Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Излишек потребителя и производителя. Общественная выгода торговли.




Закон спроса и причины его действия. Функции спроса и способы выражения. Исключения из закона спроса.

Qd = f(P;Pc;Ps;I;N;O;B;E) – развёрнутая функция спроса.

P – цена данного товара.

Pc – цена товара комплиментариев (взаимодополняемые).

Ps – цена товаров субститутов (взаимозаменяемые).

I – доход покупателя. постоянны; неценовые

N – количество покупателей.

O – ожидание покупателей.

B – вкусы и предпочтения.

E – прочие факторы.

Qd=f(P) – прямая функция спроса – изменение объёма при изменении цены.

Pd=f(Q) – обратная функция спроса.

Между Pd и Qd существует обратная зависимость – закон спроса: При прочих равных условиях при увеличении цены товара уменьшается объём спроса, и наоборот.

Закон спроса имеет три способа выражения:

1) Табличный

2) Графический

3) Аналитический:

Qd=a-bP – прямая функция.

А,B- константы

b – наклон линии спроса, который показывает насколько изменится Q, при изменении P на одну единицу.

b=ΔQ/ΔP. a=Q при P=0.

P=a-Q/b – обратная функция.


Причины действия закона спроса:

1.Более низкие цены привлекают больше покупателей;

2. Эффект дохода – при увеличении цен снижается реальный доход покупателя и количество товара, которое может приобрести покупатель;

3. Эффект замещения – при увеличении цены покупатель замещает дорогие товары более дешёвыми;

4. Закон убывающей предельной полезности – чем большим количеством товара обладает покупатель, тем меньшую ценность имеет для него каждая последующая единица товара и тем меньше он готов платить за неё.

Исключения из закона спроса:

1. Цена – показатель качества;

2. Товары Гиффена – покупка более необходимого количества товара вне зависимости от возрастания цены занимает основную долю в структуре потребления беднейших слоёв населения;

3. Эффект/товары Веблена – высококачественные и дорогостоящие товары, которые определяют социальный статус покупателя;

4. Инфляционные ожидания – цена и спрос возрастают.


 

Неценовые факторы спроса и их влияние на кривую спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы определения рыночного спроса.

Неценовые факторы – это все факторы спроса кроме цены данного товара. Изменение неценовых факторов приводит к изменению всего спроса. Выражается в смещении линии спроса.

X и Y – взаимозаменяемые товары. Предположим, что цена товара X возрастает а объём спроса товара X уменьшается/товара Y возрастает. Если товары взаимозаменяемые, то изменение цены одного товара приводит к тому же изменению объёма спроса другого товара.

Если товары взаимодополняемые, то изменение цены одного товара и изменение объёма спроса разнонаправленные: увеличение цены товара X приводит к уменьшению объёмов спроса товаров X и Y.

Индивидуальный спрос – спрос отдельного потребителя.

Рыночный спрос – сумма индивидуальных спросов при каждой цене.


 

Предложение. Объём предложения. Линия предложения. Изменение предложения и изменение объёма предложения.

Предложение – готовность и желание продать определённое количество товара.

Объём предложения – максимальное количество товара, которое готов продать продавец по определённой цене в единицу времени.

Цена предложения/цена продавца – минимальная цена, по которой согласен продать продавец определённое количество товара.

Кривая предложения показывает количество предлагаемого товара при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными.

Линия предложения имеет положительный наклон и возрастающий характер.


 

Закон предложения и причины его действия. Функции предложения и способы выражения.

Qs=f(P;C;T;V;N;O;E) – прямая функция предложения.

P – цена данного товара

C – затраты/цены на ресурсы

T – налоги

V – дотации (субсидии) постоянные факторы

N – количество продавцов

O - ожидание

E – прочие факторы

Закон предложения – при прочих равных условиях при увеличении цены, объём предложения будет увеличиваться, и наоборот.

Причина: С ростом цены растут доходы продавцов-возрастает общая выручка продавца.

P=f(Qs) – обратная функция предложения

Закон предложения имеет три способа выражения:

1) Табличный;

2) Графический;

3) Аналитический:

Qs=c+dP

Qs=c при P=0

С – может быть положительной и отрицательной

d – наклон линии предложения – показывает насколько единиц изменяется объём при изменении цены на одну единицу.


 

Неценовые факторы предложения и их влияние на кривую предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Способы определения рыночного предложения.

Неценовые факторы – все факторы кроме цены данного товара.

Изменение неценовых факторов предложения ведёт к сдвигу кривой предложения.

Индивидуальное предложение – предложение одного продавца.

Рыночное предложение – сумма всех предложений всех продавцов.


 

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Графическое и математическое обоснование.

В конце XIX века английский экономист Маршалл доказал, что в формировании рыночной цены одновременно участвуют спрос и предложение. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Одни намереваются купить товар дешевле, а при той же цене – приобрести товар более качественный. Другие, руководствуясь своими интересами, рассчитывают дороже продать произведённую продукцию. Чаще всего покупатель и продавец достигают согласия. Ситуация, когда планы покупателей полностью совпадают с планами определённой группы продавцов, так что при данной величине предложения формируется соответствующий объём спроса, называется рыночным равновесием – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цен объём спроса равен объёму предложения.

Если Qd>Qs – избыток спроса (дефицит). Если Qd=Qs – равновесие. Если Qd<Qs – избыток предлож.(профицит). Избыток и дефицит означают что рынок несбалансирован и требуется восстановление рыночного равновесия:

1) Главным в подходе Вальраса является разница в объёме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2-Q1 при цене P1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене P2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. 2) Главным в подходе Маршалла является разность цен P1-P2. Маршалл исходил из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объёма предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше характеризуется моделью Вальраса, длительный – моделью Маршалла.


 

Излишек потребителя и производителя. Общественная выгода торговли.

Излишек потребителя – разница между максимальной ценой, которую уплатил бы потребитель за то количество товара, на которое он предъявляет спрос, и фактически уплаченной суммой.

Излишек производителя – это разница между рыночной ценой, которую получили производители за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы его продать.

 

Общественная выгода торговли равна сумме излишков потребителя и производителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...