Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Особенности организации управления торговой организацией на основе внутреннего контроля




Оценка финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций и задачи эффективного управления

Принятие обоснованных, оптимальных управленческих решений невозможно без предварительного проведения всестороннего, глубокого экономического анализа деятельности организации.

Результаты проведенного экономического анализа используются для установления обоснованных плановых заданий. Показатели бизнес-планов устанавливаются исходя из фактически достигнутых показателей, проанализированных с точки зрения возможностей их улучшения. Это же относится и к нормированию. Нормы и нормативы определяются на основании ранее действовавших, проанализированных с точки зрения возможностей их оптимизации. Например, нормы расходования материалов на изготовление продукции должны устанавливаться с учетом необходимости их снижения без ущерба качеству и конкурентоспособности продукции. Следовательно, анализ хозяйственной деятельности способствует установлению обоснованных величин плановых показателей и различных нормативов.

Экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности организаций, наиболее рациональному и эффективному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь, и, следовательно, проведению в жизнь режима экономии. Непреложным законом хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Важнейшую роль в этом играет экономический анализ, позволяющий путем устранения причин излишних затрат минимизировать себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, максимизировать величину получаемой прибыли.

Велика роль анализа хозяйственной деятельности в укреплении финансового состояния организаций. Анализ позволяет установить наличие или отсутствие у организации финансовых затруднений, выявить их причины и наметить мероприятия по устранению этих причин. Анализ также дает возможность констатировать степень платежеспособности и ликвидности организации и прогнозировать возможное банкротство организации в будущем. При анализе финансовых результатов деятельности организации устанавливаются причины убытков, намечаются пути устранения этих причин, изучается влияние отдельных факторов на величину прибыли, делаются рекомендации по максимизации прибыли за счет использования выявленных резервов ее роста и намечаются пути их использования.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает возможность дать оценку эффективности бизнеса, то есть установить степень эффективности функционирования данного предприятия.

Основным принципом эффективности хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Если детализировать это положение, то можно сказать, что эффективная деятельность предприятия имеет место при минимизации затрат на изготовление единицы продукции в условиях точного соблюдения технологи и производства и обеспечения высокого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Наиболее обобщающими показателями эффективности являются доходность, прибыльность. Есть частные показатели, характеризующие эффективность отдельных сторон функционирования предприятия.

К этим показателям можно отнести:

· эффективность использования производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации:

· основных производственных фондов (здесь показателями служат фондоотдача, фондоемкость);

· трудовых ресурсов (показатели — рентабельность персонала, производительность труда);

· материальных ресурсов (показатели — материалоотдача, материалоемкость, прибыль в расчете на один рубль материальных затрат);

· эффективность инвестиционной деятельности организации (показатели — срок окупаемости капитальных вложений, прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений);

· эффективность использования активов организации (показатели — оборачиваемость оборотных активов, прибыль в расчете на один рубль стоимости активов, в том числе оборотных и внеоборотных активов, и др.);

· эффективность использования капитала (показатели — чистая прибыль на одну акцию, дивиденды на одну акцию, и др.)

Фактически достигнутые частные показатели эффективности сопоставляются с плановыми показателями, с данными за предыдущие отчетные периоды, а также с показателями других организаций.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы организации контрольной деятельности на уровне хозяйствующего субъекта

Для рациональной организации бухгалтерского. (финансового, налогового) учета в торговых предприятиях большое значение имеет разработка учета товаров, которая включает следующие элементы: документация и документооборот, рабочий план счетов, формирование отчетности, техническое оформление учета, организация труда работников бухгалтерии. При формировании учетной политики важно максимально сблизить элементы (способы) учета товаров для различных видов отчетности. Автором обобщены элементы учетной политики и альтернативные варианты их выбора, связанные с учетом товарных операций в торговых предприятиях, и приведены в работе.

