Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция, акты.




Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.

Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ: 1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ; 2) издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; 3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законы субъекта РФ и постановления.

Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.

48. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция, акты. Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов. Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств. Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ. Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков. Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам. Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

49. Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации. Мировые судьи. ФКЗ о судебной системе РФ предусматривал возможность создания конституционных (уставных) судов РФ. Они учреждались для рассмотрения вопросов соответствия законов, иных нормативных актов органов гос.власти субъектов РФ и актов МСУ конституции (уставу) субъектов РФ, а также для их толкования. Законами субъектов РФ предусмотрены дополнительные полномочия конституционных (уставных) судов: ü Проверка конституционности правоприменительной практики ü Рассмотрение жалоб граждан на нарушение прав и свобод законами субъектов РФ ü Дача заключения о соответствии конституции (уставу) вопроса, выносимого на референдум субъекта РФ ü Разрешение споров о компетенции между органами гос.власти субъектов РФ, органами госвласти субъектов РФ и органов МСУ, между органами МСУ ü Осуществление права законодательной инициативы Эти суды не подчиняются Конституционному Суду РФ и не образуют с ним единой системы, финансируются из бюджета субъекта РФ (единственный судебный орган – причина нежелания его создания).Порядок формирования и компетенция таких судов определяется субъектами РФ в их конституциях (уставах) и специальных законах. По общему правилу судьи избираются законодательным органом власти субъекта по представлению высшего должностного лица. Состав – от 5 до 9 судей.В некоторых субъектах законы приняты, но суды не действуют (Воронежской, Калужской, Магаданской, Московской областей, Камчатского, Краснодарского, Забайкальского краев).Всего создано 17 конституционных (уставных) судов субъектов РФ.Ряд ученых высказываются за создание единой системы таких судов во главе с Конституционным судом РФ, другие – за обязательность таких органов.1. Конституционный суд Республики Адыгея 2. Конституционный суд Республики Башкортостан 3. Конституционный суд Республики Бурятия 4. Конституционный суд Республики Дагестан 5. Конституционный суд Республики Ингушетия 6. Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики 7. Конституционный суд Республики Карелия 8. Конституционный суд Республики Коми 9. Конституционный суд Республики Марий Эл 10. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) 11. Конституционный суд Республики Северная Осетия – Алания 12. Конституционный суд Республики Татарстан 13. Конституционный суд Республики Тыва 14. Конституционный суд Чеченской Республики 15. Уставный суд Калининградской области 16. Уставный суд Свердловской области 17. Уставный суд Челябинской области 18. Уставный суд города Санкт-Петербурга

50. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны, которая вся разделена на муниципальные образования. Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии развитой правовой основы его функционирования, соответствующей международным стандартам и содержанию социального и демократического государства. Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов и правовых норм, обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Существует множество классификаций правовых основ местного самоуправления по разным критериям. Назовем основные и наиболее распространенные из них. 1. По характеру предписаний муниципально-правовые нормы делятся: - на правоуполномочивающие - определяют предметы ведения местного самоуправления. К ним относятся нормы разрешения, устанавливающие, что можно делать; - обязывающие - содержат предписания о том, что нужно делать, и определяют обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам управления и обязанности других субъектов муниципального права. на основании этих норм органы местной власти обязаны обеспечить каждому желающему возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина; - запрещающие - закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами. 2. По степени категоричности предписаний нормы подразделяются: - на императивные - устанавливающие порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов и должностных лиц системы муниципального управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эти нормы должны официально опубликовываться; - диспозитивные - устанавливают порядок рассмотрения и решения законодательным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа власти или выборного должностного лица системы муниципального управления. 3. По территории действия - это нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ, а также границами отдельного муниципального образования, или нормы, которые могут действовать на всей территории России. 4. По источникам нормы муниципального права подразделяются на нормы, устанавливаемые Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Значительная часть норм муниципального права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов и должностных лиц местного самоуправления. 5. Материально-правовые нормы - закрепляют полномочия органов и должностных лиц системы муниципального управления, а также права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. 6. Процессуальные нормы - определяют порядок выборов и деятельности органов системы муниципального управления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципального образования, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного характера. 7. По муниципально-правовым институтам - нормы, регулирующие определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые выделяются в пределах муниципального права в самостоятельную обособленную группу. К муниципально-правовым институтам относятся институт территориальной основы местного самоуправления, институт муниципальной собственности, институт муниципальной службы и др. Необходимо отметить, что правовым фундаментом для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы, к которым теперь относится и Российская Федерация, является Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 г. Хартия местного самоуправления подписана Россией в 1996 г. и ратифицирована в 1998 г. Признавая, что местное самоуправление является одной из основ демократического строя, Европейская хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Хартия обязывает все государства, подписавшие ее, применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти. Хартия содержит преамбулу, в которой излагаются цели государств - членов Совета Европы, подписавших Хартию, и три раздела. Преамбула содержит положения о том, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя и что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы на основе принципов демократии и децентрализованной власти. Первый раздел - "Конституционные и законодательные основы местного самоуправления" - содержит десять статей, в которых дается понятие местного самоуправления, указаны принципы закрепления компетенции самоуправления, гарантии защиты территории местного самоуправления, права местного самоуправления в определении своих внутренних административных структур, а также положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, источниках финансирования органов местного самоуправления, административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления, а также право на объединение и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий. Второй раздел - "Основные положения" - устанавливает обязательства государств, подписавших Хартию. Государство обязуется соблюдать по меньшей мере 20 пунктов первого раздела Хартии, а также содержит статьи с указанием органов, на которые распространяется действие Хартии, и обязанность государств - членов Совета Европы направлять Генеральному Секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринимаемых в целях соответствия Хартии. Третий раздел Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в Хартию. Хартией предусматриваются свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. При этом статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться. Важную роль в обеспечении реализации Европейской хартии о местном самоуправлении играет Конгресс местных и региональных органов власти Европы. Конгресс - совещательный орган, в котором представлены местные и региональные органы власти стран - членов Совета Европы. Работа Конгресса ведется в двух палатах: палате местных органов власти и палате регионов. Пленарное заседание Конгресса проводится раз в год в Страсбурге. Цель Конгресса - обеспечить участие местных и региональных властей в достижении европейского единства; обеспечить членам местных и региональных советов возможности в разработке европейской политики в рамках Совета Европы; помогать новым демократическим государствам в создании местных административных структур. Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации. Прежде всего, согласно ст. 12 "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление". Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Оно не входит в систему органов государственной власти. Общие принципы построения местного самоуправления являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Материальной основой власти является муниципальная собственность. В Конституции РФ содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности, Конституция РФ указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления: o управление муниципальной собственностью; o формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; o установление местных налогов и сборов; o осуществление охраны общественного порядка; o иные вопросы местного значения. К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления. При самостоятельности местного самоуправления Конституция РФ предусматривает возможность передачи отдельных государственных полномочий на местный уровень, но при этом обязательна и передача необходимых материальных и финансовых ресурсов для реализации государственных полномочий. Конституционные нормы, регулирующие построение и деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, носят открытый демократический характер и развиваются в федеральном, региональном законодательстве и в самих нормотворческих актах местного самоуправления. Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем определены понятия экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены порядок управления муниципальной собственностью, отношения органов местного самоуправления и предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Также в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и отмечена самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета. Минимальные местные бюджеты обеспечиваются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Федеральным законодательством закрепляются права органов и должностных лиц системы муниципального управления принимать правовые акты по предметам их ведения. Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативными правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований. Гражданский кодекс РФ содержит статьи о признании муниципальных образований и выступающих от их лица органов местного самоуправления равноправными участниками гражданских правоотношений. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" является основой для муниципального избирательного права; и т.д. Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с одной стороны, гарантируются организационная, финансово-экономическая самостоятельность, судебная защита местного самоуправления. С другой - Законом предусмотрены ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью. Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования, в силу объективных причин, не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления. В Федеральной целевой программе (ФЦП) государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономической и политической реформ на муниципальном уровне. Выделяются два этапа ее реализации: первый (2000-2002 гг.) - создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления; второй (2003-2014 гг.) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения. Мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления в рамках ФЦП включают: 1)анализ правовой базы всех уровней управления и разработку предложений по их совершенствованию, разработку модельных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления; 2)анализ межбюджетных отношений, выработку предложений по их совершенствованию; разработку государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм и нормативов, а также рекомендаций по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; 3)разработку и реализацию целевых инвестиционных подпрограмм, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований; 4)разработку и внедрение методик и технологий управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, бюджетным процессом в муниципальных образованиях, совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления, подготовку кадров для органов местного самоуправления; 5)создание систем информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, разработку предложений по созданию муниципальных информационных систем 6)разработку предложений по формированию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, совершенствование государственных образовательных стандартов, программ, создание учебно-методических пособий, осуществление учебных мероприятий; 7)создание и совершенствование систем информирования населения о сущности, преимуществах, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности органов местного самоуправления. В связи с тем что муниципальные образования существенно отличаются друг от друга, в том числе по размерам территории, количеству населения, экономическому потенциалу, географическим и климатическим условиям, а также учитывая ограниченность средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, отработка конкретных методик, технологий, методических рекомендаций, создание пилотных центров научной, информационной и кадровой поддержки местного самоуправления проводятся на базе опорных зон, формируемых из муниципальных образований различных типов и в различных регионах в соответствии с разработанной методологией. В системе местного самоуправления можно выделить так называемые сущностные признаки, без которых оно не может состояться. Это, безусловно, закреплено в законодательстве о местном самоуправлении. К сущностным признакам относятся территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты. Однако и это еще не является гарантией реального местного самоуправления. Поэтому сущностные признаки могут быть рассмотрены и более широко, с учетом качества институтов местного самоуправления. Это достаточность и полнота правовой базы, эффективность механизма контроля исполнения законов, наличие и свобода институтов реализации прав граждан на участие в местном самоуправлении, реальная обеспеченность местного самоуправления ресурсами для осуществления власти, доступность, открытость местной власти гражданам, и, конечно, легитимность власти, т.е. признание и поддержка ее населением.

