Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополистическая конкуренция

Тема 7

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

1 Рынок совершенной конкуренции

2 Монополия

3 Рынок монополистической конкуренции

4 Олигополия

 

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей одинакового товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования.

Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

1) большое количество мелких продавцов и покупателей;

2) продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

3) невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной коньюктуры;

4) полная свобода «входа» на рынок и «ухода» с рынка.

В реальности рынок совершенной конкуренции не встречается.

В условиях чистой конкуренции размеры доли фирмы в объеме выпуска и продажах товаров не превышают 1 %.

Рисунок 1 - Рыночный спрос (b) и спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции (a)

 

Все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию. Каждая из них руководствуется рыночной ценой, которая неподвластна отдельной фирме.

Кривая спроса отдельной фирмы совершенно эластична и доход равен цене.

Максимизация прибыли фирмы на краткосрочном интервале времени

Рисунок 2 – Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном интервале времени.

 

Предельный доход ( МR)– это величина, на которую изменится совокупный доход при изменении объема выпуска на единицу продукции:

Совокупный доход – произведение количества и цены:

.

 

Изменение предельного и среднего дохода приведено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Изменение предельного и среднего дохода.

 

Для максимизации прибыли фирма должна расширить объемы производства до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки. И стоит прекратить увеличение выпуска, как только увеличивающиеся предельные издержки начнут превосходить предельный доход (рис.в). Для фирмы это означает выпуск «q*» ед. продукции. Тот же результат дает и сопоставление полных издержек и совокупного дохода.

Минимизация краткосрочных убытков

Рисунок 4 – Минимизация убытков конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

 

Если на рынке сложилась неблагоприятная ситуация: цены упали с уровня С до уровня D и нет такого уровня выпуска продукции, чтобы фирма получила прибыль, то необходимо выбрать такой объем производства (q*), чтобы минимизировать убытки. На рисунке 4 –это точка пересечения восходящей части кривой предельных издержек с предельным доходом.

Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

Для того, чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции находилась в состоянии долгосрочного равновесия, требуется выполнение следующих трех условий.

1 Фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объемов выпуска при наличии заданных размеров предприятия. Это означает, что краткосрочные предельные издержки должны быть равны краткосрочному предельному доходу, т.е. условия краткосрочного равновесия является условием долгосрочного равновесия.

2 Каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия.

3 Не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые – к выходу.

Рисунок 5 – Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.

 

На графике (рисунок 5) представлена фирма, для которой выполняются все три условия:

1) Краткосрочные предельные издержки равны цене при объеме Q1. Этот объем обеспечивает фирме максимальную прибыль

2) Размеры предприятия таковы, что средние полные издержки в точности равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам.

3) Долгосрочные средние издержки равны цене при равновесном объеме продукции Q1.Это гарантирует отсутствие мотивов, побуждающих фирмы вновь появляться на рынке или уходить с рынка.

PS: Издержки состоят из явных и неявных. Последние включают альтернативную стоимость капитала или «нормальную прибыль».

Когда цена равна средним полным издержкам, фирма получает нулевую экономическую прибыль.

Если экономическая прибыль 0, то это привлечет в отрасль новые фирмы.

Если экономическая прибыль 0, то это вызовет уход из отрасли старых фирм.

Все три условия долгосрочного равновесия обобщено можно сформулировать следующим образом:

Цена = предельным издержкам =краткосрочным средним полным издержкам = долгосрочным средним издержкам

P=MC=ATCк=ATCд

Монополия

Монополия – ситуация, когда присутствует один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Выделяют следующие характерные черты монополии:

1) единственный продавец;

2) нет близких заменителей;

3) «диктующий цену»;

4) наличие барьеров для вступления в данную отрасль.

Барьеры для вступления в отрасль могут быть в следующих формах:

а) эффект масштаба (положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие только одной фирмы будет наиболее эффективным решением) - это естественные монополии;

б) собственности на патенты и научные исследования (невозможно вступление на рынок других фирм, пока не истечет срок действия патента);

в) владение или контроль над весьма важным сырьем;

г) нечестная конкуренция (сговор нескольких фирм об ограничении объема производства и подъеме цен).