Для управления товарами в торговых предприятиях важно обеспечить учет их движения и наличия максимально подробно, что предполагает применение методов оценки запасов товаров в аналитическом учете по отдельным наименованиям по учетным ценам. Аналитический учет поступившего товара необходимо вести по секторам, наименованиям, сортам, артикулам, партиям, кипам, количеству, цене и т.д. В карточку сортового учета товара, по нашему мнению, необходимо добавить такие данные, как срок годности товара и наименование поставщика. Данная информация позволит своевременно отслеживать срок годности товара. Карточку удобно применять при хорошо отлаженном компьютеризированном учете, так как грамотно составленная и отлаженная программа может выполнять функцию блокирования продажи (отгрузки) партии товара с истекшим сроком реализации.

В целях облегчения аналитического учета нами рекомендовано предприятиям торговли использовать комбинированный метод, который сочетает преимущества всех методов учета (партионного, сортового, количественно-суммового) и снижает трудоемкость сортового метода. При этом организация может составлять оборотную ведомость, где отражаются начальные остатки и оборот по каждому наименованию товаров на основании данных аналитического учета. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом.

Также автором разработаны и апробированы регистры оперативного учета движения товаров для принятия управленческих решений. На основании фиксируемой в регистрах информации руководитель торгового предприятия будет иметь оперативную информацию за каждую неделю, месяц: о сумме проданных товаров по группам товаров, о доходах, за каждый день, неделю (если необходимо составить отчет за данный период) и месяц. Регистры позволят контролировать состояние товарных запасов не только в сумме, но и определять доход по товарным группам. Сформированная в данном регистре информация позволит оперативно формировать и принимать управленческие решения.

Основной целью развития торговли в потребительской кооперации согласно Концепции развития потребительской кооперации до 2015 года является формирование единой системы сетевой торговли, поэтому нами предложено вести учет товаров в сетевых магазинах на счете 41 «Товары» с применением сч.15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Данный метод удобно применять, если в сетевых магазинах использовать дисконтную систему скидок для пайщиков потребительского общества. Скидки можно предоставлять в системе розничной торговли и при оказании услуг. Организация расчетов может происходить наличными и безналичными расчетами. При этом не возникает проблемы выбора одного из методов оценки товара при списании в силу того, что цена, по которой товары учитываются на счете 41 «Товары», является единой для всех остатков и поступлений товаров данной группы.

Грамотное ведение бухгалтерского учета товарных операций - само по себе важный контрольный фактор движения товарных ресурсов, повышающий надежность системы внутреннего контроля. Исследование показало, что система внутреннего контроля существует и в небольших торговых предприятиях потребительского общества. В процессе осуществления внутреннего контроля объектами наблюдения являются и товарные ресурсы, и действия специалистов потребительских обществ, ответственных за движение товаров и их сохранность. Автором определены процедуры внутреннего контроля товарных операций в торговой деятельности потребительского общества. В результате проведенного исследования нами выявлено, что организация контроля за товарными операциями не всегда является успешной, не соблюдаются условия хранения товаров, несвоевременно приходуются товары, не соблюдаются сроки реализации товара, поэтому нами предложено торговым подразделениям райпо оформлять результаты проверок на начало каждого квартала текущего года и на конец года в соответствующем регистре. Постоянное ведение данного регистра позволит контролировать и формировать информацию о сохранности остатков в разрезе структурных подразделений и материально ответственных лиц, что будет способствовать рачительности должностных лиц и их ответственности за сохранность кооперативной собственности.

Существующая в настоящее время организация контроля в потребительских обществах свидетельствует об отсутствии информации для оперативного контроля о своевременности оприходования товара, оплате счетов поставщика и достоверности кредиторской задолженности, поэтому нами для оценки организации системы бухгалтерского учета товарных операций, состояния контрольной среды и выполнения процедур контроля предложены опросник - анкета, характеризующая состояние, надежность и эффективность контроля товаров. В дополнение к опроснику-анкете автором предложен тест ознакомления с системой внутреннего контроля товаров в потребительских общества Так же необходимо осуществлять контроль за товарами в следующих направлениях:

- проверка правильности формирования фактической себестоимости товаров;

- проверка правильности составления и наличия первичных документов и наличия разрешительных подписей руководителей организации;

- участие во внезапных инвентаризациях товаров;

- размещение товаров по секциям складов, а внутри них - по отдельным группам и т.д.

