Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иные формы детского поведения в качестве материала для наблюдения




Все, что касается защитных механизмов, в той или иной степени справедливо и для других форм детского поведения, действий, установок, которые подают наблюдателю "сигналы" о происходящих в глубине процессах. И здесь имеются навязанные причинами, имеющими анальное происхождение, исходные пункты, с которыми детские аналитики пытаются найти связь у поведенческих форм иного происхождения.

 

Фаллическая фаза является одной из самых плодотворных в этом отношении. Уже упоминавшиеся при разговоре о реактивных образованиях стыдливость и скромность соответствуют инверсии желания выделиться. Часто встречающееся у детей и мешающее нормальной школьной жизни навязчивое желание "косить под дурачка" теперь нам хорошо знакомо в качестве случая извращенного и искаженного стремления отличиться, выделиться, при котором показное фаллическое желание сдвинуто от позитивного к негативному. Утрирование мужского поведения с проявлением буйной агрессивности является сверхкомпенсацией и выдает кроющийся за ним страх кастрации. Дети, которые жалуются на пренебрежительное отношение со стороны учителей в школе и плохое обращение со стороны товарищей, в действительности пассивны и должны бороться с собственными пассивномазохистскими побуждениями. Важное значение в данном случае имеют и частые жалобы детей на скуку, которые чаще всего появляются вследствие подавления мастурбационных действий и фантазий.

 

Психическое состояние детей можно также охарактеризовать при наблюдении их во время соматического заболевания. Некоторые из них в таком состоянии проявляют ненасытное желание к повышенному вниманию, утешению, заботе, другие же, наоборот, замыкаются в себе от влияния внешнего мира, постоянно хотят спать, стремятся к уединению. Обе эти формы поведения соответствуют двум различным типам распределения либидо: первая — на объекты внешнего мира, вторая — на самого себя и собственное тело. Послушное отношение детей к врачу, диете и другим необходимым ограничениям свободы далеко не всегда является результатом благоразумия, как часто думают родители. Нормальный ребенок, который во время болезни неожиданно становится "послушным", вероятнее всего удовлетворяет таким образом свои регрессивные пассивные побуждения либо находится под впечатлением страха и чувства вины, которое каждое заболевание взимает в качестве заслуженного штрафа за запретные действия. Озабоченные собственным здоровьем дети-ипохондрики своим поведением вскрывают факт недостатка заботы со стороны матери или свое недоверие к ней по какой-либо причине, независимо от того, заслуживает она такого к себе отношения или нет.

 

Детские игры также представляют из себя полезный и эффективный источник для наблюдения. Рисование, создание поделок, игры на воде и на песке — все это в той или иной степени является сублимациями анальных и уретральных желаний. Сексуально любопытный ребенок разбирает игрушки. Железная мини-дорога, в зависимости от того, как в нее играет ребенок, характеризует целый ряд бессознательных фантазий: нескончаемая последовательность столкновений выдает, что играющий ребенок бессознательно озабочен загадкой родительских половых сношений, пристрастие к туннелям и подземным дорогам соответствует любопытству по отношению к внутренностям тела; тяжело груженные вагоны символизируют мысли о беременности; концентрация на исправном функционировании и большой скорости игрушки имеет корни в радости мальчиков по поводу функции пениса. Во время игры в футбол игроки имеют широкую возможность открыто проявлять свое тайное отношение к старшим товарищам. Исходя из предпочитаемой каждым футболистом позиции и его поведения на поле можно сделать вывод о его отношении к атаке, обороне, столкновению, успеху, поражению и, в конечном итоге, к мужественности. Конный спорт дает подобные возможности для наблюдения девочек. Склонных к аутоэротике привлекает только ритмичное раскачивание при верховой езде; если девочка проявляет усердие в кормлении, чистке и другом уходе за лошадью, то это указывает на идентификацию ею себя с ролью ухаживающей матери; наездница, которая чувствует себя единым целым с большим животным, воспринимает лошадь как часть собственного тела, демонстрирует тем самым неосознанно свою пенисовую зависть; о фаллическом тщеславии свидетельствует радость, которую доставляет абсолютное господство над лошадью.

