Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дошкольное воспитание и обучение




До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой образования, которая охватывала около 70% детей до 7 лет.

В 1991 году существовали 8743 детских сада, более половины (4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.

На 1 января 2013 года в республике функционируют 8590 дошкольных организаций, их посещают 644,3 тыс. детей.

С учетом международного опыта (Германия, Япония и др.), а также с целью обеспечения большего охвата детей дошкольным воспитанием и обучением активно открываются мини-центры (мини-центры - 63,5%, детские сады - 36,4%).

Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями в развитии.

В республике осуществляется инклюзивное образование в 166 детских садах для 2375 детей, что составляет 14% от общего количества выявленных детей с ограниченными возможностями.

Кроме того, функционируют 39 специальных детских садов и 315 специальных групп в детских садах общего назначения для детей с ограниченными возможностями в развитии. Их контингент составляет в детских садах 4945 детей, в спецгруппах - 5879.

Для детей с ограниченными возможностями, не имеющими возможности посещать специальные дошкольные организации, предусмотрено оказание коррекционно-педагогической поддержки в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее - КППК).

В 129 действующих КПКК республики обслуживаются дети, в основном, дошкольного возраста. Из 43811 детей с ограниченными возможностями в развитии 15244 ребенка охвачены дошкольным воспитанием.

За три года с 2010-2014 годы число дошкольных организаций увеличилось более чем на 4 тыс. единицы (1211 детских садов и 2811 мини-центров) на 288,3 тыс. мест за счет строительства, открытия частных детских садов и других способов ввода, таких как возврат ранее приватизированных зданий детских садов, приспособление пустующих, открытие на 1-х этажах жилых комплексов.

Охват детей дошкольными организациями с 2010 года вырос на 16,5% и составил 71,5%.

Вместе с тем, остается актуальной проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении наблюдалась во всех регионах.

С 2010 года число ожидающих места в детских садах выросло на 34,9 тыс. детей и в настоящее время составляет 406,6 тыс. детей, из них 196,6 тыс. в возрасте от 3-6 лет зарегистрированы на получение места в дошкольной организации.

Демографические процессы в стране - один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики.

Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2013 года - рост рождаемости, в среднем, на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очерёдности на места в дошкольных организациях на 5-7% в год.

В 2013 году наибольшее число детей родилось в городе Астане (4978), Алматинской (11254) и Южно-Казахстанской областях (20448). Естественный прирост населения в целом по республике за этот же период составляет 2716 человек.

В связи с чем возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые могут препятствовать достижению цели.

При положительной динамике демографических процессов число населённых пунктов, в которых возникнет или возрастёт потребность в дошкольных организациях, увеличится.

Для снижения уровня риска при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций необходимо активизировать механизм размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и развитие государственно-частного партнёрства.

В целях обновления содержания дошкольного образования проведен анализ международного и лучшего отечественного опыта дошкольного образования.

Это позволило выявить следующие проблемы: несоответствие используемых методов и форм работы с детьми требованиям современности, где не всегда учитывались познавательные интересы детей, их любознательность и самостоятельность. Кроме того, выявлено отсутствие системности во внедрении технологий в дошкольном образовании. В связи с чем, содержание действующих программ и учебно-методических комплексов требует обновления согласно Государственному общеобязательному стандарту образования (далее - ГОСО).

С учетом значимости и актуальности развития дошкольного уровня в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) ведутся исследования по раннему развитию детей.

В настоящее время Министерством совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по развитию различных форм развития детей, в том числе раннего возраста:

1) расширение сети всех видов и типов дошкольных организаций;

2) обеспечение образовательными услугами родителей через расширение сети консультативных пунктов, создание телевещательных программ для родителей, обучающих сайтов, обеспечение семьям доступа к интернет-ресурсам;

3) программно-методическое обновление содержания системы дошкольного образования, в том числе по раннему развитию детей;

4) организация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по раннему развитию детей.

В Казахстане в настоящее время основополагающей ролью дошкольного образования при переходе на 12-летнее образование является создание условий для безболезненного перехода ребёнка-дошкольника из детского сада в начальную школу, т.е. преемственность и непрерывность образования детей дошкольного возраста.

Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным возрастом для подготовки к обучению в школе является период развития ребёнка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли - для детей от полугода до 3 лет, детские сады - от 3 до 6-7 лет.

Учитывая мировые тенденции и переход системы образования на 12-летнее обучение, необходимо обеспечить подготовку детей к обучению в школе с 3-х до 6 лет.

Для обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания в республике функционируют 1046 консультационных пунктов для родителей.

Послание Президента страны народу предусматривает воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, владеющего тремя языками (государственным, русским, как языком межнационального согласия и общения, иностранным языком).

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на казахском языке в 1867 (59,6%) детских садах и 3780 (69,2%) мини-центрах с общим контингентом 340,4 тысяч детей.

В 310 (9,9%) детских садах и 1682 (29,8%) мини-центрах воспитываются 92,1 тысяч детей на русском языке, в 948 (30,3%) детских садах - 211,5 тысяч детей на русском и казахском языках, 267 детей в 3 (0,1%) детских садах - на узбекском языке.

