Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комсомольск-на-Балтике – фантом Лужской губы




Новый порт Усть-Луга скоро обзаведется собственным жилым городом – так, во всяком случае, нас уверяет администрация порта. И через 20 там будет жить 34 тысячи человек. Но здесь уже был один город. Где же он?

Этой идее сотня лет

Что такое Комсомольск-на-Амуре, знали, наверное, все советские люди. Но эта стройка имела еще и свой номер, как было заведено в то время, – это было «Строительство-201». Логично предположить, что «Строительство-200» означало тоже какой-нибудь социалистический город в диком месте. И почти уже никто сейчас не помнит и не знает, что грандиозное «Строительство-200» находилось на территории Ленинградской области.
Есть в Кингисеппском районе на Сойкинском полуострове на берегу Финского залива две деревни Ручьи и Вистино. Здесь находится рыбоколхоз «Балтика», где когда-то делали очень вкусные шпроты. Теперь колхоз влачит жалкое существование, постепенно распродавая свое имущество.
Именно здесь, в старой гавани, лежит затопленная подводная часть крейсера «Авроры», который был разрезан на Ждановском заводе. И здесь должен был встать новый социалистический город, а при нем – колоссальный порт, которому переданы были бы почти все функции Кронштадта. И город, и порт остались не только на бумаге. В Старой гавани до сих пор видны полуразбитые бетонные пирсы и стенки, а лес вокруг напичкан остатками строений. Дело в том, что здешнее побережье обладает особенностью – сразу идут приличные глубины, что для морского порта просто подарок. И к этому участку присматривались еще с начала XX века. Хотели обезопасить столицу, вынеся ее главный флот подальше в море и перекрыв дальние подступы к Петербургу. И проект огромной военно-морской базы был практически готов.

Лужский лагерь НКВД

В 30-е годы о Втором Кронштадте вспомнили – и стали воплощать задуманное. Самым значительным сооружением базы была «Новая гавань». Весь этот гигантский ковш, который мы сейчас видим с высокого берега, был вырыт искусственно. Одни говорят, что рыли вручную тысячи заключенных Лужского лагеря НКВД, другие – что использовалась новейшая по тем временам техника. Потом перемычка была подорвана, и вода хлынула в гавань. Порт был слишком нужен, чтобы мелочиться. Там на приколе должно было стоять 136 эсминцев и 6 линкоров – столько крупных кораблей у нас на всей Балтике не было, поэтому предполагалось часть построить, когда военная база будет уже готова.
Вся история строительства города и порта окутана тайной, которая сохраняется до сих пор – с многих документов так и не снят гриф секретности. В базу «200» было вбухано столько денег и сил, что признаться в полном и неоднократном крахе этого предприятия, а значит, и возложить на кого-то ответственность за провал всех попыток, видимо, невозможно для советского и постсоветского менталитета, которым обладают практически все наши чиновники, особенно военные. Кроме того, эта территория остается неприкосновенной для крупного строительства. Довелось видеть проект нового Усть-Лужского порта, который первоначально предполагалось разместить в Новой гавани, где сейчас находится рыбоколхоз «Балтика». На месте рыбацких суденышек на картинке стояли крупные суда, по двум железнодорожным насыпям, параллельным берегу, шныряли составы, а берег был усеян портовыми строениями.
Сейчас на здешнем берегу тихо. «Новая гавань» обжита только рыбоколхозом «Балтика». В лесу, окружающем гавань, надо ходить крайне осторожно. Там довольно много люков, ведущих в сырую тьму, и просто железяк, торчащих из земли в самых, казалось бы, неподходящих местах. На самом деле, тут каждая железяка при деле: одна обозначает бывшую железную дорогу, другая – фундамент дома, третья – руины подстанции… Да мало ли добра было в таком обширном хозяйстве, как военно-морская база. Сейчас из всех крупных построек уцелел только один дом, да и то частично – полторы стены, которые, впрочем, дают представление о том, как и из чего тогда строили.

