Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение сквозь призму времени




В настоящее время около 1,5 миллиардов детей в мире учатся в начальных и средних школах – приблизительно 77% всех детей школьного возраста 5.

Полтора миллиарда школьников – это ошеломляющее количество, даже если не принимать во внимание еще триста миллионов и более по всему миру – большинство из которых девочки – у которых нет возможности получить базовое образование. И все же, просто представьте: как только солнце встает поочередно в каждом из часовых поясов, все матери и отцы будят своих детей, заботятся о том, чтобы дети были умыты и надлежащим образом одеты, позавтракали (будем надеяться) и вовремя отправились в школу – и так каждый божий день в течение учебного года!

Но почему же образование настолько важно, что практически каждая страна в мире реализует хотя бы какое-то подобие надлежащей системы образования? Почему ООН объявило право на образование основным правом всех детей6?

Что родители, преподаватели, представители бизнеса и общественных организаций, правительства и общество в целом ждут от образования? Изменились ли со временем эти ожидания?

Ответы на эти вопросы могут помочь нам понять, какими должны быть роль и цели образования именно в наше время.

Цель обучения: роль и задачи обучения в истории

Замечено, что сегодняшние системы образования руководствуются аграрным календарем (летние каникулы позволяют ученикам работать в полях), индустриальным таймером (пятидесятиминутные уроки, отмечаемые звонками) и перечнем изучаемых предметов, входящих в учебный план со времен Средневековья (язык, математика, естественные и гуманитарные науки). Полезно взглянуть на то, как все это сложилось, и что значит для нас обучение сейчас и в будущем.

Что общего между сельской школой в глухой деревне, состоящей из одного класса, переполненной классной комнатой в шумном промышленном городе и сверкающей новизной школой в высокотехнологичной пригородной зоне? Что мы ожидаем от них для наших детей? Что мы ожидали от наших школ в свое время?

В развитии и становлении общества образованию отведено четыре универсальные роли. Оно позволяет нам отдавать дань труду и обществу, тренирует и развивает наши личные таланты, реализует наши гражданские обязанности и передает из поколения в поколение наши традиции и ценности. Вот они «большие надежды», которые должны оправдать себя, как мы ожидаем, когда вкладываем средства в образование. Или, другими словами, это четыре универсальные цели, которых наши дети должны добиться, благодаря образованию.

Эти четыре столпа с течением времени остаются неизменными – как универсальная «Иерархия потребностей», разработанная психологом Авраамом Маслоу, которая начинается с физиологических потребностей и движется вверх к потребности в безопасности, и социальным нуждам, затем к уважению и знаниям, и достигает высшей точки в самореализации, развитии своих способностей и превосходстве над самим собой.7Однако в Таблице 1.2. показана разница в том, что делают люди, сталкиваясь с универсальными потребностями, в разные времена.

Таблица 1.2. Образовательные цели на разных этапах развития общества

Цели в области образования

Аграрная Эра

Индустриальная эра

Эпоха Знаний

Отдавать дань труду и обществу

Выращивать пищу для семьи и других людей

Служить обществу, работая по специальности, работая с информацией

Вносить свой вклад в поток всемирной информации

Создавать ремёсла и инструменты для удовлетворения основных нужд

Применять достижения науки и техники, для того чтобы внести свой вклад в прогресс производства

Усовершенствовать новые службы для удовлетворения потребностей и решения проблем

Вести совместное хозяйство

Стать звеном в цепи производства и распределения

Быть частью мировой экономики

Тренировать, развивать личные таланты

Изучать основы («3Rs»): чтение, письменность и арифметику, — по возможности

Добиться, чтобы как можно больше людей умели считать и были грамотными.