 

Детские привычки питания являются следующим материалом для наблюдений. В данном случае специалисту не стоит ограничиваться лишь исследованием детской ненасытности или, напротив, отсутствия аппетита, которые являются следствием нарушения нормального функционирования органов пищеварения в оральной фазе. Дело в том, что каждое конкретное предпочтение или антипатия в этом смысле соответствует тому или иному скрытому стремлению из области оральной, анальной или агрессивной сексуальности. Отсюда следует, что различные привычки и сложности, возникающие с питанием, генетически обусловлены и своим возникновением или исчезновением дают наблюдателю (и диагносту) важные отправные пункты для определения, на какой из сменяющихся фаз развития фиксирован ребенок или на какой он в данный момент находится.

 

Еще одним объектом для наблюдения является отношение ребенка к одежде. Аналитически уже давно установлено, что желания самого тела могут распространиться на покров (одежду) и что проявляющееся желание одинаково относится к ним обоим. Вытесненное желание, кроме того, проявляется в пренебрежении или равнодушном отношении к одежде. Вытеснения кожной эротики отображаются здесь в виде сверхчувствительности к жестким или "царапающим" материалам. Зависть к пенису у девочек (негативное отношение к женскому телу) проявляется либо в антипатии к любым деталям одежды, традиционно считающейся женской (кружева, петли и т. п.), либо, наоборот, в непреодолимом желании носить дорогие и броские наряды.

 

Из этого следует, что любые формы поведения детей, в том числе и вне анализа — дома, в школе, в компании сверстников или взрослых — являются практически неисчерпаемыми источниками для наблюдения. Специалистам ясно, что каждое из названных разновидностей поведения генетически связано со специфическим инстинктивным побуждением, из которого оно исходит, и информирует таким образом о существовании занимающего центральное место в бессознательном латентного конфликта.

 

Однако детский аналитик не должен забывать, что результаты непосредственного наблюдения и выводы из них таят в себе некоторую опасность. Дело в том, что, хотя аналитик и в состоянии увидеть за сознательными проявлениями бессознательные импульсы, это еще не означает, что во время лечения он может добиться того же от маленького пациента. К сожалению, типичные эквиваленты между "Оно"- содержанием и "Я"- позицией не представляют из себя прочной основы для проведения толковательной работы в анализе. Причина заключается в том, что символическое толкование не учитывает меры "Я", предпринимаемые против отстраненных содержаний, в результате которых, вместо того чтобы постепенно и неуклонно уменьшаться, тревога и сопротивляемость пациента усиливаются.

 

Также для аналитика важно не быть обманутым кажущимся обилием новых результатов. Потому что вместе с проявляющимися симптомами поведения, уже очевидных для нас, продолжает существовать бесчисленное количество других, либо не имеющих определенного, либо пока неизвестного нам происхождения. А это значит" что, в основном, поведение детей остается для нас загадочным и все еще ожидает объяснения со стороны исследователей, в том числе аналитиков.

"Я" при непосредственном наблюдении

 

При изучении глубинных слоев психического аппарата практикующий аналитик имеет преимущество перед далеким от анализа наблюдателем, который вступает в свои права лишь с включением исследования "Я" в глубинную психологию. Основываясь на том факте, что большая часть "Я" и "Сверх-Я" является манифестной и сознательной, в качестве законных вспомогательных средств в научной работе аналитика были оставлены методы психологии сознания.

 

Дело в том, что вне анализа, в основном, возможно наблюдение лишь "бесконфликтной" сферы "Я" — аппаратов сознания, служащих для восприятия внутренних и внешних раздражителей. Несмотря на то, что основанные на этих аппаратах идентификации, ценности и "Сверх-Я"-образования находятся в конфликтной сфере и поэтому сами являются материалом для анализа, все же методами психологии сознания возможно оценить и измерить сами аппараты и процесс их созревания.

