Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель общего экономического равновесия




Разработанная Л.Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет по­нять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равно­весие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.

В числе допущенных упрощений в уравнениях модели Л.Валь­раса имели место: заданные функции предельной полезности, что означало заданное первоначальное количество товаров и услуг, которые реализуются на рынке; заданные функции предельной производительности, что означало допущение идентичных издер­жек, т.е. их постоянную отдачу; изменения цены прямо зависят от величины превышения спроса над предложением и др.39

Между тем вклад Л.Вальраса в историю экономической мысли неправомерно приуменьшать с высот сегодняшних достижений экономической науки. Как говорил некогда Й.Шумпетер, «ни один экономист не может считать свое образование завершенным, пока он не прочтет ее (книгу Л.Вальраса. — Я.Я.) до конца»40. Он также утверждал, что «Вальрасу мы обязаны концепцией экономической системы и теоретическим аппаратом, которым впервые в истории нашей экономики эффективно охвачена чистая логика взаимосвя­зей и взаимозависимостей количественных экономических пока­зателей»41. А немногим более 10 лет назад весьма высокую оценку творчеству Л.Вальраса и его последователя В.Парето дал В.Леон­тьев, написав так: «Центральная идея системы взглядов, ныне называемой классической экономической наукой, привлекла вни­мание двух математиков — инженеров Леона Вальраса и Вильф- реда Парето, которые после значительного усовершенствования и уточнения перевели ее на строгий математический язык и на­звали «теория общего равновесия». Входя в состав неоклассичес­кой теории, теория общего равновесия в настоящее время явля­ется стержнем экономического образования в США (как для сту­дентов старших курсов, так и для аспирантов)»42.

Вопросы и задания для контроля

1. В чем особенности предмета и методологических особенностей в учении К.Менгера?

2. Раскройте суть менгеровского деления благ на блага низшего и выс­шего порядка по принципу комплементарности (дополняемости).

3. Как характеризует К.Менгер природу возникновения стоимости

(ценности) экономических благ? Что лежит в основе его «теории вменения»?

4. Покажите взаимосвязь менгсровских концепций о «хозяйстве Ро­бинзона» и об экономическом обмене.

5. Как О.Бем-Баверк трактует категорию стоимости (ценности) и прин­цип убывающей полезности исходя из своего примера об одиноком

поселенце?

6. Каково содержание «теории ожидания» О.Бем-Баверка? Что он относит к «окольным» и «прямым методам» производства?

7. Сравните теорию «прибавочной стоимости» К.Маркса и «теорию

ожидания» О.Бем-Баверка.

8. Почему Ф.Визера можно отнести к представителям субъективного

направления экономической мысли?

9. Каковы взгляды Ф.Визера на частную собственность и частное пред­принимательство?

10. В чем отличие способа определения суммарной полезности Ф.Ви­зера от способа О.Бем-Баверка?

11. Какие положения У.Джевонса позволяют считать его одним из родоначальников маржинализма?

12. Какова главная заслуга Л.Вальраса в экономической науке?

13. Раскройте особенности модели макроэкономического равновесия Л.Вальраса.

 

Список рекомендуемой литературы

Леонтьев В В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990.

Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992

Хикс Дж. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

Лекция 14. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции»

 

Изучив эту тему, узнаете:

• какие новые теоретические «школы» возникли на «второй волне» маржинальной революции;

• какова роль в обновлении предмета и метода экономической на­уки лидеров неоклассической теории конца XIX в.;

• что означают маршаллианские понятия «лезвия ножниц», «потре­бительский избыток» и «репрезентативная фирма»;

• почему «нет никакой гарантии в том, что народ получит вознаг­раждение в соответствии с освещенной временем теорией предель­ной производительности» Дж.Б.Кларка (Бен Б.Селигмен);

• как благодаря В.Парето стало очевидным, что «мы не можем из­мерять полезность количественно», и не стало «особых возражений против того, чтобы перейти... к методу выявленных предпочтений» (В.Леонтьев).

 

Экономическое учение А.Маршалла

 

Альфред Маршалл (1842-1924) — один из ведущих представи­телей неоклассической экономической теории, лидер «кембридж­ской школы» маржинализма.

В детстве под влиянием отца его готовили к духовной карьере, учитывая, что дед был священником. Из изучаемых предметов более других любил математику, а из увлечений в свободное от учебы время — шахматы.

Не разделяя взгляды отца и заняв у дяди денег, самостоятель­но отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподава­тельской работы. Последняя стала основным занятием его жизни.

Политическую экономию А.Маршалл преподавал с 1863 по 1908 г., в том числе с 1877 по 1885 г. был вынужден (по семейным обстоятельствам) покинуть Кембридж и преподавал в Бристоль­ском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названи­ем «экономике», и тем самым окончательно вытеснено построе­ние курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж. С.Милля.

Главный труд А.Маршалла — шестикнижие «Принципы эко­номике»1 — был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им до­полнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.

Предмет изучения

Термин «экономике» А.Маршалл ввел в первой же главе книги 1 «Принципов экономике», которая начинается со следующего оп­ределения: «Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятель­ности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуаль­ных и общественных действий, которая теснейшим образом свя­зана с созданием материальных основ благосостояния»2. Заметим, что автор всемирно известного учебника «Экономикс» П.Самуэль­сон, говоря о том, что «само название предмета моей науки — «экономика» — подразумевает экономию или максимизацию», ссылается именно на «Принципы» А.Маршалла, полагая, что в них «большое внимание было уделено проблеме оптимального объема производства, при котором чистая прибыль достигает максимума»3.

Метод изучения

С точки зрения преемственности методологических идей «клас­сиков» А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хо­зяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равнове­сия экономики, характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный под­ход стал определяющим как для созданной им «кембриджской шко­лы», так и для большинства неоклассиков конца XIX — первой трети XX в. Следует, однако, подчеркнуть, что в отличие от сво­их ортодоксальных предшественников — классиков А.Маршалл считает нецелесообразным прибегать к определению экономических категорий на каузальной основе, требующей «доказывать» те или иные сущностные разграничения4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...