Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования безопасности




Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

Кафедра промышленной экологии и безопасности

О.Н. Шабарова

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА

Методические указания

К лабораторной работе № 6

Кострома

КГТУ

УДК:

 

Шабарова О.Н., Исследование параметров микроклимата: методические указания к лабораторной работе/О.Н. Шабарова. − Кострома: Изд-во Костромского гос. технологического университета, 2011. − 31 с.

 

В методических указаниях содержатся краткие теоретические сведения об измерении параметров микроклимата и теплового облучения, приведены методики измерений.

Предназначены для студентов всех специальностей и факультетов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

Рецензенты: кафедра ПЭиБ КГТУ; канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой ПЭиБ КГТУ В.Б. Соколов, канд. техн. наук, доцент Т.Ю. Лустгартен, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и теплоэнергетики КГСХА С.Н. Румянцев.

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

 

© Костромской государственный технологический университет, 2011

Цель лабораторной работы: ознакомление с приборами по измерению параметров микроклимата и оценка комфортности микроклимата; ознакомление с приборами по измерению интенсивности теплового облучения и оценка эффективности тепловых завес и экранов.

Приборы и материалы: аспирационный психрометр, дистиллированная вода, кататермометр, термоанемометр «ТКА-СДВ», актинометр, радиометр неселективный «Аргус-03».

ВВЕДЕНИЕ

Одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности человека является обеспечение комфортных метеорологических условий в помещениях. Метеорологические параметры (температура, влажность, скорость движения воздуха) оказывают непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека, его работоспособность и определяют теплообмен человеческого организма с окружающей средой. Совокупность метеорологических условий внутренней среды помещений называется микроклиматом производственных помещений.

Микроклимат по степени влияния на тепловой баланс человека подразделяется на нейтральный, охлаждающий и нагревающий.

Нейтральный микроклимат при воздействии на человека в течение рабочей смены обеспечивает тепловой баланс организма.

Охлаждающий микроклимат — сочетание параметров, при котором суммарная теплоотдача в окружающую среду превышает величину теплопродукции организма. Это приводит к образованию общего и (или) локального дефицита тепла в теле человека. Охлаждающий микроклимат приводит к обострению язвенной болезни, радикулита, обусловливает возникновение заболеваний органов дыхания, сердечнососудистой системы.

При выраженном охлаждении растет число тромбоцитов и эритроцитов в крови, увеличивается содержание холестерина, вязкость крови, что повышает возможность тромбообразования. Охлаждение человека (как общее, так и локальное) приводит к изменению его двигательной реакции, нарушает координацию и способность выполнять точные операции, вызывает тормозные процессы в коре головного мозга, что может быть причиной возникновения различных форм травматизма. При локальном охлаждении кистей снижается точность выполнения рабочих операций. Работоспособность уменьшается на 1,5% при снижении температуры пальцев на каждый градус.

Нагревающий микроклимат — сочетание параметров, при котором имеет место изменение теплообмена человека с окружающей средой, проявляющееся в накоплении тепла в организме и (или) в увеличении доли потерь тепла испарением влаги. Воздействие нагревающего микроклимата также вызывает нарушение состояния здоровья, снижение работоспособности и производительности труда.

В горячих цехах промышленных предприятий большинство технологических процессов протекает при высоких температурах. Нагретые поверхности излучают в пространство потоки лучистой энергии, которые могут привести к отрицательным последствиям. Под влиянием теплового облучения в организме происходят биохимические сдвиги, уменьшается кислородная насыщенность крови, понижается венозное давление, замедляется кровоток, и, как следствие, наступает нарушение деятельности сердечнососудистой и нервной систем. Кроме того, тепловые излучения коротковолнового диапазона глубоко проникают в ткани и разогревают их, вызывая быструю утомляемость, понижение внимания, усиленное потовыделение, а при длительном облучении – тепловой удар. Длинноволновые лучи глубоко в ткани не проникают и поглощаются в основном в эпидермисе кожи. Они могут вызвать ожог кожи и глаз. Наиболее частым и тяжелым поражением глаз вследствие воздействия инфракрасных лучей является катаракта глаза.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Общие требования безопасности

1. К выполнению лабораторной работы допускаются студенты, прошедшие инструктаж по безопасности труда, изучившие методические указания и настоящие требования безопасности.

2. В лабораторной работе используются электрические приборы и устройства, питающиеся от сети напряжением 220 В (аспирационный психрометр, кондиционер, нагревательные элементы, термоанемометр «ТКА-СДВ» и радиометр неселективный «Аргус-03»). Опасными зонами являются места присоединения приборов к источнику электроэнергии, поврежденные электрические провода, спиральный нагревательный элемент для подогрева кататермометра, а также зона перемещения цепных завес.

3. При выполнении лабораторной работы следует соблюдать тишину, не отвлекаться, при обнаружении каких-либо неисправностей срочно приостановить работу и сообщить о случившемся преподавателю или заведующему лабораторией.

4. За нарушение требований безопасности студент может быть отстранен от выполнения лабораторной работы.

 

1.2. Требования безопасности перед началом работы

Перед началом работы следует убедиться в отсутствии посторонних предметов на лабораторном стенде, в исправности всех приборов и устройств путем внешнего осмотра и пробных пусков.

 

1.3. Требования безопасности во время работы

1. Готовить аспирационный психрометр к работе следует при выключенном электропитании. Запрещается брать психрометр влажными руками. При эксплуатации прибора следует соблюдать осторожность, так как психрометр содержит ртуть.

2. Запрещается разбирать зонд термоанемометра. Не допускается попадание капель влаги, воды в измерительную полость зонда термоанемометра.

3. При подготовке кататермометра к работе во избежание разрыва капилляра в верхней части не допускается его заполнение рабочей жидкостью более чем на одну четверть.

4. Изменять число цепных завес на установке по изучению тепловой радиации следует только при выключенном нагревательном элементе.

5. Запрещается прикасаться к спиральному нагревательному элементу подогрева кататермометра.

6. Внимание! Прикосновение к раскаленным нагревательным элементам опасно, возможно поражение электрическим током и ожоги!

7. Следует оберегать приборы от механических повреждений.

 

1.4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. Электрическое оборудование следует немедленно отключить от сети в следующих случаях:

- при попадании человека под действие электрического тока;

- при появлении дыма, огня или специфического запаха, возникающего при нагревании изоляции;

- при возникновении опасной ситуации на других лабораторных стендах.

2. При поражении человека электрическим током следует освободить пострадавшего от действия тока и в зависимости от его состояния оказать первую доврачебную помощь, вызвать скорую помощь по телефону 03. При небольшом по площади ожоге первой или второй степени следует наложить на место ранения стерильную марлевую повязку, смоченную спиртом, и направить пострадавшего в медицинский пункт.

3. При эвакуации соблюдать спокойствие, действовать быстро, но без паники.

 

1.5. Требования безопасности по окончании работы

1. Отключить все электроприборы от сети питания.

2. Привести в порядок рабочее место, известить преподавателя или заведующего лабораторией обо всех неисправностях, обнаруженных во время работы.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...