраст 1-3 предметная деятельность " внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами  
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми  
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.  
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство " взрослости", возникновение представление о себе " не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми  
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профес- сиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профес- сиональных знаний, умений  
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профес- сиональная учеба.   Освоение профес- сионально- трудовых умений  
Зрелость после 25 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75-.. - старость      
           
Возрастная периодизация Л. С. Выготского            1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитииребенка, т. к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнююсреду. 2. Младенческий возраст (2 мес. -1 год). 3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативныесимптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью. 4. Раннее детство (1год–3года). 5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этотпериод, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенкапретерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка. 6. Дошкольный возраст (3-7 лет). 7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативныестороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения ит. д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется егоотношение к другим детям. 8. Школьный возраст (8-12лет). 9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падениеуспеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннемстроении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системыинтересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, чтоздесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход квысшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижениемработоспособности. 10. Пубертатный возраст (14-18 лет). 11. Кризис 17 лет.        Периодизация развития индивида по критерию ведущей                              деятельности Д. Б. Эльконина                  В настоящее время периодизация психического развития в детском возрастепринадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующуюсхему периодизации. Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности. Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст наоснове следующих критериев: 1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребеноквступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественныхотношений, в какие области общественной жизни входит. 2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. 3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достиженияв развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее " взрыву" – кризису. 4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мирпредметов и отношений. Д. Б. Эльконин выделил 2 системы отношений: 1) человек – человек 2) человек – вещь. В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системыотношений осваиваются: 1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений междулюдьми, т. е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера. 2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т. е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы.                                                            Таблица 1         Стадии психического развития по Д. Б. Эльконину              
Возраст Ведущая деятельность Тип деятельности
Младенчество Эмоциональное общение с матерью Социальная
Младший дошкольный (1-3 года) Предметно-манипулятивная (освоение предметов культуры) Культурная
Старший дошкольный Ролевая игра Социальная
Младший школьный Учебная Культурная
Средний школьный Интимно-личностная Социальная
Старший школьный Учебно-профессиональная Культурная
17- 30 лет Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья Социальная
30-40 Самореализация и творчество Культурная
Больше 40 Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых Социальная
Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастовявляются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д. Б. Эльконина: позакону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержаниекризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за нимивозникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисымировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.     Периодизация психического развития по А. В. Петровском.     Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка счленами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность исвой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входитодновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией. Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенкунеобходимо быть как все, т. е. эта фаза предполагает утрату инд. черт(конформность, робость, неуверенность в себе). Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации инеудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватнаясамооценка). Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечаютпотребностям группы (изоляция или вытеснение)А. В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды: 1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основномприспосабливается к социальной среде. 2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляетсвою индивидуальность. 3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция вобщество.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...