Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы приватизации в РБ.

Виды собственности

Формы собственности:

Личной, частной (единоличная, партнерская, корпоративная), коллективной, государственной, смешанной

В РБ: общенародную – в виде природных богатств общенародного пользования, обладающей общей и равной доступностью для всех членов общества. Государственную. коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;

коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, преданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом. общую – в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащим двум или нескольким лицам, членам ассоциированной группы, используемых ими по своему усмотрению при соблюдении общих установленных законом правил и ограничений. индивидуальную, представляющего имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму.

 

Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности государства или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц (в частную собственность).

Национализация - переход средств производства, банков и отраслей экономики из частной собственности в собственность государства.

Разгосударствление экономики - уменьшение функций государства в управлении экономическими объектами при одновременной приватизации части государственной собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям, развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей горизонтальными.

Разгосударствление проводится с целью преодоления монополии государства, создания и развития конкурентных рыночных отношений.

Разгосударствление включает в себя следующие основные направления: сокращение доли госсектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий; уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет; коммерциализацию государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности; ликвидацию государственной монополии внешней торговли; переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию рынков труда, товаров и капиталов.

Приват-ия – процесс приобретения у гос-ва предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации гос-во утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы—право непосредственного управления ими.

Принципы приватизации в РБ.

приоритет платных форм.

1) Право каждого гражданина РБ на безвозмездного получения части гос-го имущества

2) Предоставление льгот субъектам приватизации

3) Гибкое сочетание форм приватизации

4) Широкая гласность при проведении приватизации

Контроль за ходом приватизации со стороны гос-ва и общественных организаций. в ходе реформирования собственности в нашей стране след. виды собств.: 1) государственная(гос. предприятия) 2)частная(как индивидуальная, т.е. собств. отдельного человека 3)общая собственность(семьи, коллектива) может быть долевой и совместной.

 

16.

 

 

17. Классификация экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм.

Административно-командная экономика. Смешанная экономика. Трансформационная экономика.

Все современные эк. системы можно разделить на след. виды экономики: 1) Чистый капитализм(наличие частной собственности на ресурсы; ограничение роли гос. в эк.; свобода предпринимательства; рыночное саморегулир.; наличие множ. продавцов и покупателей) 2) командная экономика(гос. собственность на все мат. ресурсы; вмешательство гос. во все сферы эк. жизни; централизованное планирование; необх. выполнения гос. планов). 3) смешенная эк. (наличие наряду с част. собств. государств.; использ. различных видов гос. регулирования). 4) Традиц. эк. (господство традиций и обычаев в хоз. деятельности; техн., науч. развитие ограничено, т.к. противоречит с хоз. укладом)

18. Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция.

Рынок - место встречи продавца и покупателя.

Рынок — это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой работают под воздействием закона спроса и предложения.

Рыночная экономика явл. такой экон., где рынки играют доминир. роль в качестве инструмента координаций решений. Функции рынка: стимулирующая(создание новых товаров с наимен. затратами); ценообразующая; регулирующая(устан. пропорций в хозяйстве за счет сужения или расшир. спроса и предлож); согласование общественных и личн. интересов; санация рынка(выпуск только востреб. продукции); саморегулирования(при росте спроса объемы произв. увелич, при снижении - уменш.)основы функционирования рынка: 1) мотивационную основу для принятия решений и их осущ. сост. частная собственность и право. 2) интеграционную и информ. основу представляет свободное колебание спроса, предложения и цен,конкуренция. 3) Организационную основу представляет товарное пр-во.

Конкуренция - ситуация, в кот. любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Совершенная конкур. - это ситуация на рынке, при кот. множество продавцов. и покуп. торгуют однородными товарами. Новый производитель может свободно вступать и выходить с рынка. Несовершенная конкуренция - условия, когда продавцы и покупатели способны оказать сущ. влияние на цену товара. Монополия - присутствие на рынке одного продавца, монопсония - одного покупателя. Олигополия - рынок с неск. продавцами(олигопсония- неск. покупателей). Монополистическая конкуренция - может быть мн. продавцов, но их товары неоднородны с точки зрения покупателей. Эта ситуация характерна для рынков развитых стран.

19. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.

