Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние мышечного напряжения на творческую деятельность




Содержание

1. Введение………………………………………………………………….….……...2

2. Понятие: мышечные блоки и зажимы……………………………….……………3

3. Мышечные зажимы в пении

-Определение зажимов и признаки расслабленного пения…………………......4

-Причины зажимов…………………………………………………………...…....5

-Влияние мышечного напряжения на творческую деятельность……………....6

-Негативные последствия голосовых зажимов…………………………..…….. 7

4. Как побороть голосовые зажимы……………………………………………..… 8

-Зажим челюсти………………………………………………………………..…..9

-Зажим гортани……………………………………………………………......…..10

-Зажим губ………………………………………………………………...…….....11

-В свободном теле свободный голос…………………………………...……..... 12-14

5. Упражнения на снятие тонуса с голоса и зажатости артикуляционного аппарата………………………………………………………………..…........… 15-16

6. Заключение………………………………………………………………..…....... 17

7. Список литературы…………………………………………………………...…. 18

Введение

Я выбрала для своего реферата тему устранения мышечных блоков и зажимов, потому что считаю её очень актуальной для эстрадных исполнителей. В процессе обучения эстрадному вокалу, практически все сталкиваются с данной проблемой. Одним удаётся справиться с ней и идти дальше, другие же не могут избавиться от привычки «зажимать голос» годами. Ниже я описала причины появления голосовых зажимов, их опасность и способы устранения. Если певец хочет демонстрировать свой голос людям он должен постоянно самосовершенствоваться, развивать и раскрывать свой голос. Зажимы делают голос некрасивым, не благозвучным и тяжёлым для восприятия. Слушатели быстро устают от такого звука, у них появляется чувство давления так как тяжесть голоса

Понятие: мышечные блоки и зажимы

 

Мышечный зажим – это состояние хронического напряжения всей мышцы, а чаще группы мышц, ответственных за выражение эмоции. Синонимы: мышечный спазм, мышечный панцирь, мышечный блок. Мышечные зажимы – причина многих неблагополучий и показатель их. Чем больше мышечных зажимов, тем быстрее человек устает, тем больше у него негатива, тем беднее и однообразнее эмоциональная жизнь. Не всякое мышечное напряжение можно назвать зажимом. Нормальное сокращение мышцы может отвечать текущим потребностям и прекращается вовремя. В отличие от нормального мышечного сокращения, мышечный зажим существует долгое время после породившей его ситуации, плохо поддается сознательному расслаблению и усиливается в ответ на некоторые эмоциональные раздражители. Любая эмоция находит отражение в нашем теле. К примеру, если нам страшно, то сердцебиение учащается, а мышцы напрягаются. Природа сделала это для того, чтобы мы были готовы к бегству от опасности (или же приготовились к нападению). Но с первобытных времен многое изменилось и все наши опасности переместились из внешнего мира к нам в голову. Очень многие люди при этом не дают выхода своим эмоциям, а держат их в себе. Именно поэтому со временем у таких людей образуются мышечные зажимы (хроническое мышечное напряжение). Напряженные мышцы посылают в мозг информацию о том, что они напряжены, а для мозга это значит только одно — опасность где-то рядом. Расслабление мышечных зажимов – необходимо. Расслабление мышечных зажимов приводит к восстановлению психического равновесия, возникает ощущение полноценного, глубокого отдыха, что прежде всего отражается на лице. Улучшается кровоснабжение, нормализуется венозный и лимфатический отток, восстанавливается эластичность мышц и кожи. Хорошо, когда человек способен осознавать мышечные напряжения и учится расслаблять их самостоятельно. Однако чаще всего люди не ощущают зажатых мышц, не могут их расслабить сознательным усилием. При этом интуитивно большинство людей чувствуют необходимость расслабления мышц, например, трогают свое лицо очень характерными и точными движениями, пытаясь снять напряжение – снять руками в буквальном смысле слова. Аутотренинг помогает снять поверхностные мышечные зажимы. Глубинные мышечные зажимы можно снять, используя другие техники. Например, технику холотропного дыхания или розен – метод.

Зажимы в пении - как определить?

Существуют вполне определенные признаки того, что в пении присутствует неблагоприятное вмешательство внешних мышц, называемое зажимом.

- Звук становится плоским, невыразительным. Часто звучит гнусаво. Недостаточно объёма. На слух эти проблемы слышатся очень хорошо!

- Тяжесть при пении и при проходе наверх диапазона. Кажется, что ноты вытягивать становится крайне сложно, из-за чего приходиться чуть ли не вытягивать голову вверх, чтобы дотянуться, чуть ли не носом, до них

- Кадык поднимается выше при более высокой тесситуре (часто чуть ли не прилипает впритык к подбородку)

- Напряжение горловых мышц. Это мышцы, которые в вокале вообще участвовать не должны, но которые могут чрезмерным напряжением помогать "вывизгивать" ноты повыше, что часто и принимают за норму начинающие вокалисты.


- Опущение головы вниз и подбородка к груди также свидетельствует о зажиме - в таких положениях петь категорически противопоказано. Голос очень быстро садится и "устаёт". Точнее, конечно, устаёт горло, а не целиком голосовой аппарат.

- быстрая утомляемость и тяжелая управляемость голосом.

Некоторые виды зажима выявляются при наблюдении за поведением ученика в процессе пения: зажим корпуса, шеи, рук, нижней челюсти. Другие же можно услышать в голосе: зажим языка, зажимы в мышцах ротоглоточного канала.

