Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с составом числа 5.




В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых. Воспитатель показывает все варианты состава чисел в пределах пяти.

Число 2 – это 1 и 1.

Число 3 – это 2 и 1, 1 и 2.

Число 4 – это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.

Число 5 – это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета.

– Сколько всего кружков? В данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. Группу из 3 кружков можно составить и по-другому. (Поворачивает третий кружок обратной стороной.) Как теперь составлена группа? (Группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего – из 3 разноцветных кружков.) Число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3.

Воспитатель поворачивает обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.

Рассказы-задачи:

Ÿ На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть? (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на провод.)

Ÿ Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?

Задания: одному ребенку взять 3 камешка (желудя) в обе руки, а остальным догадаться, сколько камешков у него в каждой руке; разделить группу из 3 (4, 5) игрушек между 2 детьми; нарисовать 2 разновидности фигур, например круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых кружки расчленены на 2 группы.

Выполнив то или иное задание, дети каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например, ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки. Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3». Важно приучить детей по-разному строить ответы: идти как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4 фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».

Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение между целым и частями, то есть делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4».

Педагог показывает карточку, на которой изображено от 3 до 5 предметов, но часть их он закрывает и говорит: «На карточке нарисованы 4 зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла». Педагог берет 2 числовые фигуры, одну из них, например с 3 кружками, показывает детям, а вторую поворачивает к ним обратной стороной и спрашивает: «Сколько кружков на перевернутой карточке, если на 2 карточках вместе 5 кружков? Как вы догадались?»

Можно побуждать детей находить в групповой комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может оказаться 2 шкафа с игрушками и 1 с пособиями, а всего 3 шкафа; 2 больших мишки и 3 маленьких, а всего 5 мишек и т. п.

Подвижная игра «Где кто живет?».

Дети стоят в две шеренги на расстоянии 8–10 шагов одна от другой. Посредине между шеренгами начертить два круга, каждый 80–100 см диаметром; один круг – «двор», другой – «лес». В шеренгах есть одинаковые «птицы» и «животные». Каждая пара первой и второй шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, лесных или домашних. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Предположим, первые два ребенка в двух шеренгах – зайцы, вторые – кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, эти дети быстро бегут в лес. Например, по сигналу воспитателя «Кукушки!» дети-«кукушки» из двух шеренг спешат в круг, являющийся лесом; по сигналу «Кошки» дети-«кошки» из двух шеренг спешат в круг, который является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети окажутся в кругу, игра заканчивается.

Рассматривание серии картинок «Новая улица». Конструирование многоэтажного дома.

– Рассмотрите картинки по теме «Новая улица». На одной картине нарисована улица, на другой – перекресток, на третьей – высокие дома, которые вы сейчас будете строить.

Воспитатель отбирает четырех детей, умеющих хорошо сооружать постройки, и распределяет между ними роли «шофера» и «строителей». «Шофер» подвозит строительный материал, «строители» разгружают машину и аккуратно складывают кирпичики. Они будут строить дома высокие и низкие. Воспитатель руководит стройкой. «Строители» возводят многоэтажный дом, а рядом с ним каждый ребенок – маленький домик произвольно.

Воспитатель обращает внимание на «строителей», на их действия, на роль каждого из них в игре, на дружеские взаимодействия: один – строит, другой – подает кирпичики, ровняет их или строит возле дома дорожку. Тут же подсказывает детям, как лучше построить ту или иную деталь дома. Возле дома можно посадить деревья, цветы.

Рефлексия.

Вопросы:

– Что мы делали на занятии?

– В какую игру играли?

– Что рассматривали на картинках?

Занятие 3
ОГОРОД. РИСОВАНИЕ ЦВЕТОВ

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закрепить умения различать фрукты и овощи; учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков, листьев, их цвет; продолжать знакомить с акварельными красками, учить способам работы с ними, сличению силуэтных изображений с реальными предметами, описывать предметы; развивать сенсорное восприятие, навыки микроориентировки на столе, словесно обозначать пространственное расположение предметов; соотносить цвет с реальными предметами; совершенствовать моторные навыки в использовании трафаретов для изображения овощей и фруктов; приучать выслушивать ответы товарищей, развивать внимание, мышление, память, речь.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями об истории создания огорода и огородном чучеле; выражает положительные эмоции при прослушивании поэтических произведений О. Бундур, Л. Некрасова и музыкального произведения «Танец с листьями» (муз. А. Гречанинова).

Материалы и оборудование: загадки; огородное пугало; цветы космеи двух оттенков красного (малинового, бордового) цвета; белая бумага размером 1/2 листа, акварельные краски, палитры, кисти.

Содержание
организованной деятельности детей

Организационный момент.

Загадка:

Там морковка, там капуста,

Там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья,

Нам никак пускать нельзя.

                           (Огород.)

– Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? Ребята, а какие вы знаете овощи?

Выкладывает на разнос названные овощи.

– Мы с вами отправимся к этим овощам в гости, чтобы познать некоторые секреты их роста, использования человеком в пищу, и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур.

Чтение стихотворений.

В ОГОРОДЕ

По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным-черна, а земля для всех одна.

                                                      О. Бундур

ОГОРОДНИКИ

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Землю грело солнышко, прорастало зернышко

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Ровно три горошины в землю были брошены,

А собрали пять мешков замечательных стручков.

Вот какой огород! Удивляется народ.

                                                      Л. Некрасов

– Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную Огородную страну, в которой овощи будут вам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях.

3. Отгадывание загадок:

1. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидоров и огурцов. (Чеснок.)

2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,

День и ночь они висят, опуститься не хотят.

Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову … (укроп).

3. Показался желтый бок, только я не колобок.

Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко, позови меня… Я … (репка).

4. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,

Кто трогает, тот и ревет. (Лук.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...