Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицинский критерий аффекта




Введение

 

Изучение аффектов в уголовном праве исторически изначально требовало межотраслевого подхода. Однако доктринальные исследования аффекта, начавшиеся в уголовном праве России в XIX в., практически не использовали научного психологического знания, опираясь только на житейское понимание человеческих эмоций. В то же время, несмотря на то, что отечественный уголовный закон не использовал термин "аффект" вплоть до принятия УК РФ 1996 г., в литературе им активно оперировали с XIX в.

Поэтому и разработчикам уголовного законодательства и тем, кто будет применять его правовые нормы, следует рассматривать факты, что в определенной мере влияют на степень свободы и осознанности действий индивидов при заключении договора, совершения деяния, в т.ч. противоправного. К таким фактам можно отнести то что называется аффектом или же состояние сильного эмоционального возбуждения (напряжения).

Однако, современная юридическая практика, равно, как и теория, не могут дать ответ на ряд важных вопросов, например, что является содержанием термина «аффект»? Или можно ли его отнести к категории не только психологических, но и юридических понятий; тождественно ли аффекту интенсивное душевное волнение; насколько сильными должны быть эмоции, чтобы можно были квалифицировать их в качестве аффекта; какие правовые последствия вытекают из правонарушения, совершенного под воздействием аффекта?

Необходимость выяснения юридической роли аффекта также возникает из потребностей совершенствования теории государства и права. Важно не только для отдельно взятых областей права, но с точки зрения межотраслевого подхода к сущности права, переосмыслить поведение субъектов охранительных и регулятивных юридических отношений. Именно общетеоретическое исследование аффекта в юридической науке и практике, позволяет одновременно используя материалы разных отраслей права, сформировать универсальные юридические рекомендации с их последующим применением в различных правовых сферах.

Следовательно, тема данной дипломной работы актуальна. Все высказанные выше соображения свидетельствуют о потребности в тщательном изучении видов и форм аффекта, их квалификации согласного уголовного законодательства нашего государства.

Степень научной разработанности проблемы. Все научные источники, занимающиеся исследованием аффекта можно условно отнести к двум категориям: первая - преимущественно психологические труды, исследующие природу и особенности аффекта, как психического состояния; вторая - труды по юриспруденции (в частности в области криминологии и уголовного права), касающиеся вопроса правовой ответственности за совершение противоправного деяния в состоянии аффекта.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, урегулированных правом, участники которых могут действовать в состоянии аффекта.

Предметом исследования явились дискуссионные высказывания авторов относительно аффекта.

Цель данного исследования заключается в комплексном исследовании понятия «аффект» в уголовном праве.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

определение объема и структуры категории «аффект»;

· выявление медицинского и юридического критерия аффекта;

· рассмотрение видов и форм аффекта;

· установление проблем квалификации преступлений, совершенных в состоянии аффекта.

Методологической основой исследования служат прогрессивные методики получения знаний, анализа, выработанные различными науками, в т.ч. теорией права и государства, различными разделами права, историей, философией, социологией и испытанные юристами на практике. Таким образом, в ходе проведения исследования нами применялись три различные методики познания: общенаучная, общефилософская и специальная юридическая.

Теоретической основой работы послужили основополагающие работы по теории права и государства, содержащие общеметодологическую информацию, необходимую для проведения исследования: С.С. Алексеева, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. И. Назаренко, В. К. Вилюнас, С. А. Рубинштейна, М. М. Коченова и др. С точки зрения психологического подхода наиболее ценны труды: В.К. Васильева, И.Г. Вермеля, А.Н. Лук, Р.С. Немова, О.Д. Ситковской, Ф.О. Сафуанова, П.М. Якобсона и др.

Эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты, существующая судебная практика РФ, затрагивающая проблемы правового регулирования аффекта.

Научная новизна данной работы заключается в комплексности исследования проблематики аффекта. Принимая во внимание современное состояние отечественного права и правоприменительной, в частности судебной практики (включая дела Верховного Суда РФ), автор данного исследования самостоятельно анализирует не только понятие, но и сущность, специфику, виды правового аффекта. Предлагается выделение в уголовном праве отдельного института - понятия аффекта.

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 


Глава 1. Общие положения об аффекте

Понятие аффекта

 

Мир человеческих эмоций очень многообразен и даже загадочен. Эмоции являются значимой функцией нервно-психической деятельности людей. Без эмоций и ощущений жизнь индивидов и общества была бы невозможной. Они играют важную роль внутренних сигналов, то есть позволяют отражать в психике явления и предметы реальности. Эмоции, как внутренний регулятор, поведения позволяют устанавливать взаимосвязь между потребностями (мотивами) человеческих поступков и деятельностью личности, направленной на удовлетворение этих потребностей, то есть на достижение успеха. При этом достигается у субъекта переживание, отражение действительности, а не рефлексия на внешние раздражители.

Эмоции могут иметь как положительную, так и отрицательную окраску (разное отношение индивида к объектам действительности), а следовательно способны вызывать разные типы поведения, в т.ч. противоправные поступки, исходя из чего, право обращает внимание на эмоциональное состояние личности, способное повлиять на совершение правонарушения..

