Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения новой внутренней позиции Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера




Проведение исследования. Эксперимент проводится ин­дивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы. Экспери­ментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанника детского сада — хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше
всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное,
любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать
маленькие истории про тебя самого, но только не о том,
что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты
будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если
бы такая история произошла с тобой». '

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг ска­
жет: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу
ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя
отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?» (У
воспитанника детского сада спрашивают, не хочет ли он
отложить поступление в школу.) Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не по­
слушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и
тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал
ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай что
хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то
время, когда другие ребята в школе?

4. Представь, что есть две школы — школа «А» и шко­
ла «Б». В школе «А» расписание уроков в 1-м классе
такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и ма­
тематики, а рисование, музыка и физкультура редко, один
раз в неделю. А в школе «Б» все наоборот: ежедневно
физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо


и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

5. Представь, что ты вышел погулять и встретил маль­
чика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в 1-й класс, ни
в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать,
чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?» Что ты ему
посоветуешь?

6. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не
должен ходить каждый день в школу, наоборот, к тебе
ежедневно будет приходить учительница и заниматься с
тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился
заниматься дома?

 

7. В школе «А» от первоклассников строго требуют
внимательно слушать учительницу и делать все так, как
она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку,
если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не
сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о
чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без
спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хоро­
шо, старательно работал на всех уроках и учительница
сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто заме­
чательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее
учение. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или
отметку в журнал поставить».

9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно
уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам
в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к
вам другую учительницу на это время или попросить ва­
ших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у
вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет
лучше: чтобы пришла другая учительница или ее заме­
нили мамы?

Обработка данных. Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школь­ному возрасту являются:



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


•. положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

«особый интерес к новому, собственно школьному со­держанию занятий;

• отказ от характерных для дошкольного детства ориен­
тации в плане организации деятельности и поведения;

• признание авторитета учителя.

Каждый ответ оценивают как «школьный» или «дош­кольный» вариант. Ответы «школьного» варианта опре­деляют следующим образом:

Общее отношение к школе и учению:

1. Положительное отношение к поступлению и пребы­
ванию в школе.

2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации
необязательного посещения школы (чувство необходимо­
сти учения).

Ориентация на новое, собственно школьное содержа­ние занятий:

1. Отказ от школы, в которой занятия по грамоте и
счету заменены уроками художественно-физкультурного
цикла.

2. Предпочтение уроков грамоты и счета другим ви­
дам деятельности (рисование, пение, физкультура, игры
на переменах, обед, прогулка и т. д.).

3. Содержательное представление о подготовке к школе.
Ориентация на новые, собственно школьные нормы

организации деятельности:

1. Предпочтение коллективных классных занятий ин­
дивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение пра­
вил школьной дисциплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки как формы учебной работы
другим видам поощрения (сладости, игрушки).

Признание авторитета учителя (несогласие на за­мену его родителями).


Приложение 5

Методика диагностики состояния агрессии в подростковом возрасте Басса-Дарки

Инструкция: ответьте на предлагаемые утверждения, выбирая ответы «да» или «нет».

Текст опросника

1. Временами я не могу справиться с желанием при­
чинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это
почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, испы­
тывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

 

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы ки­
даться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне
хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда использовать благо­
приятные обстоятельства.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые отно­
сятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я сты­
жусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу
ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


• 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я все­
гда поступаю ему наперекор. '

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не со­
гласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испыты­
вать чувство вины.

25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напраши­вается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насме­
хаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю
все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто
мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих ро­
дителей.

33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того,
чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслужи­
ваю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю
внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет
зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным вы­
ражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит
меня.


 

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим при­
сутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов ска­
зать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, гото­
вая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы счита­
ли человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины зас­
тавляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько
зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной
несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит
правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает со­
весть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно приме­
нить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кула­
ком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, кото­
рые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне на­
вредить.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


66. Я не умею поставить человека на место, даже если
он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до
драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются
разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собира­
юсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отноше­
ние к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка опросника БоссаДарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враж­дебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: «да» — № 1, 25, 33, 48, 55,
62, 68; «нет» — № 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия: «да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63;
«нет» — № 10, 26, 49.

3. Раздражение: «да» — №3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,
72; «нет» — № 11, 35, 69.

4. Негативизм: «да» — №4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида: «да» — № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» —
№44.

6. Подозрительность: «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45,

52, 59; «нет» — № 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «да» — № 7, 15, 28, 31. 46,

53, 60, 71, 73 «нет» — № 39, 66, 74, 75.

8. Угрызение совести, чувство вины: «да» — № 8, 16,
24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:


Физическая агрессия (нападение) — использование фи­зической силы против другого лица

Косвенная агрессия — агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шут­ки) и агрессия, которая ни на кого не направлена — взры­вы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, би­тье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризу­ются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко — раздраже­ние) — готовность к проявлению при малейшем возбуж­дении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это по­ведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обус­ловленные чувством горечи, гнева на весь мир за дей­ствительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по от­ношению к людям, основанные на убеждении, что окру­жающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержа­ние словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Угрызения совести — ответы на вопросы этой шкалы выражает сдерживающее влияние чувства вины на про­явление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Показатели физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения, зербальной агрессии вместе образуют суммарный индекс агрессивных реак­ций, а обиды и подозрительности — индекс враждебнос­ти. Нормой агрессивности является величина индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6,5-7±3.



Возрастные кризисы


Приложения



 


Приложение 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...