Возросший статус государственного языка способствует росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 93 тысяч детей русской и других национальностей.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров. По состоянию на 1 января 2013 года в дошкольных организациях республики трудятся 60422 педагога (12957 - педагоги мини-центров), в том числе молодых - 18387.

Образовательный уровень: 58% имеют высшее образование, при этом специальное дошкольное - 21,2%, среднее специальное - 37,9%, в том числе дошкольное - 53%.

Доля педагогов, в том числе заведующих дошкольными организациями, методистов, дефектологов, логопедов, психологов и др., прошедших курсы повышения квалификации, составила 26,1%.

Согласно Пошаговому плану ввода и открытия дошкольных организаций на 2014-2020 годы потребность в кадрах до 2020 года составит 25607 человек (воспитателей - 14952, психологов - 2724, других специалистов - 4894, руководителей - 3037), которая будет обеспечена за счет выпускников колледжей (8097 чел.) и вузов (37200 чел.).

Анализ обеспеченности действующих дошкольных организаций педагогами (с дошкольным образованием) показывает, что, в основном, педагоги имеют высшее педагогическое образование не по профилю. При этом, данные педагоги имеют стаж работы 5 лет и более.

В акционерном обществе «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (далее - АО «НЦПК «Өрлеу») до 2020 года планово будут охвачены краткосрочными курсами повышения квалификации 56795 педагогов дошкольных организаций.

В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8-9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.

Медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП).

С учетом изложенного можно выделить следующие сильные и слабые стороны.

Сильные стороны: реализация государственной программы позволит обеспечить полный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием. Размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности продолжит вовлечение частного сектора в образовательную среду. Значительно расширится инклюзивное образование в дошкольных организациях (с 5% до 15%). Кроме того, улучшится качество содержания дошкольного образования, в том числе и кадрового состава. Программа будет способствовать трудоустройству более 120 тысяч человек (2014 год - 17,8 тыс. чел., 2015 год - 14,8 тыс. чел., 2016 год - 15,2 тыс. чел., 2017 год - 11,8 тыс. чел., 2018 год - 13 тыс. чел., 2019 год - 18,2 тыс. чел., 2020 год - 37,9 тыс. чел.).

Слабые стороны: увеличение сети дошкольных организаций, в основном, за счет альтернативной сети (мини-центры, приспособление пустующих зданий под открытие дошкольных организаций, открытие дошкольных организаций на 1-х этажах жилых комплексов и т.д.), а не за счет строительства типовых детских садов.

Среднее образование

Среднее образование является базовым уровнем системы образования. Право на его бесплатное получение гарантируется Конституцией страны.

В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления содержания и методов обучения.

По состоянию на 1 июля 2010 года в республике функционируют 7576 государственных дневных общеобразовательных школ, подведомственных местным исполнительным органам (далее - МИО) и Министерству образования и науки Республики Казахстан (далее - МОН), в них обучаются около 2,5 млн. учащихся. Из общей численности школ 64,6% расположены в типовых зданиях, 35,4% - в приспособленных, 201 школа находится в аварийном состоянии. В 37,4% школ используют привозную воду. 70 школ занимаются в 3 смены, 1 школа - в 4 смены. Капитального ремонта требует 25,1% школ.

Оснащены кабинетами физики новой модификации лишь 41,7% основных и средних школ республики, кабинетами химии - 13,2%, кабинетами биологии - 16,3%, ЛМК - 46,7%.

Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Износ оборудования и инвентаря школьных столовых составляет 80%. 26,4% школ не имеют спортзалов. Отсутствует программа подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемыми государством.

Все это послужило причиной переноса сроков введения 12-летней модели среднего образования.

Характерной чертой казахстанской системы образования является наличие МКШ, которые составляют 56,5% от общего числа школ (в 2005 году - 52%). В том числе, в сельской местности - 68,6%.

Практически каждый четвертый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в МКШ.

Увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году - свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.

Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.

Не созданы адекватная законодательная база и система материального и морального стимулирования труда педагога и повышения его социального статуса.

Каждый пятый работающий учитель в возрасте от 50 лет и старше. Из общего количества педагогов стаж до 3-х лет имеют 13%. Ежегодное пополнение из числа молодых кадров составляет лишь 2,6%.

Наблюдается тендерная непропорциональность, феминизация профессии (81,3% учителей - женщины). Низкая зарплата (около 60% от средней по стране), непрестижность профессии педагога способствуют утечке высококвалифицированных кадров. Несмотря на то, что с 2000 года зарплата работников образования возросла на 400%, ее уровень остается одним из низких в стране.

Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения.

Однако эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских общественных организаций остается низкой. Утрачена система трудового воспитания и профессиональной ориентации в школах, недостаточно количество кружков художественного и музыкального творчества, спортивных секций в школах и внешкольных организациях. Слабо налажена деятельность детских и школьных общественных организаций. Охват детей дополнительным образованием по сравнению с другими странами (30-50%) составляет всего 21,5%. Охват обучающихся спортивными секциями составляет 20%.

Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...