51. Органы и должностные лица местного самоуправления, издаваемые ими акты. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вводит понятие местного нормотворчества. Согласно ст. 19 указанного ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) нормативно-правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иным видом местного нормотворчества является народная правотворческая инициатива; Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Нормативный правовой акт, издаваемый органом местного самоуправления или принимаемый непосредственно населением, - это внешняя форма выражения и закрепления норм муниципального права. Именно в такой форме происходит волеизъявление граждан - в форме правового регулирования. Социально-правовая природа местных нормативно-правовых актов предопределяется следующими признаками местного нормотворчества:

1. нормы местных сообществ - это корпоративные нормы, так как инициатором их принятия выступает население муниципального образования или соответствующий муниципальный орган;

2. нормы, принимаемые на местном уровне, обладают признаками общеобязательности и гарантированности со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм. В связи с этим акты, содержащие такие правовые нормы, приобретают характер нормативно-правовых;

3. правотворческая деятельность органов местного самоуправления и населения муниципального образования является предварительно санкционированной;

4. местное нормотворчество состоит в принятии норм регулятивного воздействия, как правило, муниципальные органы не могут устанавливать меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных норм. Задача гарантировать исполнение муниципальных правовых норм возложена на органы государственной власти и управления;

5. муниципальное нормотворчество имеет три основные функции:

а) восполнение пробелов в законодательстве;
б) обновление нормативно-правового материала;
в) упорядочение действующих нормативно-правовых актов путем инкорпорации, кодификации.

