Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции спроса и предложения




Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма.
Функция спроса

Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, ибо именно она заставляет производство выпускать необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос, который, по сути дела, представляет собой денежное выражение потребностей.
Однако не всякая потребность может иметь денежное выражением и быть удовлетворенной рынком. Тем не менее важнейшие жизненные потребности людей в пище, одежде, обуви, бытовом обслуживании, и, конечно, медикаментах наилучшим образом, как показывает история развитых рыночных хозяйств, удовлетворяются через рынок благодаря спросу.
Функция предложения

Функция предложения заключается в общем виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке.
Изучение спроса связано с установлением фактического потребления лекарственных средств, выявлением закономерностей спроса с учетом динамики и целого комплекса факторов, влияющих на их потребление. Поэтому основной целью изучения конъюнктуры реализации лекарственных средств является установление, в какой мере конкретное состояние реализации их соответствует спросу, как будут изменяться эти показатели в ближайшем будущем и какие меры необходимо принять, чтобы добиться безотказного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения, и как все это влияет на показатели финансово-хозяйственной деятельности аптечных учреждений.
При изучении спроса различают реализованный (удовлетворенный), неудовлетворенный и формирующийся спрос.
Реализованный спрос - фактическая реализация лекарственных средств при достаточном и постоянном их наличии в аптечной сети.
Неудовлетворенный спрос представляет собой спрос на лекарственные средства, которые поступают в аптечную сеть в недостаточном количестве или неравномерно.
Итак, завоевание новых покупателей.
Если Вы хотите, чтобы Вас выбрали, чтобы с Вами работали, чтобы у Вас приобретали, то необходимо прежде всего, чтобы о Вас знали.
Есть масса способов достичь этого 1 реклама - в первую очередь. Модернизацией собственной деятельности, расширением ассортимента и установлением "обоюдно выгодных " цен - при всей их важности - не исчерпывается, а лишь начинается влияние аптек на фармацевтический рынок страны. Дело в том, что в России сложилась иная, чем на Западе, цепочка продвижения товара на рынок.

Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.

2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

§ ΔQ — изменение величины спроса;

§ ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Эластичность предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

§ ΔS — изменение величины предложения;

§ ΔP — изменение рыночной цены на товар;

 

В12

Формы организации предпринимательства различаются в зависимости от того, действует ли предприниматель индивидуально или в кооперации с другими предпринимателями; использует ли для бизнеса собственное имущество или привлекает имущество со стороны; использует только личный труд или привлекает наемную рабочую силу.

Производственно-хозяйственная единица, организованная в установленном действующим законодательством порядке для осуществления производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, называется предприятием. Предприятие рассматривается как фирма или компания, если к технической его стороне прибавляются юридические и финансовые признаки. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, специализирующихся на определенных видах деятельности, и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.

Простейшая форма ведения дела - индивидуальное предпринимательство. Гражданин России вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то есть как физическое лицо, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Существуют и другие способы предпринимательской деятельности без образования юридического лица: функционирование временных трудовых коллективов, создаваемых для выполнения определенного производственного задания; предпринимательство на основе договоров о совместной деятельности, в том числе с созданием полного товарищества; аренда имущества предприятия; управление имуществом предприятия на праве хозяйственного ведения; управление имуществом и иными объектами на основе трастовых (доверительных) отношений.

Юридическое лицо - это организация-носитель имущественных прав и обязанностей, выступающая в качестве самостоятельного субъекта права в роли как истца, так и ответчика, имеющая самостоятельный бюджет или смету. Имущество юридического лица обособляется от имущества его членов. Предпринимательская деятельность юридических лиц относится к коллективному предпринимательству. Хотя по закону учредителем может быть и один человек, В любом случае юридическое лицо действует на основании учредительных документов и считается созданным с момента его государственной регистрации.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации предусмотрены следующие организационно-правовые формы коллективного бизнеса: полное товарищество; товарищество на вере (коммандитное товарищество); общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество (может быть открытым и закрытым); производственный кооператив; государственные или муниципальные унитарные предприятия (могут быть двух типов: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения; унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления). Некоммерческие организации представлены потребительскими кооперативами, общественными и религиозными организациями, фондами, учреждениями. Юридические лица могут создавать по договору между собой объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Основные хозяйственные общества или товарищества могут иметь дочерние или зависимые хозяйственные общества.

