Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество наемной рабочей силы




ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Институциональное общество — С1900 по 1970 гг. — Общество наемной рабочей силы — Необходимость новой социальной и политической теории — Менеджмент: институциональный орган — Суть ответственности ~ От бизнес-общества к плюралистическому обществу — Почему бизнес-менеджмент должен быть в центре внимания — Бизнес-менеджмент как модель — История успеха бизнес- менеджмента — Возникновение менеджмента как главнейшее событие XX века

 

За последние пятьдесят лет общества развитых стран стали институциональными. Выполнение любой важной общественной задачи — независимо то того, относится она к экономической сфере, здравоохранению, образованию, защите окружающей среды или к разработке новой оборонной стратегии, — на сегодняшний день ложится на крупные организации, которые работают на постоянной основе и которыми управляют менеджеры. В итоге деятельность современного общества, да и само выживание каждого его члена, все сильнее зависит от эффективности работы организаций.

Всего семьдесят пять лет назад подобное общество казалось невозможным. В начале XX века ключевым действующим фактором и органом выполнения большинства общественных задач по-прежнему выступала семья. Институты были редкостью и, как правило, имели небольшие размеры. В 1900 году общество даже в самой институционализированной стране (т.е. в империалистической Германии) все еще напоминало прерии Канзаса. Существовала только одна реальная власть — центральное правительство. Оно загораживало подавляющую часть горизонта, причем не только из-за больших размеров, но и потому, что никакой альтернативы просто не существовало. Остальная часть общества была разбита на множество чрез - вычайно мелких, дробных структур — небольшие мастерские, небольшие школы, узкоспециальные профессиональные виды деятельности: фермер, столяр, лавочник и т.д. Так было в самом начале зарождения большого бизнеса, но только в самом начале. То, что в ту пору считалось бизнесом гигантских размеров, сейчас нас только бы рассмешило.

Огромным "спрутом", чрезвычайно пугавшим предков современных американцев, был концерн Standard Oil Trust, принадлежавший Рокфеллеру. По решению Верховного суда США в 1911 году он был разбит на четырнадцать отдельных частей. Но уже всего через тридцать лет, накануне вступления США во Вторую мировую войну, каждое из этих дочерних подразделений было как минимум в четыре раза больше, чем сам "спрут" до его раздела в 1911 году, — как по количеству наемных рабочих на предприятиях, так и по объемам капитала, продаж, да и во всех остальных аспектах. Однако среди этих четырнадцати предприятий только три были крупными нефтяными компаниями: Jersey Standard, Mobil, Standard of California. Остальные одиннадцать были сравнительно небольшими и не играли значимой роли в мировой экономике, а также имели весьма ограниченное влияние на экономику США.

И все же, хотя в последние семьдесят лет наблюдался невероятно быстрый рост бизнес-компаний, темпы роста других институтов были еще больше. Так, до 1914 года в мире не было ни одного университета, в котором училось бы больше 6000 студентов, и лишь немногие высшие учебные заведения могли похвастать численностью студентов свыше 5000. Сегодня университет, в котором учится 6000 студентов, считается очень маленьким, и некоторые специалисты ставят под сомнение долговременное выживание таких учебных заведений. Точно такую же ситуацию мы наблюдаем и в сфере здравоохранения. Если раньше больница была местом, куда заболевшие бедняки приходили доживать последние дни, то сегодня это гигантское научное учреждение, представляющее собой один из самых сложных институтов нашего общества. Профессиональные союзы, исследовательские институты и прочие организации тоже разрослись в наши дни до поистине гигантских размеров и стали невероятно сложными структурами.

В начале XX века граждане Цюриха своими силами возвели огромное здание городского совета, которое, как они были убеждены, должно было полностью удовлетворять потребности города в будущем. Консерваторы остро раскритиковали это архитектурное сооружение, назвав его излишне экстравагантным и вообще явным проявлением мании величия. С тех пор правительство Швейцарии росло намного меньшими темпами, чем в любой другой стране мира, и все же здание городского совета уже давно не может вместить все службы городской администрации Цюриха. Сегодня эфисы и учреждения мэрии занимают площадь, в десять раз превосходящую ту, которая семьдесят пять лет назад казалась поистине чрезмерной.

ОБЩЕСТВО НАЕМНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Сегодня в любой развитой стране типичный городской житель — это человек, работающий по найму. Он трудится в одном из институтов обще-ства, рассчитывая в результате получить средства к существованию. Он надеется, что институт откроет перед ним новые возможности. Он стремится с помощью института получить доступ к тому или иному статусу и к той или иной роли в обществе. Кроме того, институт для него —

место для самореализации, саморазвития и личных достижений.

