Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Общие проблемы экономики.




СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. И. И. МЕЧНИКОВА

 

Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права

 

Селезнев В.Д

 

 

Конспект лекций для студентов

 

лечебного факультета факультета

 

 

Экономика

Часть 1 (темы 1-3)

 

 

Санкт-Петербург

2011г.

УДК 33. (075. 8) (06)

 

Селезнев В.Д. Конспект лекций по экономике. Предназначен для студентов лечебного факультета

 

Учебное пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

    Часть 1.      
  Тема 1. Общие проблемы экономики.      
    Тема 2.Основы рыночного хозяйства.   Тема.3 Спрос и поведение потребителей.   Часть 2      
    Тема 4. Фирма в рыночной экономике.   Тема 5. Экономическая деятельность медицинской организации   Тема 6. Рынки факторов производства   Часть 3        
    Тема 7. Макроэкономика: основные понятия и проблемы   Тема 8. Денежно-кредитная система.      
    Тема.9 Государственное регулирование экономики.      
    Тема 10Мировое хозяйство и экономический Рост.        
           
           

Введение

 

Термин «экономика» ввел в оборот выдающийся греческий философ Аристотель. Этот термин происходит от слов «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон, норма), что в буквальном переводе означает «законы хозяйства». Сегодня термин экономика имеет два значения. Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения является понятие «хозяйство». Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

Как наука экономическая теория сложилась в ХУ11 – ХУ111 веках под названием политическая экономия. В центре внимания этой науки был вопрос, что такое богатство народа и каковы источники этого богатства. Первым экономическим учением стал меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Представители этой школы считали, что богатство – это деньги, а увеличение богатства – это увеличение суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли. Богатство создается и преумножается в сфере движения товаров, денежных операций.

Постепенно научный интерес перемещается из сферы обращения в сферу производства, и следующей теоретической школой, возникшей в XYIII в., стало учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого – «власть природы»), которые создали целостную систему взглядов на экономическую структуру общества, исходя из примата земледелия как основы жизни общества.

Во второй половине XYIII в. происходит становление классической политической экономии. Особая роль принадлежит здесь Адаму Смиту, который в 1776 г. издал сочинение «Исследование о природе и причинах богатства народов». А.Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес и что процветание общества возможно только на путях индивидуального благополучия. Человек, стремясь к удовлетворению частного интереса, "невидимой рукой" направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов. Он выступал за свободное развитие рыночных механизмов.

В XIX веке в рамках классической политической экономии сложились два направления. Основоположниками одного явились Ж. Б. Сэй (1767 – 1832 гг.), Т. Р. Мальтус (1766 – 1834 гг.), Д. С. Миль (1806 – 1873 гг.). Они отрицали эксплуатацию одного класса другим, рассматривали получаемый доход как результат взаимодействия трех факторов производства: земли, труда и капитала. Другое направление развивал К. Маркс. В марксистской концепции продолжено исследование трудовой теории стоимости. Для К. Маркса главным являлся вопрос производства и присвоения прибавочной стоимости, которая выражает отношения эксплуатации капиталистами рабочего класса.

Во второй половине XIX века была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, или маржинализма. Теория маржинализма – это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта.

В начале ХХ века возникло новое направление – неоклассическое. Его основоположник Альфред Маршалл ввел в оборот вместо термина «политическая экономия» термин «экономикс». Неоклассики, исповедуя принцип невмешательства в экономику, полагают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономическую жизнь.

В 30-е гг. ХХ в. возникло направление, связанное с именем английского экономиста Джона Кейнса. Д. Кейнс в 1936 г. опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой были изложены идеи активного вмешательства государства в экономические процессы, заложены основы современной макроэкономики.

В это же время начинает развиваться институциональное направление, сторонники которого рассматривают экономику как систему отношений между хозяйствующими агентами, складывающуюся под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Объектами их исследований являются «институты», к которым относятся как корпорации и профсоюзы, так и различного рода правовые, морально-этические и психологические явления.

К концу ХХ века произошло определенное сближение трех основных направлений (неоклассическое, кейнсианство, институционализм) в современной экономической науке, что нашло отражение и в изменении их названий: кейнсианство перешло в неокейнсианство, институционализм – в неоинституционализм, сложился неолиберализм – как среднее между неоклассическим направлением и кейнсианским.

Объектом изучения экономической науки является экономика как особая сфера жизнедеятельности людей. Особенности этой сферы, ее содержание и элементы определяют границы экономической науки в целом и экономической теории как ее основной части. Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к общественным (социальным) наукам.

Существует разветвленная система наук, изучающих экономическую жизнь общества. Это наука об общих законах экономического развития (общая экономическая теория), отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства, экономика здравоохранения и т.д.), функциональные науки (маркетинг, финансы и кредит и т.д.), история экономики страны, история экономической мысли.

Общая экономическая теория занимает центральное место в этой системе. Общая экономическая теория – это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства различных благ и распределения их среди людей. Это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Предмет этой науки – исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов. Суть рационального экономического поведения – минимизация затрат и максимизация выгоды.

Микроэкономик а – раздел экономической теории, изучающий поведение и выборы, совершаемые малыми экономическими единицами (индивид, семья, фирма). Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий крупномасштабные явления на уровне всей страны, рассматривающий совокупные показатели доходов, занятости, динамики цен.

Наиболее характерные функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Цель последней – формулировка экономических проблем и определение путей их решения; в этом качестве экономическая наука выступает теоретической основой экономической политики.

Метод – это путь, способ, орудие теоретического исследования предмета, отраженного в системе категорий и законов. Важнейший метод – метод научной абстракции. Он состоит в очищении объекта от случайного, временного, второстепенного и определении постоянных, характерных черт. С помощью этого метода строятся экономические модели. Также используются методы индукции и дедукции. Применяется принцип «при прочих равных условиях».

В процессе экономического моделирования происходит формулировка экономических законов как категорий, отражающих наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.

Принято различать позитивный и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, т. е. что есть, что было или что может быть. Спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, как должно быть. Здесь выносятся оценки: справедливо или несправедливо, плохо или хорошо. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность.

Роль экономической науки в современном мире постоянно возрастает. Это, в частности, нашло отражение в том, что с 1968 года присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в этой области. Изучение экономики студентами медицинских вузов призвано помочь им повысить уровень своей общей культуры, показать им, как можно применять экономические идеи для анализа социальных, политических и экономических проблем. К тому же известная экономизация здравоохранения, широкое использование медицинского страхования, формирование сложной системы экономических отношений в системе охраны здоровья населения обуславливают новые специфические требования к профессиональной подготовке специалистов здравоохранения.

 

Тема 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ.

1. Потребности, экономические ресурсы и их виды

2. Основные характеристика производства

3. Собственность как основа экономической системы

4. Типы экономических систем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...