Эти барьеры являются значительными в краткосрочном периоде, но могут быть преодолимыми в долговременном периоде. Барьеры для вступления в отрасль могут позволить монополисту получать экономические прибыли даже в долговременном периоде. При этом:

а) монополист не назначает максимально возможную цену;

б) максимальная совокупная прибыль редко совпадает с максимальными прибылями на единицу продукции;

в) высокие издержки и слабый спрос могут мешать монополисту получить какую-либо прибыль вообще;

г) монополист будет стремиться избегать неэластичного отрезка своей кривой спроса.

Существуют следующие виды монополии:

1 Закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патентная защита, институт авторских прав)

2 Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимуму только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это монополии, базирующиеся на экономии масштабов производства, либо на владении уникальными природными ресурсами (Газпром, РАО ЕС)

3 Открытая монополия – фирма становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. Это фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты появятся на рынке позже.

Считается, что в условиях монополизации на одну фирму приходится 60-64 % объема продаж.

PS: Монопсония – рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем. Например, автомобильная компания обладает монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.

Максимизация прибыли

Рисунок 6 – Максимизация прибыли монополистом

Рыночное положение чистого монополиста отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополиста является понижающейся, поэтому кривая предельного дохода будет ниже кривой спроса.

Подобно конкурентному продавцу чистый монополист будет максимизировать прибыль путем уравнивания предельного дохода предельным издержкам.

MR=MC

Правило «большого пальца» для ценообразования – это перевод условия равенства предельного дохода предельным издержкам.

Правило «большого пальца» для ценообразования представляет собой следующее: превышение цены над предельными издержками равно обратной величине эластичности спроса со знаком минус.

.

Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса

,

где МС = предельные издержки,

Еd – эластичность спроса по цене.

Если спрос будет очень эластичен, то цена будет близка предельным издержкам и монополизированный рынок будет похож на рынок свободной конкуренции.

– показатель монопольной власти Лернера

Для совершенно конкурентной фирмы P=MC, L=O.

Чем больше L, тем больше монопольная власть. L меняется в пределах от 0 до 1.

L= =

Рассмотрим потери общества от монополии, представленные на рисунке 7.

Рисунок 7 – Потери общества от монополии

 

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (пересечение кривой МС и кривой спроса), т.е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС=Р, то потребительский избыток (потребительская рента) был бы равен площади треугольника Р1Е1Р0.

В условиях несовершенной конкуренции (монополии) цена устанавливается на уровне точки Е2 (пересечение МС и МR). При такой же цене Р2 объем предложения фирмы – Q2 меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции (Q2<Q1). Потребительская рента уменьшилась бы до площади треугольника Р2Е2Р0. Монопольная прибыль соответствует площади заштрихованного прямоугольника Р1СЕ2Р2.

Чистый убыток для общества – треугольник ЕЕ1Е2.

Таким образом, монополия как бы «рвет на части»потребительскую ренту и ренту производителя: часть достается самой монополии (заштрихованный прямоугольник), друга часть ренты потребителя (СЕ1Е2) вообще теряется обществом и не достается никому. Также не достается никому часть ренты производителя (ЕСЕ1) – это разрушенное богатство общества.

П. Самуэльсон И В Нордхауз считают, что «мертвый убыток» возникающий в силу монополистического распределения ресурсов составляет 0,5-2 % ВНП США.

Возможны различные варианты государственного регулирования естественных монополий:

1) Цена устанавливается равной предельным издержкам (P=MC) - на пересечении кривых спроса и предельных издержек, что представляет собой «общественно оптимальную» цену;

2) Цена устанавливается равной средним издержкам (Р=АС) -на пересечении кривых спроса и средних издержек, что представляет собой цену, обеспечивающую «справедливуюприбыль»;

3) Устанавливается двухставочный тариф.

 

Монополистическая конкуренция

Отличительные признаки монополистической конкуренции:

а) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

б) продукты характеризуются реальными и минимальными различиями и различающимися условиями их продажи;

в) экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

г) вступление в отрасль является относительно легким.

Многие виды розничной торговли и некоторые отрасли, где эффект масштаба незначителен, приближаются к монополистической конкуренции.

Каждая из фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Кривые спроса на товар любой фирмы имеет убывающий характер. Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров.

