Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика мотивации личности




ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Тест 1. " УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ" В. ГОРБАЧЕВСКОГО

Инструкция: Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказыва­ний и отметьте, в какой степени Вы согласны или не согласны с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике:

если полностью согласны с высказыванием - +3;

если просто согласны - +2;

если скорее согласны, чем не согласны - +1;

если Вы совершенно не согласны - -3;

если просто не согласны - - 2;

если скорее не согласны, чем согласны - -1;

если же Вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0,

Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

Опросник

Пол  ______________ Возраст _____________ Профессия (специальность) ________

 

Высказывание

Шкала для ответов

Исследование мне уже порядком надоело -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я работаю на пределе своих сил -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я хочу показать все, на что спосо­бен -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результа­ту -3 -2 -1 +1 +2 +3
Мне интересно, что получится -3 -2 -1 +1 +2 +3
Задание довольно сложное -3 -2 -1 +1 +2 +3
То, что я делаю, никому не нужно -3 -2 -1 +1 +2 +3
Меня интересует, лучше ли мои результаты или хуже, чем у дру­гих -3 -2 -1 +1 +2 +3
Мне бы хотелось поскорее занять­ся своими делами -3 -2 -1 +1 +2 +3
Думаю, что мои результаты будут высокими -3 -2 -1 +1 +2 +3
Эта ситуация может причинить мне неприятности -3 -2 -1 +1 +2 +3
Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его пре­ взойти -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я проявляю достаточно старания -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я считаю, что мой лучший резуль­тат не случаен -3 -2 -1 +1 +2 +3
Задание большого интереса не вызывает -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я сам ставлю перед собой задачи -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я беспокоюсь по поводу своих ре­зультатов -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я ощущаю прилив сил -3 -2 -1 +1 +2 +3
Лучших результатов мне не до­биться -3 -2 -1 +1 +2 +3
Эта ситуация имеет для меня оп­ределенное значение -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я хочу ставить все более и более трудные цели -3 -2 -1 +1 +2 +3
К своим результатам я отношусь равнодушно -3 -2 -1 +1 +2 +3
Чем дольше работаешь, тем ста­новится более интересно -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я не собираюсь " выкладываться" в этой работе -3 -2 -1 +1 +2 +3
Скорее всего мои результаты будут низкими -3 -2 -1 +1 +2 +3
Как ни старайся, результат от это­ го не изменится -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием -3 -2 -1 +1 +2 +3
Задание достаточно простое -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я способен на лучший результат -3 -2 -1 +1 +2 +3
Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели -3 -2 -1 +1 +2 +3
Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с дру­гими -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я увлекся работой над заданием -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я хочу избежать низкого резуль­тата -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я чувствую себя независимым -3 -2 -1 +1 +2 +3
Мне кажется, что я зря трачу вре­мя и силы -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я работаю вполсилы -3 -2 -1 +1 +2 +3
Меня интересуют границы моих возможностей -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я хочу, чтобы мой результат ока­зался одним из лучших -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я сделаю все, что в моих силах, для достижения цели -3 -2 -1 +1 +2 +3
Я чувствую, что у меня ничего не выйдет -3 -2 -1 +1 +2 +3
Испытание - это лотерея -3 -2 -1 +1 +2 +3

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребно­стей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и труд­ность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 1) и правил пере­вода ответов испытуемого в баллы (табл. 2).

Таблица 1

Ключ к компонентам мотивационной структуры личности

Компоненты мотивационной структуры Номера высказываний Баллы
Внутренний мотив 15*, 23, 33  
Познавательный мотив 5, 22*, 38  
Мотив избегания 11, 17, 34  
Состязательный мотив 8, 32*, 39  
Мотив смены деятельности 1, 9, 27  
Мотив самоуважения 12, 21, 30  
Значимость результатов 7, 20*, 36  
Сложность задания 6, 28*  
Волевое усилие 2, 13, 37*  
Оценка уровня достигнутых результатов 19*, 29  
Оценка своего потенциала 18, 31, 41*  
Намеченный уровень мобилизации    
усилий 3, 24*, 40  
Ожидаемый уровень результатов 10, 25*  
Закономерность результатов 34, 26*, 42*;  
  Инициативность 4*, 16, 35  

Примечание: баллы с номерамивысказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного пере­вода (табл. 2).

Таблица 2

Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы

Перевод

Шкала для ответов

-3 -2 -1 +1 +2 +3
Прямой
Обратный

Условно компоненты мотивационной структуры можно раз­делить на четыре блока (группы).

В первую группу входят 6 компонентов, представляющих со­бой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся:

компонент 1 - внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность;

компонент 2 - познавательный мотив. Характеризует субъек­та как проявляющего интерес к результатам своей деятельности;

компонент 3 - мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия;

компонент 4 - состязательный мотив. Показывает, насколь­ко субъект придает значение высоким результатам в деятельно­сти других субъектов;

компонент 5 -мотив к смене текущей деятельности. Раскры­вает переживаемые субъектом тенденции к прекращению рабо­ты, которой он занят в данный момент;

компонент 6 - мотив самоуважения. Выражается в стремле­нии субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступа­ют в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

Вторую группу образуют компоненты, связанные с дости­жением достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел:

компонент 7- придание личностной значимости результатам деятельности;

компонент 8 - уровень сложности задания;

компонент 9 - проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над за­данием;

компонент 10 - оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности;

компонент II - оценка своего потенциала.

В третью группу компонентов входят составляющие прогноз­ных оценок деятельности субъекта:

компонент 12 - намеченный уровень мобилизации усилий, не­обходимых для достижения целей деятельности;

компонент 13 - ожидаемый уровень результатов деятельно­сти.

Четвертая группа компонентов отражает причинные фак­торы соответствующей деятельности. В нее входят два компо­нента:

компонент 14 - закономерность результатов. Выражает по­нимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей;

компонент 15 - инициативность. Выражает проявление ин­дивидом инициативы и находчивости при решении поставлен­ных перед собой задач.

Перечисленные компоненты представляют собой потенци­альную мотивационную структуру, возникающую в ходе вы­полнения задания. Ранее было сказано, что центральным зве­ном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

Оценки каждого компонента мотивационной структуры лич­ности позволяют построить индивидуальный профиль испыту­емого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех выска­зываний:

12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.

21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.

30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим ком­понентам устанавливается в сравнении с другими компонента­ми индивидуального личностного профиля испытуемого), мож­но воспользоваться следующими экспериментальными показа­телями уровня притязаний:

- низкий уровень: 3-9 баллов;

- -средний уровень: 10-16 баллов;

- высокий уровень: 17-21 балл.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...