Система контроля должна быть экономически оправданной, т.е. затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. При формировании эффективной системы внутреннего контроля товаров администрация должна обеспечить: надежность информации, необходимой для успешной организации движения товаров; сохранность товаров - предотвращение фактов хищения, порчи, уничтожения или разглашения информации, в том числе содержащейся в учетных регистрах, компьютерных базах данных и др.; эффективность использования товарных запасов (товаров) - исключение посредством контрольных процедур дублирования, непроизводительных затрат, нерационального использования товарных ресурсов, оптимизация налоговых платежей, укрепление расчетной дисциплины и т.д.; соответствие предписанным учетным принципам - обязательное исполнение сотрудниками установленных в организации инструкций и правил, а также требований нормативных актов; обеспечение надежной системы бухгалтерского учета товарных операций.

Внедрение в практику торговой деятельности потребительских обществ предложений и рекомендаций по организации учета и методики внутреннего контроля товаров, предлагаемых в работе, будет способствовать их дальнейшему эффективному развитию в конкурентной среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рынка торговля занимает все более значимое место в структуре общественного производства. Основными источниками получения доходов в торговых организациях являются товары. Они составляют наиболее высокий удельный вес в объеме запасов.

Эффективность управления товарными ресурсами может быть достигнута посредством создания и успешного функционирования различных форм и методов бухгалтерского учета и внутреннего контроля товарных операций. Систематический бухгалтерский учет и внутренний контроль финансово-хозяйственной деятельности торговой организации позволяет руководству своевременно принимать решения по устранению выявленных недостатков в использовании товарных ресурсов и быть конкурентоспособными на финансовом рынке. На сегодняшний день деятельность управленческого персонала в потребительском обществе не всегда является успешной, так как несвоевременно контролируются принятые решения и конечный результат.

Эффективность использования, управления товарными ресурсами и их уровень запасов рассматриваются с позиций маркетинга, менеджмента. В связи с этим необходимо формировать такие контрольно-учетные системы, которые позволяют повысить оперативность информации по движению товаров, так как это способствует удовлетворению потребностей населения, покупателей, и, прежде всего пайщиков, в ассортименте товаров и увеличению доходов торговых организаций потребительской кооперации.

Торговые организации потребительской кооперации входят в число немногих организаций, которые работают в интересах миллионов пайщиков и сельских жителей. В условиях конкурентной борьбы торговые организации потребительской кооперации нуждаются в информации, позволяющей предвидеть будущие экономические процессы, максимально снизить коммерческий и финансовый риски, а получить информацию можно только из данных бухгалтерского учета и отчетности.

В связи с реформированием бухгалтерского учета в Российской Федерации необходимо найти новые подходы к организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля> товарных операций в организациях потребительской кооперации,,так как проблемы учета и контроля товаров в организациях потребительской кооперации не решены в настоящее время. Торговля; - огромная отрасль хозяйственной деятельности. В эту сферу вовлечено большинство взрослого населения страны в качестве продавцов, либо покупателей. В' процессе торговой деятельности потребительского общества, ежедневно происходит множество хозяйственных процессов; связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи;- приемка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям; уценка, списание и другие операции; В потребительской кооперации России торговая деятельность является наиболее прибыльной; Торговые организации; входящие в систему потребительской; кооперации Российской. Федерации, обладают огромным? потенциалом; Оборот торговой' деятельности в потребительской кооперации России и Волгоградской области постоянно растет. Соотношение оптового и розничного оборотов за 2007г. составляет по Центросоюзу - 6,6 %, по Волгоградскому - 0,4 %. Организация работы магазинов потребительской: кооперации, постоянно совершенствуется: с 2002г. работают магазины самообслуживания. На 01.01.2006г., по данным Центросоюза, их насчитывалось 1314 единиц, причем на 01.01.2007г. их количество увеличилось на 598 единиц, в том числе по Волгоградской области на 01.01.2007г. - 2 единицы.