 

Для изучения "Я"- функции используются как аналитические, так и внеаналитические методы наблюдения. Освоение двух основных "Я" - функций — моторных функций и развития языка — может исследоваться непосредственным внешним наблюдением. Функция памяти таким способом может быть оценена лишь качественно, а ее зависимость или независимость от принципа удовольствия возможно определить только с помощью анализа. Узнать о том, успешная или неудачная наша реальная проверка, можно непосредственно по поведению ребенка. Поскольку синтетическая функция действует незаметно, то при отсутствии очень сильных нарушений отклонения в ее работе можно обнаружить лишь с помощью "микроскопической" техники анализа.

 

Сочетанием этих двух рабочих методов мы пользуемся также для изучения жизненно важных первичных и вторичных процессов. Знание того, что различие между этими двумя типами заключается в мыслительных процессах и что первые отвечают за образование образов и символов, а последние — за рациональное мышление, как нам известно, достижение исключительно аналитическое. Но, в качестве процессов опознанных и описанных, и те, и другие доступны для непосредственного наблюдения, особенно когда быстро сменяют друг друга, например у маленьких детей или подростков-беспризорников. В таких случаях вторичные процессы сохраняются, пока индивид находится в состоянии психического равновесия, когда же возрастают инстинктивные потребности (в сексуальном, агрессивном удовлетворении и др.), главенствующая роль переходит к первичным процессам. Узнать о переходе от одного способа функционирования к другому возможно благодаря очевидному изменению в поведении, доступному для наблюдения.

 

В конце стоит отметить, что в психоаналитической детской психологии имеется еще одна область, в которой многие аналитики предпочитают использовать методы непосредственного наблюдения, поскольку, как известно, аналитическая техника имеет свои ограничения в применении. В случаях с детьми это обусловлено результатами способов выражения, которыми пользуется пациент, и из-за границ перенесенного архаического материала, который не может использоваться для реконструкции ранее инфантильных переживаний у взрослых. Несмотря на все усилия терапевтического анализа продвинуться в изучении доязыкового периода развития и начала психической жизни младенца, многое из этой сферы остается неизвестным и непонятным. В данном случае решающую роль играет непосредственное наблюдение за матерью, маленьким ребенком и ранними взаимоотношениями между ними. Результаты наблюдения дополняют, проверяют и корректируют данные и гипотезы анализа.

 

В доказательство полезности метода непосредственного внеаналитического наблюдения следует напомнить, что имеющий тяжелые последствия страх отлучения от родителей у маленьких детей был обнаружен не методом реконструкции из взрослого анализа или с помощью техники детского анализа, а благодаря наблюдениям в различных учреждениях — детских домах, госпиталях и т. п. И все же ошибочно переоценивать методы психологии сознания, считая их более эффективными, чем методы аналитические. Убедительным аргументом в защиту последних является то, что доаналитические детские психологи были слепы в отношении фактов инфантильной сексуальности, либидоносных фаз развития и инфантильных комплексов, за исключением случаев, когда результаты их проявления были очевидны. Поэтому открыты они были лишь благодаря пристальному взору аналитика.

 

Лишь с помощью комбинации непосредственного наблюдения, лонгитюдинального исследования и детского анализа можно найти ответы на многие вопросы, стоящие перед психоаналитической детской психологией. Поэтому особое значение приобретают подробные детальные записи о процессах развития на ранней стадии, когда их можно сравнить с результатами анализа в более позднем детском возрасте. Важной основой для исследования проявляющегося в дальнейшем индивидуального характера является анализ маленьких детей. Подобные эксперименты взаимно дополняют друг друга и к тому же позволяют дать критическую оценку надежности и точности используемых при этом практических методик.

 

Глава вторая

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...