Товарищество - это объединение лиц, лично, участвующих в делах фирмы, а общество - объединение капиталов, не требующих личного участия. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным с ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от его имени и несут солидарную (взаимную) ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации могут быть участниками только одного товарищества. Сделки совершаются с согласия всех участников. Прибыли и убытки распределяются пропорционально долям участников в уставном капитале. В случае смерти участника его наследник может вступить в полное товарищество с согласия других участников. Если остается один участник, полное товарищество может быть ликвидировано или преобразовано.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) является товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Граждане и коммерческие организации могут быть полными товарищами только в одном товариществе на вере.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Деятельность ООО регламентируется уставом и учредительным договором. Высшим органом является общее собрание участников. ООО вправе преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив. Ликвидировано общество может быть только с единогласного решения его участников. При выходе из общества участник может продать или другим образом уступить свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам или третьему лицу, если иное не оговорено ранее. Выход из общества свободный.

В отличие от ООО участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций: участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Более подробно об акционерных обществах речь пойдет в последующих лекциях.

Добровольное объединение граждан (не менее пяти) для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности на основе членства, личного трудового или иного участия, объединения имущественных паевых взносов признается производственным кооперативом (артелью). Каждый член кооператива, независимо от размера внесенного пая, имеет в управлении предприятием один голос. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива, которое простым голосованием избирает исполнительные органы - правление, утверждает учредительный документ - Устав, решает другие вопросы, отнесенные к исключительной его компетенции. Производственный кооператив может быть ликвидирован или преобразован в хозяйственное товарищество или общество по единогласному решению его членов.

Государственные и муниципальные предприятия действуют в форме унитарных предприятий. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Таким образом, государственное предприятие признается коммерческой организацией и, будучи составной частью рыночного, рискового пространства, может в определенной степени рассматриваться в качестве предпринимательской структуры. Если в государственных предприятиях государству обычно принадлежит весь капитал, то в смешанных, государственно-частных предприятиях государство в лице какого-либо органа может владеть более 50% акций и контролировать их деятельность. Смешанные предприятия управляются как акционерные общества.

Особой формой предпринимательства являются совместные предприятия (с участием иностранного капитала). СП могут иметь любую организационно-правовую форму. Наиболее распространена акционерная.

Последовательная экономическая реформа не может состояться без привлечения зарубежных капиталовложений в любой форме, в том числе в форме открытия фирм со 100% участием иностранного капитала. Однако случаи создания таких предприятий носят единичный характер в силу целого ряда причин (сложность процедуры учреждения, неблагоприятная экономическая и политическая среда). Для привлечения иностранного капитала по примеру Запада в России с 1994 года существуют две оффшорные зоны - в Ингушетии и Калмыкии; используются свободные экономические зоны. Оффшорные зоны представляют собой государства или территории, предоставляющие льготные (налоговые, таможенные и др.) условия регистрации и функционирования юридических лиц. Зона свободного предпринимательства - это своеобразные анклавы на территории национальных государств, где не действуют многие общенациональные законы и правила, регулирующие экономическую жизнь. Существуют несколько видов СЭЗ: зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны; производственные зоны; свободные порты; свободные банковские зоны.

В мировой практике сложились три основных типа фирм, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Российские фирмы также можно отнести к тому или иному типу. Компания с одним владельцем (единоличное предприятие) имеет целый ряд преимуществ, присущих маленьким фирмам. Во-первых, достаточно просто открыть и закрыть дело; во-вторых, вся прибыль сосредоточивается в одних руках, а доход от такой формы предпринимательства облагается лишь индивидуальным подоходным налогом; в-третьих, владелец предприятия обладает полной свободой и оперативностью в принятии решений. Недостатки единоличных фирм усматриваются в том, что, во-первых, владелец компании несет полную финансовую ответственность по обязательствам, поэтому банкротство компании означает полное банкротство ее владельца; во-вторых, финансовые средства ограничены личными активами владельца; наконец, один человек не способен обеспечить профессионализм на всех направлениях управленческой деятельности.

Преимущества партнерств выражаются в том, что они так же, как и единоличные предприятия, легко организуемы, но при этом ресурсные и предпринимательские возможности возрастают, возникает возможность управленческой специализации совладельцев. К числу недостатков относятся: возможное расхождение в понимании партнерами цели деятельности фирмы и средств их достижения; каждый из партнеров отвечает не только за свои действия, но и за последствия деятельности других партнеров; выбытие партнеров из состава учредителей (смерть или уход по другим причинам) нарушает бизнес или приводит к его ликвидации; могут также возникнуть разногласия в определении доли каждого из партнеров в доходе или убытках фирмы, при разделе имущества.