В потребительской кооперации должны- сохраняться успешные торговые предприятия; не входящие В! торговые сети, которые.развиваются, на региональном и местном уровнях при наличии экономической целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счет внедрения сетевой торговли при предоставлении особых условий несетевым кооперативным магазинам будет способствовать расширению географии их безубыточности, что позволит поддерживать и развивать торговые предприятия, имеющие большое социальное значение для небольших населенных пунктов,, развивать развозную торговлю. Кроме того, будут развиваться новые направления - электронная торговля, заказ товаров через Интернет и другие.

Торговые предприятия потребительского общества должны выполнять главную функцию как вид деятельности, ради чего они и существуют, - удовлетворять потребности населения в необходимых товарах с соблюдением правил торговли. Чтобы они выполняли свою функцию, решали торговые задачи, необходимо с учетом специфики торговой деятельности потребительской кооперации верно организовывать систему бухгалтерского учета товаров, порядок налогообложения и их отражение в отчетности. На организацию бухгалтерского учета движения товаров в торговых организациях существенное влияние оказывают вид товарного рынка, на котором совершаются товарные операции, форма выхода на товарный рынок, право собственности на товар, содержание товарной операции, договорные условия, система налогообложения, формы продажи товаров и организации расчетов с покупателями и ряд других факторов.

Повышение эффективности торговой организации в системе потребительской кооперации, сохранение и приумножение ее активов возможны при отлаженном механизме управления товарами, важнейшим элементом которого является внутренний контроль. В системе внутреннего контроля выделяют объекты и субъекты контроля. Объектами внутреннего контроля торговых предприятий являются товарные ресурсы, доходы, финансовый результат. Состояние и изменение объектов контролируют субъекты - определенные должностные лица или группы лиц. Субъекты внутреннего контроля торговых предприятий выполняют различные контрольные функции. Необходимо добиваться реальной контролируемости процессов, повышения качества контроля.

На основе перечисленных в работе признаков реального контроля товарных операций нами выделены следующие цели внутреннего контроля товаров:

- обеспечение достоверности данных, отражаемых в бухгалтерском учете и отчетности;

- обеспечение сохранности товаров;

- обеспечение эффективного управления товарно-материальными ценностями предприятия и его максимального развития в условиях рыночной конкуренции.

При осуществлении внутреннего контроля товаров основное внимание необходимо уделять местам контроля, которыми являются центры хозяйственной ответственности структурных подразделений, возглавляемым руководителями, несущими ответственность за результаты работы. Построение таких центров ответственности способствует эффективности деятельности торгового предприятия, где руководители могут принимать обоснованные и компетентные решения, связанные с управлением товарными запасами.

В целях рационального учета товаров в торговых предприятиях необходимо отдельно разрабатывать учетную политику по целям учета. На практике для сближения бухгалтерского и налогового учета и соответствующего уменьшения объемов работы многие организации утверждают бухгалтерскую и налоговую учетную политику в одном приказе. Однако, учитывая актуальность самостоятельного значения налоговой учетной политики для обеспечения финансовой устойчивости предприятия, рекомендуем оформлять ее в виде отдельного организационно-распорядительного документа.

Для управления товарами в торговых предприятиях важно обеспечить учет их движения и наличия максимально подробно, что предполагает применение методов оценки запасов товаров в аналитическом учете по отдельным наименованиям по учетным ценам. Аналитический учет поступившего товара необходимо вести по секторам, наименованиям, сортам, артикулам, партиям, кипам, количеству, цене и т.д. В карточку сортового учета товара, по нашему мнению, необходимо добавить такие данные, как срок годности товара и наименование поставщика. Данная информация позволит своевременно отслеживать срок годности товара. Карточку удобно применять при хорошо отлаженном компьютеризированном учете, так как грамотно составленная и отлаженная программа может выполнять функцию блокирования продажи (отгрузки) партии товара с истекшим сроком реализации.