Мертвый поезд в тоннеле

Среди других сохранившихся сооружений воображение поражает коллектор, ведущий с горы прямо в море. Крошечная речка, текущая с горы, заполняет его ровно на 5 сантиметров. Предположить, что здесь бывают наводнения, трудно – даже при бурном таянии снегов здешние болота не могут наполняться так активно, чтобы стоку понадобился объем в два метра высотой и полтора – шириной, а поскольку в ширину коллектор имеет две «нитки», разделенные бетонной стенкой, то получается все три метра. В голову приходит совершенно сказочное предположение, впрочем, довольно хорошо сочетающееся с самой задумкой колоссальной базы: с моря скрытно заходит Дядька Черномор с тридцатью тремя богатырями, поднимается по коллектору вглубь базы и мгновенно захватывает ее изнутри. Вопрос только, за кого воюет Дядька Черномор, учитывая, что база строилась как будто советской стороной.
Две железные дороги – верхняя и нижняя – надежно связывали базу с крупными железнодорожными узлами. С одной стороны они выходили к Усть-Луге, а на север и восток их планировалось протянуть мимо Пейпия и Коваши аж к Ораниенбауму. Как далеко их удалось проложить – история умалчивает, зато кое-что нашептывает легенда. Когда в сентябре 1941 года базу срочно эвакуировали, потому что командование не сумело организовать своевременный отход флота из Таллина, набили всяким добром три эшелона. Два из них прибыли в Ораниенбаум, третий с базы ушел, но никуда не пришел. Якобы под горой, где в Логах стоит маяк, был железнодорожный тоннель. Поезд в него вошел, но не вышел – выход оказался взорванным. Задним ходом состав тоже не мог вернуться – взорвали и вход. И стоит, мол, до сих пор под горой в тоннеле мертвый состав с мертвым машинистом.