В начале XX века если горожанин работал по найму, то, как правило, это был небольшой семейный бизнес. Муж с женой нанимали пару подсобных рабочих, либо это было семейное дело. Подавляющее большинство наемных рабочих, за исключением таких высоко индустриализированных стран, как Великобритания и Бельгия, работали в сельском хозяйстве.

Современное общество — это, несомненно, общество наемной рабочей силы. Если в начале XX века типичным был вопрос "Чем вы занимаетесь?", то сегодня спрашивают: "В какой компании вы работаете?"

В наши дни не существует ни политической, ни социальной теории институционального общества. Дело в том, что оно несовместимо с социально-политическими теориями, которые по-прежнему превалируют в нашем видении общества и в наших подходах к решению политических и социальных проблем. Мы до сих пор в этой сфере используем модели величайших мыслителей XVI и XVII веков: Бодена, Локка, Хьюма, Харрингтона. Их суть можно свести к следующему утверждению: в обществе существует только одна власть — центральное правительство, других очагов власти или автономных институтов в нем не существует. Наше существование давно вышло за рамки этой модели, но альтернативы у нас нет.

Пройдет еще очень много времени, прежде чем появится новая теория, удовлетворяющая требованиям новой реальности. Дело в том, что если мы хотим, чтобы новая теория базировалась не на пустых домыслах и расплывчатых фантазиях, то она должна основываться на реальных фактах и событиях. Теория систематизирует то, что нам уже известно, то, что уже достигнуто и сделано. С другой стороны, мы не можем сидеть сложа руки и просто ждать, пока появится такая теория. Нам необходимо действовать. Следовательно, нам нужно искать выход, основываясь на тех скудных знаниях и сведениях, которыми мы обладаем на сегодняшний день. А нам известно, что специфическим органом любой организации нового типа (будь то коммерческое предприятие, университет, больница, вооруженные силы, исследовательская лаборатория или правительственное учреждение) является менеджмент. Чтобы тот или иной институт работал, им необходимо управлять.

Сам термин "менеджмент" довольно сложен для понимания. Это слово — прежде всего, американское изобретение, и его довольно сложно перевести на любой иностранный язык, даже на британский английский. Оно обозначает как функцию, так и людей, ее выполняющих; оно обозначает как социальный статус, так и научную дисциплину и область исследования.

И даже в американском диалекте английского термин "менеджмент" не всегда является наиболее подходящим, поскольку в институтах, не относящихся к бизнес-сфере, понятия "менеджмент" или "менеджер", как правило, не используются. Университетами, больницами и правительственными учреждениями руководят администраторы. В вооруженных силах командуют командиры; в других институтах эту роль играют руководители или руководство.

Однако во всех этих институтах присутствует и функция менеджмента, и задачи менеджмента, и профессия менеджера. Менеджмент необходим всем организациям. Во всех упомянутых выше примерах менеджмент — это весьма влиятельный и активный орган.

По сути, сам по себе институт является фикцией. Это признанная реальность, но не социальная. Если тот или иной правительственный орган принимает определенное решение или указ, то мы знаем, что его приняли конкретные люди, которые будут отвечать за его выполнение, действуя от имени этого института и выступая его исполнительным органом. Когда мы говорим, что General Electric закрывает завод, всем понятно, что данное решение принимает не сама компания, и выполнять его будет не она сама, а группа менеджеров, работающих в ней.

Георг Сименс, который всего за десять лет, с 1870 по 1880 гг. (см. главу 49), превратил Deutsche Bank в лидирующий финансовый институт Европы, однажды сказал: "Банк без менеджмента — это мусор, который надо выкинуть". Без института нет менеджмента, а без менеджмента не может существовать ни один институт. Менеджмент — специфический компонент любого современного института. От успеха его деятельности зависит успех и само выживание института.

 

МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОФЕССИЯ

 

Мы знаем, что менеджмент независим от права собственности, служебного положения или властных полномочий. Это объективная функция, основанная на ответственности за работу. Менеджмент — это профессия, дисциплина, функция, задачи, которые необходимо выполнить. Следовательно, менеджеры — это люди, которые используют эту дисциплину на практике, которые выполняют функции и задания, связанные с менеджментом. В наши дни то, является ли менеджер совладельцем компании, в которой работает, или нет, совершенно не важно. Если это так, то это скорее случайность, чем закономерность. Основной функцией человека, совмещающего владение и управление организацией, и является несомненно работа менеджера. Можно сказать, что воплотился в жизнь конфуцианский идеал "профессионального менеджера", описанный Ейичи Шибусава на заре возникновения Японии (см. главу 2) в ее современном, привычном для нас виде. Главным открытием Шибусава было то, что, по его мнению, сутью должности менеджера является не богатство или карьерное положение, а ответственность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...