Усиливать персональное развитие за счет технологий и утилит для повышения производительности труда

Приобретать навыки ремесла и земледелия

Приобретать навыки производства, торговли и навыки, необходимые для рабочих специальностей (для большинства людей)

Использовать глобальные возможности для выполнения высококвалифицированной работы по анализу и обработке информации, и предпринимательства, в связи с подъемом среднего класса

Использовать инструменты для создания полезных предметов

Приобретать административные и управленческие навыки, изучать технику и науку (для верхушки общества)

Использовать интеллектуальный инструментарий и технологии для продолжения обучения и развития талантов в течение всей жизни

Таблица 1.2. Образовательные цели на разных этапах развития общества (продолжение)

Цели в области образования

Аграрная Эра

Индустриальная эра

Эпоха Знаний

Выполнять гражданские обязанности

Помогать соседям

Участвовать в общественных и гражданских организациях в пользу коммуны

Принимать участие в коллективном принятии решений и быть политически активным посредством связи в режиме реального времени и личного присутствия

Вносить свой вклад в удовлетворение нужд всего поселения

Принимать участие в трудовых и политических мероприятиях

Привлекать внимание к глобальным проблемам посредством сообщества пользователей системы реального времени и социальных сетей

Поддерживать основные местные службы и помогать в организации празднеств коммуны

Вносить вклад в местное и региональное развитие в качестве волонтёров и филантропов

Использовать средства коммуникации и механизмы социальных сетей, уделяя время и ресурсы для обсуждения и принятия мер по местным и глобальным вопросам и проблемам

Передавать традиции и ценности

Передавать традиции и знания о земледелии следующим поколениям

Изучать знания прошлого о торговле, ремесле или профессии, и передавать их следующим поколениям

Быстро осваивать традиционные знания в сфере деятельности и применять их законы к другим сферам деятельности, чтобы создавать новые знания и инновации

Воспитывать детей в этнических, религиозных и культурных традициях родителей и предков

Сохранять собственное культурное наследие и ценности в условиях разнообразия традиций городской жизни

Осознавать своеобразие каждой культуры и быть терпимым к обилию разнообразных культур и традиций

Налаживать контакты с другими культурами и континентами, в связи с расширением линий коммуникации и транспортного сообщения

Принимать участие в разнообразных традиционных и межкультурных мероприятиях, получая ценный опыт

Сочетать традиции и принципы глобального гражданства, создавая новые традиции и ценности для передачи их будущим поколениям

В Аграрном обществе, когда земледелие было первичным занятием (как и до сих пор в некоторых частях мира), вклад в жизнь общества означал изучение того, как взрастить пищу не только для своей семьи, но и для других соплеменников. Жизненно необходимым было передавать знания, традиции деревенской жизни и секреты ремесла детям. Дети работали в полях вместе с родителями и другими членами семьи, и образование, выходившее за рамки земледелия, не было приоритетным. Гражданские обязанности заключались в помощи соседям и другим людям из твоей деревни, когда те в чем-то нуждались, так как они, в свою очередь помогали тебе, когда в нужде оказывался ты. Общественный договор был простым и практичным.

В Индустриальном обществе, когда население резко перешло от деревенской жизни к городской, и работа переместилась с полей на заводы, образование играло уже иные роли в обществе. Как правило, у мужчин была одна или две карьерные дорожки: работать в торговле, на заводах или заниматься канцелярской службой, или же стать управленцем, администратором или иметь определенную профессию, при условии, что они могли получить необходимую степень. У женщин, конечно, был далеко не такой богатый выбор.

Настоящей задачей для индустрии было обучение как можно большего числа заводских рабочих и торговцев. Значит, стандартизация, единообразие и массовое производство было одинаково важно и на заводе, и в учебной аудитории. Те немногие, кому была предназначена административная или профессиональная работа, получали специальные учебные возможности для развития их потенциала.

Инженерное искусство и научные знания, новые двигатели для развития промышленности, были чрезвычайно важны, наряду с менеджментом и навыками в финансовой области, необходимыми для того, чтобы промышленный комплекс работал гладко. Кроме того, со смешением культур в городских центрах, люди узнавали больше о традициях, отличающихся от их собственной, и со временем становились более терпимыми к ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...