В целях облегчения аналитического учета нами рекомендовано предприятиям торговли использовать комбинированный метод, который сочетает преимущества всех методов учета (партионного, сортового, количественно-суммового) и снижает трудоемкость сортового метода. При этом организация может составлять оборотную ведомость, где отражаются начальные остатки и оборот по каждому наименованию товаров на основании данных аналитического учета. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Основная литература:

1. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов. – М.: Вузовский учебник, 2012.

2. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учебник. – М.: Омега-Л, 2012

3. Кочинев Ю.Ю. Аудит организаций различных видов деятельности. – СПб.: Питер, 2012.

4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2010.

5. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит: учебник для вузов / под ред. В.И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

6. Скобара В.В. Аудит: Методология аудита в организации. – М.: Дело и сервис, 2013.

7. Суйц В.П. Основы аудита: учебник. – М.: Высшее образование, 2012.

Дополнительная литература:

1.Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2.Бабченко Т.Н., Интецкая В.В., Абдулаева Н.А. и др. Учёт и аудит на государственных унитарных предприятиях. – М.: Дело, 2009. – 672 с.

3.Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. – М.: МЦ РФ, 2013.

4.Берг О.Н. Бухгалтерский и налоговый учет: пути сближения. – М.: «ГроссМедиа» «РОСБУХ», 2010.

5.Бровкина Н.Д., Мельник М.В. Практический аудит. - М: ИНФРА-М, 2010. – 205c.

6.Бухгалтерский учет в сфере услуг: учебник / М.А. Вахрушина, Т.П. Карпова, А.М. Петров и др.; под общ. ред. д.э.н., проф. М.А. Вахрушиной. – М.: Рид Групп, 2011.

7.Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование. – М.: Волтерс Клувер, 2011.

8.Евдокимова А.В., Пашкина И.Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности: практическое пособие. – М.: ИТК «Дашков и К», 2010.

9.Егорова С.К., Денисова К.Я. Основы бухгалтерского учета и аудита в сфере сервиса. - М.: Юристь, 2012.

10.Калистратов Л.М. Аудит. – 3-е изд. – М: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 256с.

11.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2010.

12.Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту: Конспект лекций с задачами и тестами. – 2-е изд., переб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2011.

13.Кошнев Ю.Ю. Аудит организаций различных видов деятельности. – М: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 246с.

14.Либерман К.А. Услуги: бухучет, налогообложение, правовой аспект. – М.: «ГроссМедиа» «РОСБУХ», 2010.

15.Лубова Э.В. Все, что должен знать бухгалтер для правильной работы. – М.: ИТК «Дашков и К», 2010.

16.Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

17.Международные стандарты финансовой отчетности. – М.:Аскери-АССА, 2012.

18.Петров А.М. Договоры: бухгалтерский учет, налогообложение и налоговое планирование. – М.: Проспект, 2011.

19.Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит: учебник для вузов / под ред. В.И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

20.Потапова Е.В. Экспорт. Импорт. Бухгалтерский учет, налогообложение, правовой аспект. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

21.Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита / под ред. проф. В.И, Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 143 с.

22.Тепляков А.Б. 11 000 ПРОВОДОК (с коментартиями). – М.: «ГроссМедиа» «РОСБУХ», 2010.

23.Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник/под ред. Е.С. Стояновой. – 6-е изд. – М.: Перспектива, 2011.

24.Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов. М.: Дашков и К, 2011.

Периодические издания:

Аудит

Аудит и налогообложение

Аудит и финансовый анализ

Главбух: журнал по налогообложению и бухучету

Экономический анализ: теория и практика

Справочно-правовые системы:

1. Гарант (Электронное издание).

2. Консультант (Электронное издание).

Интернет-ресурсы:

www.audit.ru

www.isras.ru

www.fom.ru

www.levada.ru

www.wciom.ru

www.ecsocman.ru

www.expert.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...