Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование состояния моторной сферы




1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений)

►3 года (пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу; перейти с бега на ходьбу и остановиться по сигналу; пройти по лежащей на полу доске; прыгнуть на длину с места; выполнить прыжки на месте на двух ногах; перешагнуть через палку, расположенную над полом на высоте 35 см; переложить предмет из одной руки в другую (перед собой, над головой, за спиной); бросить одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м; похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно); ►4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч); ►5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку); ►6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) Кинестетическая основа движений:

►3 года («Пальчики здороваются» упражнение для ведущей руки); ►4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке); ►5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук); ►6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой)

Кинетическая основа движений:

►3 года (поочерёдное сгибание и разгибание пальцев левой и правой рук); ►4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот); ►5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой); ►6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой)

Навыки работы с карандашом: ►3 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги); ►4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги); ►5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека); ►6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)

Манипуляции с предметами: ►3 года (умение застёгивать и расстегивать пуговицы); ►4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую); ►5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки); ►6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера)

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)

Выполнение упражнений: ►3 года (поднять брови вверх; нахмурить брови; прищурить глаза; зажмурить один глаз (поочередно); надуть щеки; втянуть щеки; наморщить нос; наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок); ►4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки); ►5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос); ►6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка)

Движения нижней челюсти: ►3 года (открыть и закрыть рот); ►4 года (открыть и закрыть рот); ►5 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево); ►6 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево)

движения губ: ►3 года («улыбка», «трубочка»); ► 4 года («улыбка», «трубочка»); ►5 лет («улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка»); ►6 лет («улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю) движения языка: ►3 года («лопата», «жало», «качели», «маятник»); ►4 года («лопата», «жало», «качели», «маятник»); ►5 лет («лопата», «жало», «лопата-жало», «качели», «маятник»); ►6 лет («лопата», «жало», «лопата-жало», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье»)

Движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть)

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (нормальные, толстые, тонкие; расщелина, шрамы, рубцы); зубы (нормальные, редкие, крупные, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие верхних или нижних резцов, диастема); челюсти (норма, прогения, прогнатия); прикус (открытый боковой, открытый передний: двусторонний, односторонний, глубокий, мелкий; нормальный); твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель); мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

Состояние звукопроизношения [1]

Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)

А-А-А! (плачет девочка) О-О-О! (рычит медведь) У-У-У! (гудит поезд)И-И-И! (ржет лошадь) УА! (плачет малыш) АУ! (кричат дети) МЯУ! (мяукает кошка) АВ! (лает собака) ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок) КО-КО-КО! (кудахчет курица) ГАТА-ГА! (кричат гуси)

Звук Изолированное произнесение В словах В словах Во фразах
В начале В середине В конце В стечении согласных
А              
О              
У              
Ы              
И              
Э              
К              
К`              
Г              
Г`              
Х              
Х`              
Й              
М              
М`              
П              
П`              
Б              
Б`              
Ф              
Ф`              
В              
В`              
Т              
Т`              
Д              
Д`              
Н              
Н`              
С              
С`              
З              
З`              
Ц              
Ш              
Ж              
Ч              
Щ              
Р              
Р`              
Л              
Л`              

Условные обозначения: ` мягкая пара

  р
+
˜

- правильное произношение - замена звука - смешение звука

В Е Л
_

- отсутствие звука - искажение звука (указать вид: вел.-велярное

... произношение звука «р»; м…з. – межзубный

сигматизм и т.д.).

Вывод: (фонетический строй сформирован достаточно (N); изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...