"В августе 1984 г. крейсер «Аврора» был поставлен в Ленинграде на кап. ремонт. К 70-летию Великого Октября ремонт был закончен, в результате чего появилась совершенно новая «Аврора», которая заняла традиционное место стоянки в Большой Невке, а настоящую основную часть – корпус – утащили подальше с глаз долой к Военно-Морской базе «Ручьи».
Простояв с год у ручьевских берегов, «родной» корпус был затоплен возле строящегося пирса. Его решили использовать как защитную стенку от волн, для этого хотели заполнить бетонными плитами, но и это дело не довели до конца.
Знаменитый крейсер, считавшийся в течении нескольких десятилетий обожествлённым символом Октябрьской революции, теперь лежит в нескольких метрах от пирса перпендикулярно берегу, немного возвышаясь над водой.
Попадающие на пирс гости Сойкинского побережья обязательно останавливаются напротив него и начинают гадать: что же это такое. Тогда кто-нибудь из сторожей выходит из стоящего рядом дома и с гордостью человека, хранящего только ему одному известную тайну, говорит:
- Знаете, а ведь это «Аврора»… И когда изумленные гости приходят в себя, добавит, показывая на виднеющиеся вдоль берега остатки взорванных причалов:
-А вот здесь был «Второй Кронштадт».
И это еще одна трагичная история нашего Флота.
До сих пор факт существования и уничтожения Военно-Морской Базы «Ручьи» был неизвестным широкой общественности. Только воспоминания очевидцев и архивные материалы показывают таинственность и трагичность страниц российского флота.
В результате революции и гражданской войны территория прибалтийских окраин нашей страны оказались утраченными. Базирование флота ограничилось Кронштадтом и Петроградом. Это значительно увеличивало опасность для флота при возникновении военных действий.
С ноября 1926 г. Совет труда и обороны СССР начал утверждать одну за другой программы по расширению военного судостроения. В соответствии с этим Балтийский флот должен был пополниться несколькими десятками кораблей различного класса. В Ленинграде и Кронштадте флоту становилось явно тесно.
Местом строительства новой военно-морской базы было определено побережье Лужской губы в районе деревни «Ручьи», т.к. здесь были подходящие глубины. В 1934 г. вышло постановление «Приступить к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе, а также к строительству боескладов для минно-торпедного боезапаса и вооружения».
Планировалось, что в мирное время база должна вмещать до 102 кораблей различных классов, а в военное – до 154 военных кораблей, вспомогательных судов и подводные лодки. Кто-то обронил фразу: «Здесь будет второй Кронштадт» и это закрепилось среди местных жителей.
Стройка носила закрытый характер, была ограждена колючей проволокой, называлась «Строительство - 200», относилась к ведомству НКВД СССР. В строительстве принимали участие около 20 тыс. политических и уголовных заключенных и 1200 чел. инженерно-технического персонала. Для вольнонаемных рабочих с семьями, личного состава судов начали строить жилой поселок, по сути, современный город. Жилые 4-х этажные дома с центральным отопление, водоснабжением и канализацией, магазины, школы, дет.сады, госпиталь, клуб и рядом с клубом – фонтан. Для освещения города была построена электростанция с перекрытиями, дающими защиту от 250-килограммовых бомб.
Невероятную, колоссальную работу провели строители Сухого Дока. Котлован под него был выкопан вручную, на месте луга. Размеры котлована составляли примерно 1500 на 600м, глубина – 12 м. Копали 5 лет. Рядом построили судоремонтные мастерские.
В 1940 г. к России присоединились Прибалтийские республики, флот получил свои прежние передовые базы и это снизило интерес к базе «Ручьи» - строительство приостановилось. Недостроенная база была хорошо защищена с моря, а надежной защиты с суши не имела.
В первые дни войны 23 июня 1941 г. были замечены 2 вражеские подводные лодки и «Ручьи» попали в сферу боевых действий.
Трезво оценивая явно недостаточные возможности Таллина как главной базы, военный совет Балтийского флота уже в начале июля 1941 г. разработал план, согласно которому в случае непосредственной угрозы захвата противников Таллинна корабли и суда должны перебазироваться в Ручьи.
7 августа ситуация ухудшилась и база Балтфлота Таллин оказалась отрезанной немцами. Становилось ясно, что Таллин не удержать, и еще можно успеть наладить оборону во «Втором Кронштадте». Предложение о переводе штаба в «Ручьи» оставалось без ответа. Сталин забыл, что флот еще в Таллине, и только 28 августа флот смог выйти из Таллина. Время было упущено, в результате флот потерял 16 боевых кораблей и катеров, а также 36 транспортов и вспомогательных судов. Оборону «Второго Кронштадта» так и не смогли организовать, хотя при своевременном переводе штаба, здесь можно было окончательно закрепиться. Части Балтфлота и отступающие из Эстонии войска 8-й армии смогли удержаться только до конца августа.
Точных данных нет, о том, кто именно отдал приказ об уничтожении ВМБ «Ручьи». Объекты базы и ее городка взрывали в течение нескольких дней. Минерам пришлось изрядно поработать, объектов было много и сделаны они были на совесть. 31 августа на территории «Строительства - 200» вспыхнул пожар. Огонь довершил уничтожение того, что не уничтожила взрывчатка. Таким образом, крупный, современный город и мощная Военно-Морская База просуществовали менее 7 лет.
1 сентября ВМБ была расформирована. После освобождения Кингиссепского района в 1944 г. вновь была создана ВМБ – небольшая, где базировалось не более 20 судов.
Полуразрушенные здания и сооружения “Второго Кронштадта” еще долгое время стояли на берегу Лужской губы. Затем они были разобраны местными жителями для строительства домов и хоз. объектов.
Когда Прибалтийские республики вновь отошли от России, о базе опять вспомнили. В 1993 г. туда должны были прийти на отстой военные корабли. Но «Ручьи» их так и не дождались – работы были прекращены из-за отсутствия средств.
Во время войны немцы взорвали сооружения сухого дока, здесь сейчас расположился рыбколхоз, который имеет только одно судно. От «современного» города остались: 3-4 жилых 3-х-этажных, кирпичных дома, остальное население живет в деревянных домах.
Благодаря нормальному радиационному фону (измерили), красивому сосновому лесу и живописным перепадам высот, этот берег может стать красивейшим курортом, если вложить душу и деньги. Но местный люд говорит, что эти места уже куплены и здесь будет построен большой Морской Порт. Уже работает угольный порт и строится паромный порт. Поэтому логично предположить, что через несколько лет место дислокации Базы будет не доступно для посещения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...