Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциальные признаки некоторых видов стрептококков

Занятие 19

 

Тема: Патогенные стафилококки и стрептококки. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций.

Вопросы для обсуждения:

1. Морфологические особенности стафилококков и стрептококков в чистой культуре и в мазках из гноя.

2. Факторы патогенности стафилококков и стрептококков.

3. Классификации стрептококков по Ag-структуре, по типу гемолиза.

4. Роль стрептококков в этиологии нагноительных и ненагноительных заболеваний.

5. Этиология, патогенез и клиника скарлатины.

6. Пневмонии у детей, вызываемые S. рneumoniae, патогенез и клиника заболеваний.

7. Иммунитет при стрептококковых заболеваниях.

8. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций.

9. Дифференциальные признаки, позволяющие определить видовую принадлежность стафилококка и стрептококка.

Практические задания:

I. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя.

1. Промикроскопировать окрашенные по Граму мазки, приготовленные из гноя, и сравнить с препаратом из чистой культуры Staphylococcus aureus.

 

 
 

 

  Рис. 1. Грамположительные кокки в препарате из гноя. Окраска по Граму
    Рис. 2. Staphylococcus aureus в препарате из чистой культуры. Окраска по Граму

2. Изучить колонии стафилококка на кровяном агаре.

 
 

 

 

    Рис. 3. Колониии Staphylococcus aureus на кровяном агаре

 

3. Произвести идентификацию выделенной на скошенном мясо-пептонном агаре чистой культуры стафилококка:

а) изучить ферментативные свойства, сравнить полученные результаты с данными таблицы 1.

 

Таблица 1

Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков

Признак Вид
S. aureus S. epidermidis S. saprophyticus S. haemolyticus
Плазмокоагулаза + - - -
Протеин А (хлопьеобра-зующий фактор) + - - -
Термостабильная ДНК-аза + - - -
Щелочная фосфатаза + + - -
Лецитиназа + - + -
Фибринолизин + слабо - -
Гемолизин + +/- - слабо
Анаэробная ферментация до кислоты: маннита трегалозы маннозы мальтозы сахарозы     + + + + +     - - + + +     +/- + - + +     +/- + - + +/-

 

б) определить свертывание цитратной плазмы крови;

 

в) определить продукцию лецитиназы на желточно-солевом агаре.

 
 

 

    Рис. 4. Продукция лецитиназы S. aureus на желточно-солевом агаре

Вывод: _________ _________________________________________________

 

4. Учесть результаты фаготипирования:

 
 

 

 

Вывод: __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

5. Определить чувствительность стафилококков к антибактериальным препаратам методом стандартных дисков.

 

 

       
 
   

 


Вывод: ______________________________________ ________________________

6. Перечислить факторы патогенности S. aureus:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1. Дорисовать схему лабораторной диагностики стафилококковой инфекции.

 

Исследуемый материал:    
1 этап    
2 этап 3 этап
 
 

 


Проба на каталазу

  Проба на каталазу    
4 этап  
     

II. Бактериологическое исследование крови больного с подозрением на септицемию, вызванную стрептококками.

 

1. Изучить результаты посева крови больного в колбу с сахарным бульоном, отметить характер роста бактерий.

 

      Рис. 5. Рост бактерий в колбе с сахарным бульоном

2. Зарисовать мазок из гемокультуры, окрашенный по Граму.

 

 
 

 

 

    Рис. 6. Стрептококки в препарате из гемокультуры. Окраска по Граму    

3. Изучить ключевые признаки некоторых клинически значимых видов стрептококков по таблице 2.

Таблица 2

 

Дифференциальные признаки некоторых видов стрептококков

 

Признак S. pyogenes S. pneumoniаe S. agalactiae
Серологическая груп-па (по Р. Лэндсфилд) А Нет группоспецифического Ag В
Гемолиз на 5% кровяном агаре β α α, β
Рост на среде с 10% желчью _ _ +
Ферментация лактозы маннита глицерина салицина   + - - +   + - - -   - - + +
Чувствительность к оптохину - + -
Образование О-стрептолизина стрептокиназы гиалуронидазы   + + +   - + -   + + +

 

4.

5. Перечислить факторы патогенности S. pyogenes:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

6. Перечислить факторы патогенности S. pneumoniаe: __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

7. Дорисовать схему лабораторной диагностики гнойно-воспалительных стрептококковых инфекций.