52. Административное право: понятие, предмет, метод, источники. Административное право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти. Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Метод административного права – совокупность способов и приемов воздействия на общественные отношения в сфере исполнительной власти. Предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под угрозой применения мер дисциплинарного или административного принуждения. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (приобрести оружие, организовать митинг, управлять автомобилем, создать общественное объединение и т.д.). Источник права – это нормативно-правовой акт различной юридической силы. I. Международно-правовые акты. Общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ. II. Федеральный уровень: Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ; указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы ФОИВ. III. Региональный уровень: Конституции, уставы субъектов РФ; законы; акты глав субъектов РФ; акты правительств, администраций субъектов РФ. IV. Муниципальный уровень: Акты органов местного самоуправления. V. Локальный уровень: Акты предприятий и учреждений.

53. Административно-правовая норма: понятие, структура, виды. Административно-правовая норма – правило поведения, установленное государством, регулирующее общественные отношения в сфере организации и осуществления исполнительной власти. Гипотеза - часть нормы, указывающая на фак­тические условия, при наступлении которых следует ру­ководствоваться данной нормой Виды гипотез: а) относительно определенные; б) абсолютно определенная. Диспозиция - часть нормы, содержащая са­мо правило должного поведения, предписанное данной нормой права. Виды диспозиций: а) простая; б) сложная; в) описательная; г) бланкетная; д) отсылочная. Санкция - часть нормы, указывающая на меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушавшим установленные правила должного поведе­ния. Виды санкций: а) относительно определенная (от минимума до максимума); б) абсолютно определенная (четко указывается вид наказания); г) альтернативные (указывается несколько видов наказаний или либо). Виды административно – правовой нормы. 1. Пo предмету правового регулирования: Материальные нормы; Процессуальные нормы. 2. По методу воздействия на поведение субъектов: Обязывающие нормы; Запрещающие нормы Уполномочивающие (дозволительные) нормы; 3. По объему регулирования: Общие нормы; Межведомственные (межотраслевые); Ведомственные (отраслевые). 4. По действию в пространстве: Общефедеральные нормы; Региональные нормы. 5. По действию во времени: Срочные нормы; Нормы бессрочные. 6. По характеру юридической защиты: Нормы, защищаемые административными санкциями; Нормы, защищаемые дисциплинарными санкциями. 7. По конкретной направленности регулирования: Нормы, регулирующие административно-правовой статус: - гражданина; - субъектов исполнительной власти; - государственных служащих; - государственных предприятий и учреждений; - общественных объединений; - статус общественного объединения.

54. Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды. Административно-правовые отношения - урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения, в сфере организации и осуществления исполнительной власти. Структура административно-правовых отношений. 1. Субъектадминистративно-правовых отношений – физические и юридические лица. 2. Объект административно-правовых отношений – поведение физические и юридические лиц в сфере исполнительной власти. 3. Предмет правоотношения: - материальные блага; лич­ные неимущественные блага; продукты духовного творчества. 4. Юридический факт – обстоятельства, с которыми административно-правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Деяния - являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные, а также активная форма (действия) и пассивная форма (бездействие). События – явления, которые влекут наступление юридических последствий независимо от воли субъектов. 5. Содержание правового отношения - материальная сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и юридические обязанности). Субъективное право – это мера возможного поведения участникам административно-правовых отношений, принадлежащая управомоченному лицу. Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта в интересах правомочного лица. Виды административно-правовых отношений. 1. По характеру управленческих связей: - вертикальные; - горизонтальные. 2. По основному содержанию управленческого воздействия: -регулятивные (позитивные управленческие отношения); охранительные – (конфликты в сфере исполнительной власти). 3. По способу реализации государственно-властных полномочий: -основные – (властеотношения); - не основные – (отношения равноправны). 4. По целям управляющего воздействия: - внешние; внутренние. 5. По степени самостоятельности управляемых субъектов: -субординационные (властное распорядительное решения); - координационные – (взаимодействия субъектов). 6. По характеру фактов, порождающих правоотношения: - порождаемые правомерными фактами, неправомерными фактами; событиями. 7. По юридическому характеру: - материальные; - процессуальные. 8. По порядку защиты: -административное обжалование; судебное обжалование;

