Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ учебного занятия теоретического




И практического (производственного) обучения

В учреждениях среднего профессионального

Образования

 

Основные дидактические единицы. Анализ сценария учебного занятия и педагогических ситуаций на нём. Анализ учебного занятия. Определение составляющих педагогическою процесса: цель, условия и способы ее реализации. Особенности методического анализа учебного занятия. Методический ана- лиз учебного занятия по экономике, менеджменту, маркетингу в учреждении начального и среднего профессионалы ют об- разования. Специфика, структура и содержание комплексного анализа учебного занятия по экономике, менеджменту, марке тингу в учреждении начального и среднего профессиональною образования.

!!! 1. Анализ урока теоретического обучения – контроль и оценка содержания, организации, методики проведения и ре- зультатов урока [13].

Важным условием эффективности анализа урока является его комплексность, т.е. оценка организации и методики прове- дения, а также анализ и оценка качества знаний и умений уча- щихся, приобретенных в результате урока.

2. Комплексный подход к анализу урока означает также со- четание контроля деятельности преподавателя и оказания ему методической помощи в повышении эффективности урока [13]. Проводится обычно руководителями учебного заведения, пре-подавателями методической (предметной, цикловой) комис- сии, методистами, членами методической (предметной, цикло- вой) комиссий, инспекторами.

Анализ урока теоретического обучения независимо от его цели и видов состоит из нескольких этапов, осуществляемых в определенной последовательности: подготовка проверяющего к посещению урока; посещение и анализ хода и результатов уро-ка; педагогический анализ проведенного урока совместно с пре-подавателем [13].

3. Для анализа урока теоретического обучения нет единой схемы, так как содержание его зависит от специфики предме-та, уровня педагогического мастерства преподавателя, периода учебного процесса в учебной группе, педагогической цели [13].

Анализ урока начинается с определения его места в систе-ме уроков по теме, разделу и формулировки темы урока – на-сколько она соответствует его содержанию. При этом оценива-ется, насколько полно и четко сформулирована и доведена до учащихся цель урока. Анализируя рациональность структуры урока, важно оцепить также оптимальность количества време-ни, выделенного на каждый его структурный элемент.

Центральным в анализе урока является оценка выбора и эффективности применения методов и приемов учебной рабо-ты преподавателя и учащихся на уроке, их сочетания. Важный компонент педагогического анализа урока — оценка его вос-питательного влияния на учащихся, анализ содержания, мето-дики и организации контроля и оценки знаний и умений уча-щихся, содержания и процедуры выдачи учащимся домашних заданий.

Необходимым элементом педагогического анализа урока является заключение о его результатах. Об этом судят но ха-рактеру и результатам деятельности учащихся при выполнении заданий, при закреплении, текущем повторении и системати-зации изученного на уроке материала, по качеству ответов уча-щихся на вопросы преподавателя, ведущего урок. Практикует-ся также краткий опрос учащихся проверяющим, выполнение ими мини-контрольных работ по его заданию, ознакомление с тетрадями учащихся и др.

Итоговая беседа руководителя с преподавателем с целью разбора и анализа урока проходит обычно в тот же день, когда проводится урок, по «свежим следам». При этом преподаватель осуществляет самоанализ урока, а руководитель на основе сде-ланных по ходу урока записей и заметок дает его подробный анализ. Он оценивает также стиль работы преподавателя, его педагогический такт, технику речи, глубину знания предмета; организованность проведения занятий; интерес, активность, дисциплинированность учащихся. Анализ урока включает также оценку внешних условий и обстановки проведения за- нятий, обеспеченности наглядными пособиями, технически- ми средствами обучения, дидактическими материалами, на- личия необходимого оборудования, инструментов, приборов; состояния рабочих мест преподавателя и учащихся; санитарно- гигиенических условий проведения занятий.

Заключительное оформление результатов анализа урока руководитель делает в журнале посещений и анализов уроков преподавателя. Основу записи составляет краткий письменный анализ положительных и негативных сторон посещенного уро- ка и конкретные рекомендации и советы руководителя препо-давателю о путях повышения качества уроков и устранения от-меченных недостатков.

4. Открытый урок проводится опытным преподавателем (или мастером производственного обучения) в присутствии других его коллег с целью показа своих методов работы и яв-ляется важным средством обмена педагогическим опытом и по вышения педагогический квалификации [13].

Для открытых уроков выбирают обычно наиболее сложные темы учебных программ, представляющие определенный инте-рес в методическом отношении, при этом выделяют те приемы обучения, на которые обращается внимание присутствующих, т.е. открытому уроку придается тематический характер.

Анализ открытых уроков дает возможность студентам практикантам изучать и применять в собственной практике лучшее в работе коллег, а также выявлять свои недостатки на основе обнаружения недочетов проведенного урока. При под ведении итогов открытого урока отмечается правильность по- становки его цели и дается заключение о ее выполнении; опре-деляется, что следует перенять из опыта преподавателя или мастера для использования в своей работе; намечаются прак-тические мероприятия по улучшению учебно-воспитательного процесса, вытекающие из анализа урока.

5. Анализ урока производственного обучения осуществляет-ся но следующей схеме: дата и время проведения урока; наиме-нование группы (количественный состав, число опоздавших и отсутствующих, своевременность начала занятия); тема урока (связь с предыдущим занятием, целесообразность выбора типа урока); внешние условия работы; состояние мастерской (об-щий порядок и санитарно-гигиенические условия); готовность учащихся к занятию, подготовка мастера (как он владеет мате-риалом) [13].

 

Задание 51. Опираясь на материал, представленный выше, раз-работайте схему для методического анализа урока (учебного заня-тия).

Задание 52. Опираясь на вышеизложенный материал, разра-ботайте схему для комплексного анализа урока (учебного заня-тия) теоретического и производственного обучения. Заполните табл. 24 и 25.

 

Таблица 24

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...