Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Макроэкономическое равновесие и изменения в реальном объеме производства и уровне цен. Эффект храповика




Равновесный уровень цен и равновесный объем производства предполагают равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Это равенство в графическом выражении иллюстрируется точкой пересечения кривых AD и AS, которая отражает равновесный уровень цен и равновесный реальных объем национального производства.

Предположим, в экономике произошло увеличение совокупного спроса. Возможны три варианта пересечения кривых AD и AS в зависимости от рассматриваемого участка кривой совокупного предложения:

Если кривая совокупного спроса AD смещается на горизонтальном (кейнсианском) отрезке кривой AS, то изменяется только реальный объем ВНП, а уровень цен остается прежним (см. рис. 3).

Как видно на графике, при росте совокупного спроса от AD0 до AD1 равновесие сдвигается из точки E0 в точку E1. В этом случае существенно увеличивается объем производства (с Y0 до Y1), а цены остаются на прежнем уровне.

Таким образом, вовлечение дополнительных факторов производства на кейнсианском отрезке не вызывает какого-либо роста цен.

Если кривая совокупного спроса AD смещается на восходящем (промежуточном) отрезке кривой AS, то происходит изменение и номинального, и реального ВНП (см. рис. 4).

Как видно на графике, и объем производства, и занятость возрастают, но в меньшей степени, чем на кейнсианском отрезке, причем наблюдается общее повышение цен.

Если кривая совокупного спроса AD смещается на вертикальном (классическом) отрезке кривой AS, то это сопровождается только увеличением цен, а реальный ВНП остается неизменным (см. рис. 5).

Как видно на графике, в условиях вовлечения всех факторов производства при росте совокупного спроса не происходит увеличение объемов производства и численности занятых. Здесь производство достигает своего потенциального уровня (Y*), но это сопровождается резким повышением цен.

Таким образом, анализ показывает, что увеличение совокупного спроса приводит к росту цен (при сдвиге кривой AD на промежуточном и вертикальном отрезках кривой AS).

Предположим, в экономике произошло уменьшение совокупного спроса. В такой ситуации логично предположить, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся. Однако в случае с уменьшением совокупного спроса считается, что действует эффект храповика, который осложняет ситуацию.

Вообще, храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад. В экономике в модели AD - AS эффект храповика основывается на том, что цены легко повышаются, но потом с трудом понижаются. Действию эффекта храпового механизма можно дать наглядную графическую интерпретацию (см. рис. 6).

При первоначальном совокупном спросе AD0 точке равновесия E0 соответствует объем производства Y* и уровень цен P0.

При уменьшении совокупного спроса до уровня AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку E1, которой соответствует объем производства Y1 и уровень цен P1. Однако в реальной экономике этого не происходит, так как уровень цен, как правило, не снижается.

Новая равновесная ситуация устанавливается в точке E2. Цена остается на прежнем уровне (P0), а объем производства падает до уровня Y2, т.е. больше, чем при установлении равновесия по традиционной схеме. В итоге линия совокупного предложения поднимается вверх и устанавливается на уровне P0 E2 E0.

Эффект храповика объясняется тем, что цены как на потребительские товары, так и на ресурсы становятся негибкими, не проявляют тенденции к снижению. Сказывается также инертность затрат на производство продукции. Предприниматели заключают договоры на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, которые они не могут изменить произвольно в сторону уменьшения. В результате даже при снижении совокупного спроса они вынуждены предлагать свою продукцию по тем ценам, которые установились первоначально, сокращая объем производства.

Рассмотрим теперь ситуации, когда изменяется совокупное предложение, а совокупный спрос остается неизменным.

Предположим, в экономике в результате действия неценовых факторов совокупного предложения оно уменьшилось. Например, из-за резкого повышения мировых цен на нефть могли значительно увеличиться затраты на производство и распределение товаров в национальной экономике. Графически это будет отражено сдвигом кривой совокупного предложения влево (см. рис. 7).

При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения влево от AS0 до AS1 будет способствовать росту цен от P0 до P1, а реальный объем национального производства при этом сократится с Y0 до Y1 (инфляция, вызванная ростом издержек производства).

Предположим, в экономике в результате действия неценовых факторов произошло увеличение совокупного предложения. Например, увеличилась производительность труда, не повлекшая повышения заработной платы, или понизились налоги с предприятий (налоги рассматриваются бизнесом как издержки). Графически это будет отражено сдвигом кривой совокупного предложения вправо (см.рис.7).

При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения вправо от AS0 до AS2 будет способствовать росту реального объема национального производства с Y0 до Y2 и – при неэластичности цен и заработной платы в сторону понижения – одновременному снижению уровня цен от P0 до P2. Это свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.

Центральная проблема макроэкономики – обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос (AD) был бы равен совокупному пред­ложению (AS). В реальности равенство объемов производства, совокупного предложения и совокупного спроса недостижимо, поэтому на практике стремятся к оптимальному (минимальному) неравенству, а не к идеальному состоянию их абсолютного равенства (бесконечное решение извечной задачи «квадратуры круга», т.е. постоянные усилия общества по сближению величин совокупного спроса и совокупного предложения).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...