Основной формой организации крупных фирм сегодня является корпорация. Как правило, это открытое акционерное общество. Поскольку акции свободно продаются и покупаются, корпорация представляет собой самостоятельную экономическую систему, во многом независимую от ее владельцев и управляемую высокопрофессиональными специалистами, что обеспечивает, наряду с большими финансовыми и биржевыми возможностями, ее стабильность и эффективность. Значительным преимуществом перед двумя другими типами фирм служит ограниченная личным вкладом в дело ответственность акционеров корпорации. Однако и эта форма не лишена недостатков. Основными из них являются: высокие затраты и трудности при организации и прекращении ее деятельности; может иметь место разнонаправленность интересов работающих на перспективу менеджеров и владельцев акций, желающих уже сегодня получать большие дивиденды. Большинство акционеров не имеют возможности в полной мере реализовать право собственности, так как функции собственности и контроля в корпорации разведены. Минусом корпорации является двойное налогообложение той части дохода, которая выплачивается в виде дивидендов, а также большая возможность злоупотреблений. У любого крупного бизнеса есть ограничение - предел управляемости.

Базой для развития крупного бизнеса служит объединение предприятий. Известны следующие формы объединения предпринимателей: картель, синдикат, трест, консорциум, холдинг-компания, конгломерат.

Картель - заключенное (в письменной или устной форме) соглашение между предприятиями, производящими однотипную продукцию, с целью установить контроль над рынком определенного товара. Участники картеля сохраняют юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. Во многих странах картели запрещены законом.

Синдикат - объединение предприятий одной отрасли по совместному сбыту продукции с сохранением юридической и производственной самостоятельности. Деятельность синдикатов ограничивается антимонопольным законодательством.

Трест - объединение предприятий одной или нескольких отраслей с утратой предприятиями производственной и коммерческой самостоятельности. Владельцы предприятий являются акционерами треста. Устанавливается централизованное управление. Такие объединения часто возглавляются одной или несколькими холдинг-компаниями.

Консорциум представляет собой временный союз юридически и хозяйственно независимых структур. Он создается для совместного осуществления дорогостоящих проектов, финансирования крупных мероприятий, реализации целевых научно-технических программ, экологических программ и прочее. После реализации проекта консорциум прекращает свою деятельность.

Конгломерат - многоотраслевой комплекс предприятий и организаций, структурные звенья которого не имеют между собой функциональных связей. Управление конгломератом разрабатывает только стратегию развития и распределяет финансовые ресурсы. Конгломераты, как правило, образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности. Это неустойчивая форма предпринимательской деятельности. Большая часть конгломератов распадается, другие превращаются в концерны — диверсифицированные (многоотраслевые) корпорации. Диверсификация — это проникновение данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности.

Акционерная (корпоративная) собственность лежит в основе не только многих предпринимательских фирм, но и предпринимательских групп. Холдинг-компания - это финансово-промышленная группа (ФПГ), владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и фирм. В мировой практике выделяют два основных типа ФПГ: взаимоблокирующиеся группировки и холдингово-пирамидные группы. Первые базируются на обладании крупными пакетами акций компаний, связанных производственной, коммерческой, финансовой, инвестиционной, благотворительной и другими видами деятельности. Предприниматели, совместно владеющие акциями, блокируются вокруг крупного банка, который, не являясь координирующим центром, выступает гарантом взаимных трастовых отношений. Холдингово-пирамидные группы базируют свою деятельность на обязательном владении контрольными пакетами акций. "Держит", контролирует и управляет развитием контрольных пакетов акций других компаний холдинг-дерлсательная компания. Этот процесс осуществляется через систему участий. Холдинг является головной компанией группы, так называемой "материнской компанией" Он владеет контрольными пакетами акций "дочерних компаний", которые, в свою очередь, владеют контрольными пакетами акций компаний-"внучек" и т.д.

Основными формами объединений фирм в современном мире являются концерны и холдинги, в том числе международные.

В смешанной экономике процесс концентрации производства и капитала успешно сочетается с развитием малого бизнеса. Малые предприятия имеют достаточно широкое распространение в рыночной экономике, обладают большой приспосабливаемостью, обеспечивают самозанятость и прирост рабочих мест. В большинстве стран мира, в том числе и в России, развитие малого бизнеса поощряется и стимулируется государством. Если российское предприятие подпадает под определение малого предприятия, на него распространяются определенные льготы и преимущества, прежде всего в области налогообложения, кредитования и бухгалтерского учета. В современном правовом регулировании нет устоявшегося понятия "малое предприятие". В законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства" оговорены три условия, при наличии которых предприятие считается малым: доля участия в уставном капитале субъектов РФ, общественных, религиозных организаций, различных фондов не должна превышать 25%; средняя численность работников предприятия не должна превышать в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в сельском хозяйстве - 60 человек, оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В13

Фирма

Главным объектом исследования в макроэкономическом анализе выступает фирма, поскольку в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности людей. Термины «фирма» и «предприятие» тождественны, однако особенность заключается в том, что фирма может состоять из нескольких предприятий. В этой связи можно дать следующее определение: фирма - это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью поучения прибыли. Достижение этой цели возможно посредством реализации набора целевых установок тактического и стратегического характера.