Эмоции с точки зрения психологии - это особый класс процессов и состояний, свойственных психике человека, что выражаются в виде переживания индивидов значимости (смысла) внешних и внутренних раздражителей. Любой человеческой деятельности сопутствуют эмоции, ими проникнуты все психические состояния индивида. Как писал Рубинштейн С.Л., «целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов - знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего».

Для осуществления психических функций людьми эмоции очень важны как части системы отражения реальности. Переживания позволяют человеку на основе индивидуального опыта дать оценку внешним обстоятельствам, но в отличие от познавательной деятельности, они оценивают не объективные качества предметов и явлений, а их свойства по отношению к потребностям (мотивам) индивида, а также по возможности при их помощи достижения успеха, то есть удовлетворения тех самых потребностей.

Помимо этого эмоции выполняют иную важную функция - побуждают личность человека. «Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально».

При помощи эмоции осуществляется не только стимуляции деятельности, но и ее энергетическое подкрепление, мобилизация всех психических и физических сил организма. Она выражается в усилении чувствительности анализаторов организма, повышении общего тонуса систем органов, возбуждении вегетативной нервной системы и раздражении функций, что подконтрольны ей: сердечнососудистой, дыхательной, секреторной, пищеварительной, мышечно и опорно-двигательной и пр. Полное функциональное объединение психических и физических процессов и реакций организма - одна из важных черт эмоций.

Поведение человека приобретает определённую направленность благодаря эмоциям, создаются устойчивые переживания. Так при стрессе в человеческом организме посредством эмоций происходит ряд физических изменений: изменяется сердечный ритм и артериальное давление, учащается дыхание, наблюдается отдышка, потливость или иные вегетативные реакции, при анализе фиксируются изменения биохимического состава крови. Нервная система переходит на иной режим функционирования. Если человек подвергается сильному стрессу (дистресс), то может измениться и его поведение, нервное возбуждение провоцирует дезорганизацию поведенческих навыков. Это предположение подтверждено опытами выдающегося учёного Павлова И.П. Этот физиолог проводил опыты на животных, преимущественно на собаках, так он выработал у псов положительный условный рефлекс на определенное число ударов метронома (100 ударов) и отрицательный рефлекс на чуть большее количество ударов - 108 колебаний. Когда собака слышала иное число ударов, например 104, она подвергалась стрессу, и у неё отчётливо выражалось «аффективное» реагирование: животное становилось возбуждённым, подвижным, проявляло агрессию и желание покинуть комнату, где проводился опыт. Психологическая реакция нервной системы при стрессе обусловлена нарушением сознательного контролирования при решении каких-то задач. В таком случае, индивиду сложнее сосредотачивать внимание, произвольные осознанные действия сменяются автоматическими, ухудшаются качества памяти, мышления и восприятия, нарушается восприятие времени, появляются атипичные реакции на внешние раздражители. Однако, подобные явления наблюдаются лишь при сильном и продолжительном стрессе (дистрессе), в то время как лёгкий стресс, наоборот положительно влияет на организм, мобилизует его. Тогда у людей наблюдается общая собранность, улучшения мышления, все представляется чётким и ясным, они становятся умеренно активными, способны планировать и эффективно организовывать свою деятельность. Если стрессовая ситуация повторяется то человек менее остро реагирует на неё, происходит процесс адаптации. Можно также сказать, что эмоции нельзя рассматривать изолированно, лишь как психологическое явление, т.к. они связаны с общественной жизнью человека, поэтому их следует изучать комплексно, как биологическое и социальное явление.

Если же в сложной стрессовой ситуации человек не может принять разумное решение возникает кризисная ситуация и спровоцированный ею аффект. По своей сущности аффект выступает как стереотипные действия, сформовавшиеся в ходе эволюции человечества, и заставляющие личность действовать лишь определённым образом, а не иначе, проще говоря реагировать на опасность - бежать или бороться.

Это эмоциональная реакция взрывного характера, протекающая очень стремительно и бурно, которой сопутствуют резкие трансформации психической деятельности. В исключительных условиях возникает чрезвычайная реакция субъекта - т.н. физиологический аффект. То есть под аффектом в психологии и медицине принято понимать очень сильные, быстро формирующиеся и протекающие, но не длительные эмоции, например, ужас, отчаяние, ярость. Все они могут продолжаться не более нескольких минут и возникают очень резко, неожиданно. При этом мышление, осознанная деятельность подавляются, и на их место приходят автоматическое действия: бурные движения, в т.ч. агрессивные, крик, беспорядочные высказывания и пр. Аффекты похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Действия человека при аффекте происходят в виде «взрывов».

Некоторые практики считают, что при значительном временном разрыве после совершения потерпевшим противоправных действий возникновение аффекта у обвиняемого невозможно. Другие полагают, что аффект возможен.

Необходимо всегда учитывать индивидуальные психологические особенности личности, поскольку их особенности дают возможность восстановить картину совершенного правонарушения, давая ему юридическую оценку и определяя правовые последствия содеянного.