Признаки расслабленного пения

- звук сбалансирован по всем частотным составляющим: высоким, средним и низким.
- вы можете легко петь с поднятой вверх головой даже самые высокие ноты.
- при атаке звука или же при его завершении проскакивают микро фальцетные «петушки», это символизирует о мягкости атаки и ведении звука и свободе голосовых связок (но это ощущение может и отсутствовать).
- не наблюдается напряжения брюшного пресса, а воздуха для пения хорошо хватает.

Причины зажимов

Причин появления зажимов теоретически несколько. Однако на практике у вокалистов она единственная – психологическая. К примеру, начинающий певец, что вполне естественно, стремится постоянно расширять диапазон, пытается брать сложные для него ноты и поэтому сильно напрягается. Из-за отсутствия правильности техники исполнения, он вместо подключения нужных участков голосового аппарата, начинает напрягать внешние мышцы (жевательные и глотательные), которые и помогают формированию достойного на ваш взгляд звука. Как следствие, он привыкает к этому состоянию напряжения, которое превращается в перманентное. Особенно «помогают» формированию зажимов чувство страха и стыда, застенчивости перед невольными слушателями, к примеру, родителями, которые находятся в соседней комнате. Вы из кожи вон лезете, чтобы спеть как можно красивее, но получаете обратный эффект. Или когда, к примеру, вы боитесь взять высокую ноту, боитесь дать "петуха", всё это и приводит к тому, что вы пытаетесь брать все эти высокие ноты мощнейшим напряжением горла, которое абсолютно не нужно для взятия высоких нот. Но психология диктует своё. А.Лоуэн в книге «Психология тела», рассказывая о методике Вильгельма Райха, пишет:

«Основным усовершенствованием техники, возникшим из наблюдений и размышлений, …., было использование дыхания в лечебном процессе. Анализ на соматическом уровне выявил, что пациенты задерживают дыхание и втягивают живот, дабы подавить страх и другие чувства. Выяснилось, что такое поведение свойственно практически всем. Как детям, так и взрослым. В ситуациях, вызывающих испуг и боль, человек затаивает дыхание, напрягает диафрагму и брюшные мышцы. Уходит напряжение - он выдыхает. Если такая схема приобретает хронический характер, то грудь поднимается и остаётся в положении на вдохе, дыхание делается поверхностным, живот твёрдым. Сокращение дыхания уменьшает количество поступающего в организм кислорода и соответственно, вырабатываемой через метаболизм энергии. Результатом является снижение эмоционального тонуса и утрата стремлений.» Райх выявил связь мышечного напряжения с эмоциональной блокировкой, что явилось великим открытием в психологии!

Так же бывает что зажимы появляются чуть ли не с самого рождения. Мы привыкли говорить с зажимами, с напряжением, в то время, когда даже разговорный голос должен быть лёгким и свободным. Кстати говоря, вот именно такие голоса называют завораживающими, именно от таких и идут мурашки по коже!

 

Влияние мышечного напряжения на творческую деятельность

 

Вопрос о парализующем воздействии мышечного напряже­ния на творческую деятельность важен и для музыкально–исполнительской практики. Вынося на показ программу, певец должен осознавать на сколько важны, для осуществления всего задуманного на сцене, свежесть и свобода исполнительского аппарата. Телесные «зажимы», даже в том случае, если они явственно не сказываются на технике музыканта, сковывают его душевные переживания и творческое во­ображение. Пока существует физическое напряжение, не может быть и речи о пра­вильном чувствовании своей роли на сцен. Мешать проявлению творческих способностей может не только общая телесная скованность, но и укоренившаяся при­вычка «зажимать» какую-то отдельную группу мышц, поэтому музыканту следует постоянно серьезно «прислушиваться» к своим ощущениям, исключая возникновения зажимов на ранней стадии их появления и поддерживая положительный тонус мышц. Всегда приятно слушать человека с красивым, своеобразным голосом. Помимо эстетической составляющей, которой можно отлично пользоваться, естественное звучание позволяет убрать ненужное напряжение и вернуть легкость и живость любому голосу. Существует множество методик, которые позволяют сделать голос глубже, чище, добавить своей уникальности или сделать голос грудным. Но, если разобраться красивый голос – это тот, которым пользуется человек максимально эффективно, свободно и приятно для слушанья, а также легко для произношения. И все методики, как например голос "ДОРЕ" – это не более, чем попытка раскрыть свой потенциал на максимум. Формирование звука зависит от прохождения воздуха сквозь горло и рот, а также работа легких. Когда человек максимально расслаблен и дышит естественно –красивый, правильный голос становится нормой постоянной. Расслабленное состояние в теле отражается и в горле, что дает раскрыться на максимум всему тембру голоса. Очень многие люди перенапрягают грудные мышцы и/или голосовые связки, что приводит к одному из вариантов мышечных зажимов и красивый голос доступен таким людям только лишь при временном полном расслаблении. Дело не в звуках, которые вы издаёте, а в том, как вы это делаете. Напряженность мышц может появиться в разных частях тела, включая губы и лицо, язык, челюсть и живот, которые создают напряжение в вашем горле. Если всё время петь с дополнительным усилием голос будет сильно уставать и может даже произойти разрыв связок. Если знать, как позволить голосу работать свободно от мышечного напряжения, то можно петь в любом стиле, без повреждения голоса. Устранение этих типов мышечного напряжения должно стать вашей главной задачей – это поможет вам свободно петь в течение длительных периодов времени без усталости или хрипоты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...