Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комическая опера Николева «Розана и Любим»: (1776)

Литература романтизма и просветительского реализма.

1. Литература романтизма

 

Разобраться в романтизме помогают следующие факты:

Факт 1-й: Печать показывает, что русский романтизм конца 18 – нач.19 в. – это логическое продолжение и развитие сентиментализма, расширение его целей, задач, реакция на классицизм и просветительскийреализм.

Факт 2-й: А.И.Герцен: «Это был период романтизма в моей жизни… Я со всем огнем любви жил в сфере общечеловеческих, современных вопросов, придавая им субъективно-мечтательный цвет» (Дневник Герцена за 1842-45 гг.).

Факт 3-й: В.Г. Белинский: «Сфера его (романтизма) – вся внутренняя задушевная жизнь человека…откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному на основе идеалов, творимых фантазией» (ПСС: в 13 тт. – Т.7. – М.: 1955.- С. 145-146).

Факт 4-й: В.В.Воровский: «Эта наклонность к фантастике в сфере ли полити-ческого или художественного строительства – проявляется в искусстве как наклон-ность к романтизму» (Воровский В.В. Лит.-критич. статьи. - М.: 1956. – С 256).

Факт 5-й: А.С.Пушкин в стихе «К Чаадаеву»: «Под гнетом власти роковой… Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой… Пока свободою горим… Товарищ, верь: взойдет она, заря пленительного счастья…»

 

2. Представители романтизма конца 18 – нач. 19 вв.:

В поэзии – Ал-р.Ник. Радищев: ода «Вольность», Ник.Мих. Карамзин: стихи.

Из оды Радищева «Вольность» (1781-83 – при Екатерине 2-й):

О дар небес благословенный,

Источник всех великих дел,

О вольность, вольность, дар бесценный,

Позволь, чтоб раб тебя воспел!..

(Дальше – против самовластья в конце концов, я верю):

Возникнет рать повсюду брана,

Надежда всех вооружит;

В крови мучителя венчана

Омыть свой стыд уж всяк спешит…

Ликуйте, склепаны народы!

Се право мщенное природы

На плаху возвело царя.

Мечта: Народ судит и казнит царя-деспота, забывшего, что

власть была дана ему на ОБЩЕЕ благо.

У Карамзина – грустный романтизм в поэзии:

И вижу ясно, что с Платоном

Республик нам не учредить…

Ах! Зло под солнцем бесконечно,

А люди будут – люди вечно.

В итоге у него – грустная и сладкая меланхолия (тихое наслаждение сердца)

В прозеКарамзин: повести «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена» (позже будет);

 

В драматургииКняжнин: Трагедия «Вадим Новгородский» (1789). Сюжет: Вадим – патриот, республиканец. Пока его не было в Новгороде, народ выбрал Р у рика князем. Вернувшийся Вадим застал в городе самовластье, организует заговор, поднимает восстание. Но оно подавлено из-за робости народа, а сам Вадим в плену. Рурик идет на хитрость: он предлагает робкому народу или убить его, или отдать венец Вадиму. Народ становится на колени и подтверждает власть Рурика. Вадим понял, что перед ним не свободные граждане, а «гнусные рабы, своих оков просящи» и отказывается от власти. Хотя победа досталась Рурику, но Вадим побеждает его морально: «Что ты против того, кто смеет умереть (сам)» и на глазах у всех закалывается. Идея: Мечта о свободе и просвещенном монархе осталась пока мечтой. НО мечта эта сильна своей борьбой против тирании.

 

В нач. 19 века – романтизм продолжается у Жуковского (поэмы «Светлана», «Людмила», «12 спящих дев»), у декабристов (Рылеев), у раннего Пушкина, у раннего Лермонтова и др. В Западной Европе – романтики Шиллер, Байрон, Виктор Гюго и др.

 

3. Принципы романтизма:

1. Главный принцип – отражение (изображение и выражение) жизни-Действительности сквозь призму неясной, туманной, субъективной МЕЧТЫ о лучшей жизни.

2. Другие: Исключительные характеры в исключительных обстоятельствах (отрицательных).

3. Иносказательность выражения мнений, идей.

4. Образы-символы мечтательного свойства.

5. Критика разных сторон жизни с высоты мечтательных идеалов (всё чаще приближенных к общечеловеческим-реалистическим).

6. Наличие субъективно-чувственной оценки героев положительных и всё чаще героев трагических.

Роль романтизма в развитии литературы – подталкивали литературу ко все более реальному соц.-критическому и общечеловеческому отражению жизни-Действительности. (Путь к реализму – через мечту о лучшей жизни).

 

4. Литература ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РЕАЛИЗМА

В ОСНОВЕ - идеология просветительства.

Философская основа – метафизическое (обособленное друг от друга) понимание среды как неизменной, где одно оторвано от другого. Без учета всеобщей взаимосвязи всего со всем.