При монополистической конкуренции на фирму приходится от 1 до 10% продаж в течение года.

Рисунок 8 – Оптимальный объем выпуска продукции в условиях монополистической конкуренции.

 

В краткосрочном периоде объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

В условиях монополистической конкуренции каждая фирма имеет убывающую кривую спроса; при этом отсутствуют входные барьеры для новых фирм. За короткий отрезок времени (рисунок а) фирма, которая производит на уровне равенства предельных затрат предельному доходу, может получать чистый экономический доход.

В перспективе на рынке появляются новые фирмы. Это частично снижает спрос «старых» фирм, понижая кривую спроса каждой из них. Появление новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное равновесие (рис.б)

Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на рынке совершенной конкуренции устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам

Р=АС

Каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Тем не менее в долгосрочном периоде цена превышает предельные издержки (Р ) и минимально возможные средние издержки. Это значит, что монополистические конкуренты оперируют с избыточными мощностями.

Олигополия

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка.

Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми. Поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукты могут быть фактически одинаковыми (сталь), или значительно дифференцированными (автомобили). Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются:

а) эффект масштаба;

б) другие барьеры для вступления;

в) преимущества слияния.

Если на фирму приходится свыше 10 % продаж, то она действует в структуре олигополии.

Пока не существует общей теории олигополии. Разработаны лишь формальные модели, объясняющие рыночное поведение олигополии:

а) модель Курно;

б) модель ломаной кривой спроса;

в) лидерство в ценах;

г) ценообразование по принципу «издержки плюс».

 

а) Модель Курно

Разработана фр. экономистом Антуаном Огюстеном Курно в 1838 году. Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства.

 

Рисунок 9 – График равновесия Курно.

Кривая реакции фирмы 1 Q1(Q2) строится с учетом максимизации прибыли:

- если фирма 1 предполагает, что фирма 2 не будет производить продукции, она выпустит 50 единиц;

- если она полагает, что фирма 2 будет выпускать 50 единиц, то она сама будет производить 25 единиц;

- если она думает, что фирма 2 б/производить 75 единиц, она сама выпустит 12,5 единиц;

- если она считает, что фирма 2 будет выпускать 100 единиц, тогда она ничего не будет производить.

Таким образом, объем производства фирмы 1, максимизирующий прибыль, изменяется в зависимости от того, как будет расти объем производства фирмы 2

Аналогично строится кривая реакций фирмы2. На пересечении этих кривых и образуется итоговое равновесие. При равновесии Курно олигополист (дуополист) устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль, при данном объеме производства своего конкурента. Поэтому ни у одного дуополиста нет стимула менять свой объем производства.

PS: Аналогично определяется равновесная цена на основе кривых реакций цены 1 фирмы от 2 и наоборот.

Модель Курно – некооперативное равновесие. На практике нередко бывает тайный сговор олигополистов, для которых характерна тенденция к максимизации общих прибылей, т.е. их поведение в некоторой степени похоже на поведение чистых монополистов.

 

б) Модель ломаной кривой спроса

Разработана в 1939 г.

Рисунок 10 – Модель ломанной кривой спроса.

 

Каждая фирма сталкивается с кривой спроса, изогнутой в точке преобладающей цены . При ценах выше кривая спроса очень эластична, т.к. фирма полагает, что если она подкинет цену выше , остальные фирмы не последуют за ней и она потеряет значительную часть своей доли на рынке. С другой стороны фирма считает, что если она снизит цену ниже , остальные фирмы последуют за ней, т.к. не захотят терять своей доли на рынке. Поскольку кривая спроса фирмы изогнута, ее кривая предельного дохода прерывается. В итоге издержки фирмы могут возрасти, не вызывая изменения цен. (МС , т.к. предельные издержки все равно будут равны предельному доходу при том же уровне объема производства. Поэтому цена остается прежней.

PS: Эта модель свидетельствует лишь о жесткости цен в олигополии, но не объясняет принципов олигопольного ценообразования.

 

в)Лидерство в ценообразовании

Лидерство в ценообразовании представляет собой форму неявного сговора. Крупнейшая фирма или наиболее эффективная фирма в отрасли устанавливает цену, и другие фирмы следуют за ней.

Рисунок 10 - Установление цены на рынке с доминирующей фирмой.