55. Административно-правовой статус граждан. Административная правосубъектность. Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения граждан в обществе, комплекс прав, обязанностей и гарантий граждан, закрепленных нормами административного права. Административная правосубьектность. Административная правоспособность – способность гражданина иметь определенные права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере исполнительной власти. Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Виды: частичная; полная; ограниченная. Административная деликтоспособность – способность гражданина нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Основные права: 1) Право на свободу и личную неприкосновенность. 2) Право частной собственности; 3) Право на неприкосновенность жилища; 4)Право на передвижение; 5)Право участвовать в управлении государством; 6) Право обращаться в государственные органы и органы местного управления; 7) Право на объединение; 8) Право проводить публичные мероприятия. Основные обязанности: 1. Соблюдать законность; 2. Соблюдать специальные правила; 3. Платить законно установленные налоги и сборы; 4. Сохранять природу и окружающую среду; 5. Нести военную или альтернативную гражданскую службу; 6. Соблюдать специальные запреты и ограничения; 7. Уважать права и свободы других лиц; 8. Заботиться о памятниках истории и культуры; 9. Заботиться о несовершеннолетних детях и нетрудоспособных родителях. Гарантии. Экономические гарантии - это стабильная и эффективная работа промышленности, сельского хозяйства, устойчивая финансовая и денежная система, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий, пособий. Политические гарантии – это приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильная и устойчивая государственную власть. Организационные гарантии – это система правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Юридические гарантии можно разделить на два вида: судебные и внесудебные. (Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка).

56. Иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства: понятие, категории, особенности административно-правового статуса. Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на: ** временно пребывающих (основание срок действия визы или 90 суток, документы - национальный паспорт). ** временно проживающих (основание 3 года, документы – разрешение на временное проживание). ** постоянно проживающих (5 лет, документы – вид на жительство); ** проезжающих через территорию России транзитом (10 суток). Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства: 1. Они не могут быть государственными служащими, 2. Занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.); 3. Не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также не участвуют в референдуме; 4. Не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной; 5. На них не распространяется воинская обязанность; 6. Их административнаяделиктоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение); 7. Не могут быть членами политических общественных объединений; 8. Иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы; 9. Они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов; 10. Они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.

57. Полномочия Президента России в сфере исполнительной власти. Президент РФ – глава государства. Полномочия Президента РФ: 1) Назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы РФ; 2) По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от ее заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; 3) Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 4) Принимает решение об отставке Правительства РФ; 5) Назначает на должность и освобождает от ее полномочных представителей Президента РФ; 6) Назначает на должность и освобождает от ее высшее командование Вооруженных сил РФ; 7) Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; 8) Использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 9) Имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ; 10) Осуществляет полномочия Верховного главнокомандующего и Председателя Совета Безопасности РФ; 11) Руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции, внутренних дел, иностранных дел; 12) Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 13) с согласия Совета Федерации РФ вводит чрезвычайное и военное положение; 14) Осуществляет помилование; 15) Решает вопросы гражданства и представления политического убежища.

58. Администрация Президента РФ: понятие, состав, функции. Администрация Президента России — государственный орган России, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений. В состав Администрации входят: 1. Руководитель Администрации Президента РФ 2. Замы Руководителя Администрации Президента РФ - помощника Президента РФ (2), 3. Помощники Президента РФ, 4. Пресс-секретарь Президента РФ, 5. Руководитель протокола Президента РФ, 6. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, 7. Советники Президента РФ, 8. Полномочные представители Президента РФ в СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Конституционном Суде Российской Федерации, 9. Старшие референты, референты Президента РФ и иные должностные лица Администрации; 10. Управления Президента РФ; 11. Иные самостоятельные подразделения Администрации. Функции Администрация Президента РФ: 1. Организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в ГД ФС РФ в порядке законодательной инициативы; 2. Подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые ГД, а также подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении; 3. Подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов; 4. Обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ; 5. Подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ ФС РФ и для его программных выступлений; 6. Обеспечение деятельности СБ РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; 7. Осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента), указов, других решений Президента РФ; 8. Подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ, предложений Президенту об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; 9. Обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами, а также диалога со структурами гражданского общества; 10. Обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями и еще 5 функций.