 

Исследуемый материал:       гемокультура
1 этап   КА   СА
2 этап
 
 


Этап

  Проба на каталазу        
4 этап   Определение серогруппы (РП) и серовара (РА) Проба с оптохином (S. рneumoniаe)  

 

III. Изучить препараты для диагностики, профилактики и лечения стафилококковой и стрептококковой инфекций (специфические препараты и антибиотики).

Дать характеристику следующим биологическим препаратам.

 

Антистафилококковый иммуноглобулин ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антистафилококковая плазма ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стафилококковый анатоксин _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Стафилококковая аутовакцина инактивированная _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стафилококковый типовой фаг ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя ________________

 

Дата__________________

Занятие 19

Тема: Патогенные стафилококки и стрептококки. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций.

Вопросы для обсуждения:

1. Морфологические особенности стафилококков и стрептококков.

2. Факторы патогенности стафилококков.

3. Стафилококковые инфекции у детей. Факторы риска и особенности стафилококковых заболеваний у новорожденных.

4. Классификации стрептококков по антигенной структуре, по типу гемолиза.

5. Факторы патогенности стрептококков.

6. Роль стрептококков в этиологии нагноительных и ненагноительных заболеваний.

7. Этиология, патогенез и клиника скарлатины.

8. Патогенез и клиника заболеваний у детей, вызываемые S. рneumoniae (пневмония, отит, менингит).

9. Иммунитет при стафилокковых и стрептококковых заболеваниях.

10. Лечение и профилактика стафилококковых и стрептококковых инфекций.

11.Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций.

Практические задания:

I. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя.

1. Промикроскопировать окрашенные по Граму мазки, приготовленные из гноя, и сравнить с препаратом из чистой культуры Staphylococcus aureus.

2. Изучить колонии стафилококка на кровяном агаре.

3. Произвести идентификацию выделенной на скошенном мясо-пептонном агаре чистой культуры стафилококка:

а) изучить ферментативные свойства, сравнить полученные результаты с данными таблицы1

б) определить свертывание цитратной плазмы крови;

в) определить продукцию лецитиназы на желточно-солевом агаре.

4. Учесть результаты фаготипирования стафилококка.

5. Определить чувствительность стафилококков к антибактериальным препаратам методом стандартных дисков.

6. Нарисовать схему лабораторной диагностики стафилококковой инфекции.

II. Бактериологическое исследование крови больного с подозрением на септицемию, вызванную стрептококками.

1. Изучить результаты посева крови больного в колбу с сахарным бульоном, отметить характер роста бактерий.

2. Зарисовать мазок из гемокультуры, окрашенный по Граму.

3. Изучить ключевые признаки некоторых клинически значимых видов стрептококков по таблице 2.

4. Нарисовать схему лабораторной диагностики гнойно-воспалительных стрептококковых инфекций.

III. Изучить препараты для специфической профилактики и лечения стафилококковой и стрептококковой инфекций (анатоксин, иммуноглобулины, антибиотики, бактериофаги).

Задание на дом: Патогенные грамотрицательные кокки: менингококки и гонококки. Патогенные грамотрицательные бактерии- возбудители коклюша, паракоклюша, гемофильной инфекции.

1. Морфологические и тинкториальные гонококков и менингококков.

2. Антигенная структура менингококков.

3. Факторы патогенности гонококков и менингококков.

4. Патогенез гонореи и бленнореи.

5. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи.

6. Патогенез менингококковой инфекции, клинические формы.

7. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции.

8. Специфическая профилактика менингококковой инфекции.

9. Морфологические и тинкториальные свойства бордетелл коклюша и паракоклюша.

10. Специальные среды для культивирования бордетелл, культуральные свойства.

11. Антигенная структура бордетелл.

12. Факторы патогенности B. pertussis и B. рarapertussis.

13. Патогенез коклюша и паракоклюша. Периоды заболевания.

14. Лабораторная диагностика коклюша и паракоклюша. Способы забора материала от больного для лабораторной диагностики.

15. Дифференциация между B. pertussis и B. рarapertussis.

16. Специфическая профилактика коклюша и паракоклюша.

17. Морфологические и культуральные свойства гемофильной палочки.

18. Факторы патогенности Н. influenzae. Патогенез заболеваний.

19. Лабораторная диагностика гемофильной инфекции.

20. Специфическая профилактика гемофильной инфекции

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...