Структура рынка - это внутр строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный все в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка: по эк. Назначению (рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда); по геогр. Расположению (местный, регион., нац., мировой рынок); по степени огран. конкуренции(монополия, олигоп., соверш. конкур.); по отраслям(авто, компы, с/х); по характеру продаж(оптовый рынок, розничный).**Инфраструктура - это совокупность связанных специализ. институтов, действ. в пределах особых рынков и выполн. опред. ф-ии по обеспеч. норм. режима их функционир. Ф-ии: деятельность по сбору и распростр. эк. инфы; изучение рынка с целью увелич. продаж; организация рыночных отношениий. Состоит из товарного рынка(аукционы, биржи товаров, ярмарки), финн. Рынка(банки, страх компании) и рынка труда(биржа труда)

 

20. Несовершенства (провалы) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

Фиаско рынка - ситуация, в кот. общ. благосостояние не может быть максимизир. рыночными механизмами и требуют вмешательства госуд. Наиболее существ. фиаско - проблема внешних эффектов(экстерналии). Отрицательный внешний эффект(загрязнение окруж. среды производства, а люди дышат); положительный(клумба). Серьезный повод для вмешат. гос. - производство общ. благ(маяк). Фиаско рынка - монополизм(госуд. стимул. конкуренцию, регулир. эк. процессы). Примеры вмешательства госуд.: стимулир. развития НТР => обеспеч. эффект. инвест. политики; неустойчивые темпы эк. роста => антикриз. управление; неполная занятость => соц. политика; нестабильность цен, инфляция => сглаживание цикл. колебаний.

 

21. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели.

Эк. модель США либеральная(черты: приоритет частной эк., сильная конкуренция, гибкие рынки труда и товаров, незначительное вмешательство госуд., низкие налоги, акционерный капитализм). Японская модель: высокий уровень гос. воздействия на осн. направл. экономики; состав. планов развития эк.; незнач. различие в уровне зарплаты (17-кратное) между главой фирмы и служащим; соц. направленность. Немецкая: выс. уров. гос. воздействия; прогноз. макроэк. показателей; различия зарплаты (23-кратное). Шведская: соц. направленность, вмешивание гос. в ценообраз., высок. удельный вес гос. сектора. Фразцузская: высок. регулир. роль гос.(5-летние планы развития); вмеш. гос. в процесс накопл. капитала. Китайская: переход от "центр. плановой экономики" к "соц. плановой товарн. экономики", сочетание рын. эк. с гос. планами., создание систем рынка.*** Бел. эк. - социально ориентир. рын. экономика. Система ценообразования имеет смешан. харак., соединяя рын. принципы с гос. регулир. цен. Система планиров. сохранила черты советской системы. Основн. предприятия - государственные. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:

-поддержка науки, образования н научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;

-проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;

-обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты;

-создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;

-обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм;

-формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;

-создание среды для малого и среднего бизнеса;

-стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной базы для стимулирования инвестиционной деятельности.

 

22. Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Спрос - это желание и возможность потребителя купить опред. кол. товара или услуги по опред. цене в опред. время. Объем (величина) спроса - это кол. товара или услуги, кот. потреб. согласны купить по опред. цене в опред. время. Закон спроса: при прочих равных условиях чем меньше цена товара, тем больше потреб. готов его купить, и наоборот.** Неценовые факторы спроса: потребительские ожидания, вкусы и доходы потреб., цены на др. товары1. Уровень доходов в обществе.2. Размеры рынка.3. Мода, сезонность.4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)5. Инфляционные ожидания. Примером явл. реакция потреб. на опред. группы товаров: субституты(взаимозаменяемые) - это такие пары товаров, для кот. рост цены одного из них вызывает рост спроса на др. товар.(свинина и говядина); комплименты(взаимодополняемые) - это такие пары товаров, для кот. рост цены на один из них вызывает падение спроса на др.(авто и покрышки); нормальные товары(высшей категории) - это товары, спрос на кот. увелич. по мере роста дохода.; Товары низшего качества(низшей категории) - это товары, спрос на кот уменьшается по мере роста дохода.; Товары Гиффена, спрос на кот. резко увелич. при сокращении дохода. Примеры: торты(нормальный товар); булка хлеба(товар. низ. кач.) и картофель(товар Гиффена).

 

23. Предложение. Закон предложения. Функция предложения и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.

Предложение - это готовность производителя продать опред. кол. товара или услуги по опред. цене за опред. период времени. Объем предложения - то кол. товара или услуги, кот. готов продать производитель по опред. цене в течение опред. времени.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увелич., если цена на товар возрастает и наоборот.

Предложение зависит от производ. издержек, то при росте издержек предложение уменш. и наоборот. Неценовые факторы: техн. пр-ва, новые цены на произв. ресурсы, налоги и субсидии, погодные условия(с/х), экспорт и импорт товаров.

 

 

25. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

Излишки - возм разница между факт и предложенной платой. Покупатель, готовый заплатить за товар выше равновесной цены, получает потребительский излишек. Если производитель готов продавать товар ниже равновесной, то при при продаже при равновесной цене он будет получать излишек производителя.

 

24. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

рыночное равновесие - состояние, при кот каждый участник не хочет изменить свое поведение. Если цена(Р) выше равновесной - излишек товаров, если ниже - дефицит.*** Модели равновесия: затухающие колебания цены и объема пр-ва на рынке; возрастающие колебания цены и объема пр-ва на рынке; постоянные колебания Р и Q на рынке. Процедуры установления рын. равновесия: а) по Вальрасу (увелич. или сниж. цен) б) по Маршалу (измен. величины спроса и предлож).*** бывают графики с непересек. кривыми спроса и предлож. Пример: график(начало от Q: D влево от Q, S вправо) - воздух, т.к. его много и нет конкуренции; график(начало от Р: S вверх, D вниз) - такого рынка не бывает, а раньше были космотуристы.