59. Федеральные министерства, службы, агентства: понятие, функции, виды. Федеральное министерство - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности; Функции по принятию нормативных правовых актов - понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц; Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Функции по контролю и надзору: - выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; - регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов; Федеральное агентство: - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Функции по управлению государственным имуществом - это осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ; Функции по оказанию государственных услуг - это предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

60. Государственная служба: понятие, принципы и виды. Государственная служба РФ -профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Основные принципы государственной службы 1. Федерализм: 2. Законность; 3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; 4. Равный доступ граждан к государственной службе; 5. Единство правовых и организационных основ государственной службы; 6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; 7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; 8. Профессионализм и компетентность государственных служащих; 9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Виды государственной службы: - государственная гражданская служба (делится на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ); - военная служба (является федеральной государственной службой); - правоохранительная служба (является федеральной государственной службой). Виды военной службы: - в вооруженных силах РФ;- в органах ФСБ; - в органах и войсках ГО: - в ВВ МВД РФ; - в органах службы внешней разведки РФ;- в службе специальных объектов при Президенте РФ;- в органах и воинских формированиях Федерального агентства специального строительства;- в органах ФСО РФ. Виды правоохранительной службы: - в ОВД;- в органах ФМС;- в Государственной фельдъегерской службе РФ;- в органах и учреждениях ФСИН;- в ГПС МЧС РФ;- в таможенных органах;- в органах ФСКН РФ;- в Федеральной службе судебных приставов;- в органах прокуратуры.

61. Государственные служащие: понятие, права, обязанности, виды. Государственный служащий – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы или государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ. Правовое положение федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. 1) Права и обязанности государственных служащих устанавливаются, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе; 2) Деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган; 3) Служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством (т.е., права государственных служащих являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности – правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществлять; 4) Осуществление служебных прав и обязанностей государственных служащих гарантируется законодательством; 5) Законные предписания и требования государственных служащих подлежит исполнению всем, кому они адресованы; 6) Они имеют право на продвижение по службе (служебная карьера); 7) Предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной дисциплины; 8) Для них предусмотрены определенные льготы, а также предусмотрена повышенная ответственность за совершение ими правонарушений. Виды государственных служащих: 1) Федеральный государственный гражданский служащий; 2) Государственный гражданский служащий субъекта РФ; 3) Военнослужащий; 4) Государственный служащий правоохранительной службы.

62. Религиозные объединения: понятие, виды, права, обязанности. Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими признаками. Виды: религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации. Религиозная организация - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные. Местная религиозная организация состоит не менее чем из 10-ти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном муниципальном образовании. Централизованная религиозная организация состоит не менее чем из трех местных религиозных организаций. Права религиозных объединений. 1. Основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для богослужений. 2. Проводить религиозные обряды в различных учреждениях, например, больницы, детские дома, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в учреждениях ФСИН. 3. Проводить оборот религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения. 4. Учреждать организации, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения 5. Создавать учреждения профессионального религиозного образования. 6. Осуществлять благотворительную деятельность. 7. Создавать культурно-просветительские организации. 8. Учреждать средства массовой информации. 9. Устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан. 11. Иметь собственность на здания, земельные участки, предметы религиозного назначения, денежные средства. Обязанности религиозных объединений. 1) Соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, относящиеся к сфере деятельности религиозных объединений; 2) Не участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления; 3) Не участвовать в деятельности политических партий и политических движений, не оказывать им материальную и иную помощь; 4) Ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности;

63. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые формы, права, обязанности. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. 1. Общественная организация – это созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. 2. Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. 3. Общественный фонд - представляет собой формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. 4. Общественное учреждение - это оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. 5. Орган общественной самодеятельности – это совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Права общественного объединения: 1. Свободно распространять информацию о своей деятельности; 2. Участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; 3. Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; 4)Учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность; 5) Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях; 6) Осуществлять полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; 7) Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; 8) Участвовать в выборах и референдумах. Обязанности общественного объединения: 1) соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом; 2) Ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; 3) Ежегодно информировать регистрирующий орган, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения руководящего органа, его названия и данных о руководителях; 4) представлять по запросу регистрирующего органа, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности; 5) допускать представителей регистрирующего органа, на проводимые общественным объединением мероприятия; 6) оказывать содействие представителям регистрирующего органа в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ; 7) информировать регистрирующий орган об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

64. Понятие и виды административно-правовых форм. Форма государственного управлениявнешнее выражение деятельности органов государственного управления их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия. Виды форм управления 1) В зависимости от порождаемых последствий: правовые формы; не правовые формы. 2) По содержанию: правотворческие формы; правоприменительные формы; иные юридически значимые действия. 3)По целенаправленности: внешние; внутренние. 4 ) По способу выражения: - словесные; конклюдентные. 5) По достигаемым результатам: - позитивное регулирование и реакция на негативные явления в сфере государственного управления; 6) По условиям применения: - нормальная общественная жизнь - режим чрезвычайного или военного положения; 7) По юридическому содержанию: предписывающие, запретительные, дозволительные. Правовые формы делятся на правотворческие и правоприменительные формы. Правотворческие формы:деятельность органов и должностных лиц государственного управления, осуществляемая в установленных формах, в пределах компетенции по выработке правовых норм. Правоприменительные формыдеятельность уполномоченных субъектов государственного управления в установленном процессуальном порядке по разрешению индивидуальных конкретных дел с вынесением правоприменительных актов. Правоприменительные формы подразделяется: - регулятивные формы; - правоохранительные формы. Не правовые формы государственного управления: Организационные действиясовокупность действий, выполняемых субъектами государственного управления по организационному обеспечению собственной деятельности. Виды организационных действий: П роведение совещаний, семинаров, «круглых столов»; распространение передового опыта; разработка программ; организация взаимодействия; координация действий; инструктирование; проведение проверок. Материально-технические операцииразновидность внеш­него проявления управленческой деятельности, не влекущей юри­дических последствий, направленная на обеспечение реализации правовых форм и организационных действий в сфере управления. Виды материально-технических операций: Регистрация документов; статистический учет; оформление документов; обработка информации; стенографирование; ведение делопроизводства; составление справок и отчетов, и др.

65. Понятие и виды административно-правовых методов. Методы государственного управления – это способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Убеждение – процесс целенаправленного морально-психологического воздействия субъекта управления на управляемый объект с целью побудить его осознано выполнять требования субъекта управления. Средства (способы) убеждения: - обучение - процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков; - агитация - распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления; - пропаганда - распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации; - разъяснительная работа - деятельность по объяснению и пояснению содержания чего-либо; - критика – отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чей-то) деятельности; - реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная определенному кругу лиц (например, потребителям, электорату) и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируя или поддерживая интерес к нему и его продвижение в обществе (политическая и экономическая сферы); - обмен опытом – деятельность по распространению положительных результатов деятельности. Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности. Способы поощрения: Моральные – благодарность, почетная грамота, вывешивание фотографии на доске почета или занесение в книгу почета, награждение нагрудным знаком; снятие ранее наложенного взыскания; Материальные – премия в виде определенной денежной суммы или ценный подарок – предмет материального мира, имеющий ценность (например, фотоаппарат, часы, машина, квартира и т.д.); Смешанные -являющиеся одновременно моральными и материальными – присвоение досрочно очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше по занимаемой должности, именные студенческие стипендии; Статусный – формально похож на смешанный способ поощрения, но изменяет правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь – присвоение почетного звания, например герой России, почетный сотрудник ОВД и т.д.

66. Административно-правовой акт: понятие, признаки, виды, действие, оспаривание. Правовой акт управления — вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направлен­ное на установление административно-правовых либо возникно­вение, изменение и прекращение административно-правовых от­ношений. Призна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...