Главный принципправдивое (субъективное) изображение жизни сквозь призму сословных характеров и сословных обстоятельств (сословия – узкие и отмежеванные друг от друга группы людей: купцы, поместные дворяне, столичные дворяне, придворные дворяне, военные, священники, мещане, крестьяне, селяне, горожане, интеллигенция, слуги.

Другие принципы:

1. созерцательные наблюдения над бытом, нравами, поведением предста-вителей разных сословий – без глубоких обобщений.

2. Простота характеров, чаще (как в классицизме) одна черта.

3. Четкая индивидуализация языка героев.

4. Обобщения частные, узкие, сословные.

5. Преимущественное внимание п р о з е.

6. Наличие остатков классицизма: одна черта характера, значащие имена, деление героев на резко положит. и резко отрицательных.

7. Наличие героя-резонера (автора обычно).

8. В пьесах – наличие трех единств: единое место, время, действие.

Главная цель – просветить читателя, познакомить с фактами.

 

Вот как выглядят конкретные факты из произвед. просвет. реализма:

 

Из жизни крестьян: «Деревня Разоренная поселена на самом низком и болот-ном месте… Улица покрыта грязью, тиною и всякою нечистотою… Мы стучались у ворот очень долго, но нам их не отпирали. Собака, на дворе привязання, тихим и осипшим лаянием, казалось, давала знать, что ей оберегать нечего… Все крестьяне и крестьянки в поле… Мальчики и девочки от страха разбежались,.. столь были дики и застращены именем барина…» (из журнала Н.И.Новикова «Живописец»).

Из жизни молодых дворян-вертопрахов (щеголей): «Однажды куча молодых шалунов, мнимыми достоинствами надутых,.. напали на бедную девочку, которая ни малого не давала поводу над собою надругаться. Обступили её, начали бесстыдно шутить,.. делали разные неприличные похабствы…» (из комедии В.И.Лукина «Щепетильник»).

Из жизни провинциальных дворян: «Фирюлин: Варварский народ! Дикая сторона! Какое невежество! – Фирюлина (его жена): Я удивляюсь, душа моя! Наша деревня так близко от столицы, а никто здесь по-французски не умеет; а во Франции от столицы верст за сто все по-французски говорят! Вот где культура!»

(из комической оперы Княжнина «Несчастье от кареты»).

 

Представители просветительского реализма 18 века:

Сатира – «Елисей или раздраженный Вакх» Майкова, Новиков-сатирик.

Денис Иванович Фонвизин «Бригадир», «Недоросль». Карнист «Ябеда».

Лирика прозаическая – «Записки русского путешественника» Н.М.Карамзина.

Лирика стихотворная – Карамзин, Державин и др. (позднее подробно).

Драматургия – комические оперы, напр. «Анюта» Попова. Комедии Фонвизина.

Басни – басни Хемницера.

 

 

В драматургии просв. реализма жанры – комическая опера и комедии.

ПРИМЕРЫ:

 

Первая комич. Опера – «Анюта» Попова (1772):

Еще несколько идеализированно показаны помещики, иронически крестьяне, НО есть условия, в кот. живут крестьяне. Идея – И крестьяне могут воспитать порядочного человека (семья крестьянина Мирона воспитала Анюту).

Сюжет: в семье крестьянина Мирона живёт девушка Анюта, что когда-то біла подброшена в семью кем-то. Мирон хочет выдать Анюту за своего батрака. НО Анюта полюбила соседнего сына помещика – Виктора. НО он же дворянин, а она из семи крестьянина. Нельзя их женить.

Тут в село приезжает дворянин-полковник Цветков, который разыскивает свою дочь, подкинутую когда-то ребенком по какой-то причине. Узнает в Анюте свою дочь. Так стало известно, что она дворянка. Нет пре град для свадьбы её и дворянина Виктора. Отец Анюты полковник щедро награждает Воспитавшего её крестьянина Мирона и его сына Филатку (смешной образ).

Идея, повторим: и крестьяне могут быть честными, порядочными и воспитать честных, порядочных детей.

 

Комическая опера Николева «Розана и Любим»: (1776)

Смелее эта пьеса. СЮЖЕТ: крестьяне Розана и Любим любят друг друга. Они уже серьезно обрисованы автором.

НО накануне их свадьбы мимо деревни проезжает соседний помещик. Увидел он Розану, она ему понравилась – и он приказал забрать её с собой. Увёз в свою деревню. Семья Розаны и семья Любима несчастны, плачут и решают пойти умолять помещика отдать Розану.

Пришли, бросились в ноги и умоляют. Помещик, фамилия которого Щедров, растрогался, сказал, что не знал, что тут свадьба готовилась.

От умиления ими помещик Щедров щедро устраивает их свадьбу.

Идея: счастье крестьян зависит от щедрот помещика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...