Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем особенности подготовки менеджеров в Японии и США?




Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов:

• творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления;

• последовательного сохранения национальных тради­ций.

Японский менеджмент определяется следующими чер­тами японского характера:

• трудолюбием;

• эмоциональной сдержанностью;

• дипломатичностью;

• бережливостью;

• восприимчивостью к новому.

Японец не может воспринимать себя вне коллектива, членом которого он является. Поведение каждого члена группы прежде всего ориентировано на то, чтобы «вписать­ся» в действия. Самым ценным качеством считается уме­ние во главу угла ставить интересы группы и быть ей по­лезным. Очень ценятся умение ладить с людьми, лояль­ность, дипломатичность.

Прием на работу представляется как благодеяние для работника, и он таким образом оказывается как бы в долгуша полученное благо (работу). Испытывая преданность по отношению к фирме и имея уважаемое членство в группе, японец оплачивает этот долг своим трудом.

Продвижение по службе на японских фирмах происхо­дит прежде всего в зависимости от возраста и стажа, а по­том уже учитываются все остальные качества работника.

Отличительной чертой управления японскими фирма­ми является использование системы «пожизненного най­ма» работников. Имеет место «семейный найм», когда на работу принимаются родственники кадровых работников; найм по рекомендации, когда за нового работника поруча­ется сотрудник фирмы и за свою рекомендацию он несет ответственность.

Процесс принятия решений на японских фирмах проис­ходит по методу «увязки корней». До утверждения высшим руководством фирмы решение обсуждается с каждым ру­ководителем нижестоящих уровней. Это может быть дли­тельным процессом, но после всех согласований и увязываний оно выполняется очень быстро.

Главный лозунг японского бизнеса— нововведения. Внедрение нововведений производится скорее эволюцион­ным путем: устаревшие технологии, производства не раз­рушаются, а как бы «встраиваются» в новые возникающие системы. Японцы — прекрасные имитаторы. Они склонны к заимствованию новых идей в других странах, но внедря­ют эти идеи блестяще и часто лучше,, чем на родине этих идей. Безусловно, японское производство создает и соб­ственные нововведения.

В подготовке менеджеров приоритет отдается компа­ниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразователь­ную функцию. Руководителей готовят сами фирмы на ос­нове концепции «обучения посредством опыта», планомер­но перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и доско­нально изучить свою фирму. На японских фирмах учатся все — от рабочих до президента, старшие учат младших. Только к 35 годам сотрудник имеет шанс получить руко­водящую должность. Причем при выдвижении учитыва­ется наличие у кандидата целостного представления об организации, в которой он работает, общее развитие кан­дидата, наличие у него потенциальных возможностей стать руководителем не узкого, а широкого профиля.

«Чудо Японии», о котором так много говорят в мире, конкурентоспособность японской экономики, ее лидиру­ющие позиции, высокие темпы экономического роста имеют под собой прочные основания. Это отсутствие в течение многих лет существенно важных расходов, изну­рительная напряженная работа на протяжении десятиле­тий перед выходом в лидеры, низкие темпы роста реаль­ных доходов трудящихся по сравнению с темпами накоп­ления; активное вмешательство государства в экономичес­кую жизнь, национальные особенности и традиции и др. Несомненно, положительную роль сыграл и японский менеджмент.

А теперь — о североамериканском менеджменте. На­циональные особенности американцев, влияющие на их деловую активность, следующие:

• способность бороться до конца, утверждая свое пре­восходство и жизнеспособность;

• подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже бого-избранности;

• борьба за лидерство и готовность к позитивным из­менениям;

•энергичность, активность.

Эти качества укрепляются в связи с обостряющейся на мировом рынке конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран (Южной Кореи, Гонконга, Синга­пура).

Демократичность американского управления — чис­то внешняя. В организационной деятельности американ­ских фирм присутствует жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие, хотя консультанты менеджмента призывают к «смягчению нравов», к либе­рализации в управлении. В процветающих американских фирмах проявляются как растущие формы демократии, так и элементы авторитаризма. В IBM, которая обладает в настоящее время всеми признаками бюрократической системы, усиливаются демократические тенденции. Ком­панией сформулированы принципы управления, основан­ные на доверии между руководителями и подчиненны­ми. Ее концепция основана на трех столпах веры: уваже­ние к личности, внимание к клиенту, высокое качество работы.

Американские менеджеры традиционно ориентирова­ны на индивидуальные ценности и результаты. Управле­ние в американских фирмах базируется на механизме ин­дивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов. Ответственность каждого работника четко оп­ределена, а каждый руководитель лично отвечает за вы­полнение директивно установленных показателей.

Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. Ориентация делается на узкую специали­зацию менеджеров, инженеров, ученых.

Процесс принятия управленческих решений осуществ­ляется, как правило, отдельными лицами, которые несут персональную ответственность за их реализацию.

Система подготовки менеджеров в США является трех­ступенчатой. Проучившись четыре года в университете или колледже, можно получить степень бакалавра. Далее сле­дует двухгодичное образование по магистерским програм­мам. Обычно на обучение по этим программам поступа­ют те, кто имеет степень бакалавра и не менее двух лет практической работы. После окончания присваивается сте­пень магистра. Учеба характеризуется интенсивностью, формирует теоретические и практические знания на осно­ве разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах и т.п. и гарантирует высокое качество подготовки специалистов.

Третья ступень — обучение по программам, ведущим к получению степени доктора философии. Она предусматри­вает трех-, четырехгодичное обучение с обязательной за­щитой диссертации и присвоением ученой степени. Полу­чающие степень доктора занимаются исследованиями, пре­подаванием. Менеджерами-практиками становятся имею­щие степень магистра. Магистерская степень — професси­ональная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...