И все же не смотря на кратковременность аффекта, в нем удалось выделить три основные стадии (подготовительная стадия, стадия аффективного взрыва и стадия истощения).

Таким образом, проанализировав аффект с психологической точки зрения, мы можем прийти к выводу, что для него свойственны такие отличительные черты, как:

непредсказуемость и резкость зарождения эмоционального состояния;

большая сила протекания физиологических процессов и сильная эмоциональная напряжённость;

глубина переживаний и бурное внешнее проявление;

диффузность - глубокое вовлечение в процесс реагирования не только психики, но и всего организма человека;

подавление осознанной деятельности, ухудшение качества восприятия окружающей реальности;

кратковременность протекания.

 

Медицинский критерий аффекта

 

Медицинский критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В юридической литературе указаны четыре такие формы: хроническое психическое расстройство, т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.; временное психическое расстройство - кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением; слабоумие - дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным - олигофрения - или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях - деменция; иное болезненное состояние психики - различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся к психическим расстройствам.

Неосознанность зарождения аффективного поведения проявляется также в том, что даже при возвращении осознанности, человек не сразу может выйти полностью из аффективного состояния.

По степени снижения осознанности аффект принято делить на два вида: патологический, при котором личность абсолютно теряет способность к осознанному реагированию, то есть речь идет о невменяемости и не патологический, когда человек все же вменяем и при наличии физиологического аффекта осознает происходящее. Патологический аффект относится к числу психических нарушений - аномалий, которым уделяется особое внимание в уголовном праве. Спровоцировать аффект у субъекта правонарушения может аморальное или неправомерное поведение иных лиц - потерпевших.

Принимая во внимание, что «аффект как психическое состояние человека относится к области психологии, и содержание этого понятия насыщается именно теми компонентами, которые выделены психологами», для данной работы крайне важны мнения авторитетных представителей указанной отрасли. Например, степени осознанности в состоянии аффекта трактуется различно. Некоторые учёные полагают, что физиологический аффект приводит к тому, что субъект «не помнит себя». Под этой фразой они подразумевают отсутствие сознательного контроля за действиями. Подавляющее большинство психологов считают, что при аффекте контроль за действиями не потерян, но «сознание, способность представлять и мыслить суживается, подавляется».

Знаменитый российский юрист и судья А.Ф. Кони писал: «Весьма редкие из подсудимых, совершившие преступление под влиянием аффекта, в состоянии изложить подробности решительного момента, но это не мешает им помнить быструю смену и переживание в их душе мыслей, образов, чувств до сделанного ими удара, до оскорбления, до выстрела, до расправы ножом». Тем не менее, ответ на психотравмирующее воздействие у каждого человека индивидуален и обусловлен темпераментом личности. Так как психика каждого из людей является уникальной системой. Эта уникальность обусловлена физиологическими детерминантами, а также неповторимостью социальных контактов, в которые вступает индивид в ходе своего развития. Если говорить о биологической или же физиологической обусловленности аффективного реагирования, то, прежде всего, следует сказать и темпераменте. Он как набор индивидуальных свойств психики проявляется в виде разного протекания эмоций, их интенсивности, продолжительности и глубины.

В то же время нельзя переоценивать темперамент и характер субъект преступления при оценки его деяний, что свойственно отдельным учёным, при квалификации аффекта, в частности определения момента его наступления, отрезка времени между наступлением этого эмоционального состояния и совершения противоправных действий со стороны потерпевшего лица.

Для людей с холерическим и сангвиническим темпераментом характерны раздражительность и интенсивная реактивность, поэтому они способны в ответ на определённые поступки или слова ответить всплеском ярости даже, если имело место однократное влияние на них. В то время как флегматик, склонный к заторможенности процессов реагирования способен на бурную реакцию лишь после многократного продолжительного воздействия в конфликтной ситуации.

Поэтому флегматики чаще всего отличаются хорошим самообладанием, выдержкой, спокойствием и терпеливостью, которыми они наделены благодаря повышенной активности, но низкой чувствительности и невысокому уровню эмоциональности. Чтобы возбудить флегматика, заставить его гневаться, потребуются длительные оскорбления или иное аморальное, отклоняющееся поведение потерпевшего. Человек с этим типом темперамента, как бы, накапливает все обиды и оскорбления, и при накоплении критической массы, возникает момент, когда новое действие потерпевшего (вербальное или невербальное) повлечёт аффективную вспышку, аналогичную «взрыву» холерика.

В состоянии аффекта человек сосредотачивает своё внимание на раздражающих факторах и своих переживаниях. Раздражитель, как бы сужает сознание, при этом прочие воздействия, обстоятельства, которые в обычном эмоциональном состоянии трезво оцениваются и принимаются во внимание, в такой ситуации уходят из «поля сознания». Поэтому человек, находящийся в состоянии аффекта не отдаёт себе полного отчёта в происходящих вокруг него событиях, своих действиях и их последствиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...