  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
  • изменение структуры капитала.

В рыночной экономике фирмы образуют сектор коммерческих организаций, или предпринимательский сектор. Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на их риск и под имущественную ответственность. Поэтому предпринимательской можно считать лишь ту хозяйственную деятельность, которая связана с инициативой, риском, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активностью. Таким образом, все перечисленные характеристики – признаки предпринимательства.

В14

Предпринимательский капитал. Источники его формирования

 

Уставный капитал.

 

Уставный капитал — основной источник формирования собственных средств предприятия, необходимых ему для выполнения уставных обязательств(6).

Под капиталом организации понимают совокупную величину вложений учредителей и прибыли, накопленной организацией. Ни одна экономическая категория не подвергалась такому глубокому анализу и исследованию, как капитал. Он возникает в контексте не только экономических, но и юридических отношений, связанных с функционированием общества в конкретной социально-экономической среде. Капитал организации — сложная величина, включающая ряд составляющих. Их можно разделить на две основные группы: фонды, предоставленные учредителями, и резервы, накопленные организацией в процессе деятельности. Наличие простых материальных ресурсов само по себе не означает автоматического появления капитала в его экономическом смысле. Необходимо, чтобы существовала целая система, в которой капитал может формироваться, преобразовываться, переходить из одного вида в другой.

Уставный капитал является отправной точкой, с которой начина­ется практическая деятельность любого экономического субъекта.

С точки зрения бухгалтерского учета, уставный капитал — это стоимостная оценка акций (для акционерных обществ) или иных форм вкладов учредителей организации.

В соответствии с п. 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34, в бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складоч­ного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Таким образом, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия для характеристики капитала, вносимого учредителями или участниками, уставным капиталом является:

для акционерных обществ — номинальная стоимость всех вы­
пущенных акций;

для общества с ограниченной ответственностью - сумма всех
долей собственников;

для государственных предприятий — стоимость имущества, зак­репленного за экономическим субъектом на правах полного хозяйственного ведения.

 

Основной капитал.

 

Основной капитал и его роль в производстве.

Любой хозяйствующий субъект, осуществляя производственную деятельность, использует ограниченные экономические ресурсы, которые подразделяются на природные, материальные, трудовые, финансовые и предпринимательство (как особый ресурс). В экономике вместо термина «экономические ресурсы» используется термин «факторы производства». Капитал является одним из факторов производства. Внешне капитал представлен в конкретных формах: средства труда (производительный капитал), деньги (денежный), товар (товарный).

Все авансированные в деятельность хозяйствующего субъекта средства можно назвать капиталом. Часть производительного капитала, вложенная в основные средства (здания, сооружения, оборудование и т.д.), носит название основного капитала. Другая часть производительного капитала, авансированная в оборотные фонды, представляет собой оборотный капитал.

Определяющей составляющей всей производственно-хояйственной деятельности предприятия (фирмы) является основной капитал (основные фонды (средства)).

Основной капитал (фонды) — это стоимостное выражение средств труда. Определяющим признаком основ­ных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт — постепенно, в течение ряда кругооборотов (производственных циклов), частями по мере износа. Таким образом, единовременно авансированная стоимость в уставный капитал (фонд) в части основного капитала совершает постоянный оборот, переходя из денежной в производительную, товарную и снова в денежную форму. В этом состоит экономическое содержание основных фондов.

Основные производственные фонды участвуют во многих производственных циклах, сохраняют свою натурально-вещественную форму до конца эксплуатации, переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт по частям по мере износа, возмещаются вначале в денежной форме, потом в натуральной форме.

Закон воспроизводства основного капитала заключается в том, что в условиях нормального экономического развития его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность постоян­ного технического обновления основных средств.

При простом воспроизводстве за счет средств амортизации формируется новая система орудий труда, равная по стоимости изношенным.

При расширенном воспроизводстве требуются новые вложения средств, которые привлекаются из прибыли, взносов учредителей, эмиссии ценных бумаг, кредитов и др.

Хозяйствующие субъекты наряду с основными производственными фондами используют основные непроизводственные фонды. Основные непроизводственные фонды находятся на балансе предприятия (фирмы), но не воспроизводят свою стоимость, она утрачивается. Их содержание и развитие за счет прибыли.

Переход к рыночной системе хозяйствования невозможен без решения вопроса повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке. Технический уровень, качество, надежность, долговечность продукции зависят от качественного состояния техники и эффективного ее использования, что определяет эффективность производства.

 

В15

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...