где D- кривая рыночного спроса;

SF – кривая предложения «последователей».

MCL – кривая предельных издержек лидера

Лидер определяет свою кривую спроса DL следующим образом:

- при цене Р1 предложение «последователей» равно рыночному спросу, и лидер по этой цене ничего не может продать;

- при цене Р2 «последователи» не могут предложить товар.

В результате строится кривая спроса лидера DL между ценами Р1 и Р2. Кривой DL соответствует кривая предельных доходов MRL.

Чтобы максимизировать свою прибыль, лидер осуществляет объем производства QL на пересечении MRL и MCL. Поднимаясь до кривой спроса DL, определяем цену р . При этой цене «последователи» продают кол-во QF, а общее реализуемое количество составляет QT= QF +QL.

 

г) Ценообразование по принципу «издержки плюс»

При этом олигополисты для определения цены оценивают свои издержки на единицу продукции на некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определенного процента.

Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции, т.к.

а) конкурентам достаточно сложно повторить рекламу и изменения продукта;

б) олигополисты часто имеют вполне достаточные финансовые ресурсы для того, чтобы финансировать неценовую конкуренцию.

Современные формы концентрации производства

Изменение масштабов производства происходит в нескольких формах:

1) интеграция;

2) диверсификация;

3) конгломерация.

1) Интеграция – это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от добычи сырья и заканчивая производством готовых продуктов (вертикальная интеграция).

Горизонтальная интеграция дает экономический эффект благодаря ведению общих НИОКР, созданию совместных сбытовых и ремонтных служб, объединению усилий по рекламе.

Вертикальная интеграция, помимо этого, дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок.

2) Диверсификация - это объединение технологически разнородных предприятий. Они принадлежат близким, родственным отраслям. Диверсифицированные фирмы – многоотраслевые. Самой диверсифицированной компанией считается «Дженерал электрик». Со времени основания в 1892 г. она была занята производством продуктов для выработки, передачи, распределения, контроля и использования электроэнергии. Она производит широкий ассортимент потребительских электротоваров, моторов, электрооборудования, локомотивов, реактивных двигателей для различных типов самолетов, силиконовых и режущих инструментов, медицинских диагностических аппаратов, а также оказывает строительные, ремонтные и финансовые услуги.

Многоотраслевая компания получает выгоду от внутренней кооперации, эффект от который называется «синерджией» или эффектом «2+2=5». Объединение действий составных частей должны дать больший результат, чем простая сумма действий отдельных предприятий. Синергетический эффект обозначается при помощи переменных: возросшего объема прибыли, уменьшения издержек, сокращения потребности в капиталовложениях.

3) Конгломерация означает объединение под единым финансовым руководством фирм, не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к различным видам производства, но и к различным сферам экономики. Так, конгломерат «Текстрон» (США) в 70- е годы приобрел пакет акций фирм, производящих застежки-молнии, горизонтальные и вертикальные фрезерные станки, поздравительные открытки и деловые формуляры специальное оптическое оборудование. Формирование конгломератов происходит путем слияний и поглощений.

Целью создания конгломератов является получение больших прибылей за счет манипулирования ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Руководители конгломератов получают учредительные прибыли от этих операций. Для осуществления конгломератных слияний и поглощений необходимы соответствующие финансовые ресурсы и осведомленность о состоянии дел в фирмах, намеченных для поглощения, информацию о которых предоставляют банки и финансовые компании. Последние за предоставленную информацию получают не только комиссионные, но и возможность прибыльного манипулирования с ценными бумагами поглощающих и поглощаемых фирм. Финансовые учреждения заинтересованы в содействии слияниям и поглощениям, т.к. ведение банковских операций, как правило, передается в руки банка, финансировавшего сделку.

Различия в формах концентрации определяются также барьерами монополизации. За определенными пределами оказывается, что каждый процент увеличения контроля над рынком становится из-за сопротивления сильных конкурентов настолько дорогостоящим, что капитал выгоднее вкладывать в другие отрасли или сферы экономики. Кроме того, на формы концентрации оказывает влияние антимонопольное законодательство, запрещая слияния горизонтального или вертикального типов, что ведет к движению капитала в отрасли и сферы, не связанные с основным бизнесом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...