В связи с ростом цен на ресурсы, издержки фирмы увелич и кривая предложения сдвинулась влево-вверх. В результате на рынке станет меньше товара, покупатели начнут конкурир. между собой за покупку этого товара. Если предложение сместится вниз -вправо, то объем продаж увелич., но такое кол. товара можно продать лишь по сниж. цене.***Если растет спрос, например, под влиянием вкусов потреб., то кривая D сместится вверх-вправо, начнется конкур. покупателей, если D сместится вниз-влево, то конкур. будет у продавцов.**

 

26. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эластичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.

Эластичность - мера реакции одной эк. переменной на изменение другой. Эластичность спроса - показатель, хар на сколько % может изм-ся спрос на товар на своб рынке при изменении его цены на 1 %.

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность — может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точек эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной.

Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

***Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в завис. от велич. коэф. эласт.: E>1 - эластичный спрос(величина спроса изм-ся на больший % чем цена)товары роскоши; E<1 - неэластичный спрос(на меньший % че цена)продукты первой необходимости, Е=1 - величина спроса изм. строго пропорционально цене товара, Е=0 - совершенно неэластичный спрос(хлеб), Е ->? - совершенно эластичный спрос.(мин. рост цены грозит падением спроса до нуля, ширпотреб). Факторы: заменители(чем больше прод-в тем эласт спрос), уд вес цены прод-та(чем большее места прод занимает в доходе потреб тем эластичнее), время (больше времени для решения - эластичнее), х-р технологии, продукции, качество товара.

 

27. Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициенты перекрестной эластичности спроса.

Перекрестная эластичность спроса характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой. E=Q1(%)/P2(Q1- % изменение спроса, Р2 - % изм. цены на др. товар). Виды: E>0 для товаров-субтитутов(шоколад и халва, цена халвы падает, спрос на шоколад падает); E<0 для товаров-комплиментов (шоколад и кофе, цена кофе падает, спрос на шоколад растет); Е=0 для независимых товаров(шоколад и бензин).

 

28. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу показ. Реакцию потребителя на изм-е в его доходах при неизм цен. E(d/i)=Qd(%)/I(% изм дохода). Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса, поскольку эластичность спроса по доходу явл. положительной. Для товаров низшего качества увелич. дохода вызывает уменш. спроса.*** С ростом денежных доходов не только увелич. затраты на предметы роскоши, но и уменш. расходы на товары первой необходимости - закон Энгеля.

 

29. Эластичность предложения по цене. Коэффициенты эластичности предложения по цене. Факторы эластичности предложения по цене.

Эластичность предложения - это % соотношение между изм. в цене и изменением предложения. Время, кот. располагает производитель для реагирования на изменение цены продукта, явл. основным фактором, влияющим на эластичность предложения. Виды производ. периодов: Мнгновенный - промежуток времени, недостаточный для изм. величины предложения, предложение явл. абсолютно неэластичным.(верт. график S отн. Q и P); краткосрочный период - время, достаточное, чтобы изм. интенсивность имеющихся произв. мощностей(завод в 2 смены, график наклонится чуть вправо); Долгосрочный период - время, чтобы изм. объем произв мощностей(новый завод). Факторы: время для реакции на изм-е цены, легкость, с кот необх факторы пр-ва могут быть привлечены из других отраслей.

 

30. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.

Многих волнует вопрос: если продавцы увеличат цену товара, выручка от продажи увеличится или уменшится? В этом и есть практическое значение анализ эластичности спроса и предложения.

Эласт спроса является важным фактором, влияющим на цен политику фирмы (гос налог политика, политика в области занятости.); анализ приводит к выводу о том где, кому, в каком объеме предприятия сможет продавать продукт своей деятельности. Основные области использования эластичности в микроэкономическом анализе: 1.Анализ поведения потребителя. 2.Определение стратегии фирм и предприятий. 3.Выработка мероприятий государственного регулирования экономики и особенно политики занятости.

4. Разработка структуры налогообложения.

31. Основные субъекты рыночной экономики: домашнее хозяйство, фирма (организация), государство.

Домашние хозяйства представляют хоз(экон.) единицу, кот. функционирует в потреб. сфере экономики и может состоять из одного или неск. лиц. Эта единица явл. собственником и поставщиком и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей. Фирма(предприятие) - эта эк. единица вырабатывает товары для продажи, принимает самостоятельные решения, стремиться к получ. макс. дохода путем наилучшего использ. привлеченных и собственных факторов пр-ва. За свою д-сть несет полную ответственность. Государство выступает собственником некот. ресурсов и предприятий, потребителем и покуп-м. ряда факторов пр-ва и готовых товаров, регулирует спрос, предложение и цены.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...