Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №21. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эластичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.




Эластичность – степень реакции одного показателя на изменение другого.

При изменении цены спрос на различные товары может меняться по-разному. Для того, чтобы проанализировать данное изменение используется показатель эластичность спроса по цене. Он отображает, на сколько процентов изменился спрос, если цена меняется на 1 %.

Степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции измеряется показателем ценовой эластичности спроса, который представляет собой коэффициент, исчисленный по формуле:

 

изменение Qd, в %

изменение p, в %

 

В зависимости от того, на каком отрезке кривой спроса измеряется эластичность (от величины диапазона) используются 2 формулы:

- Точечная эластичность

где Q — спрашиваемая продукция.

Если абсолютное значение Е больше единицы, спрос будет эластичным. Если абсолютное значение Е меньше единицы, но больше нуля – спрос неэластичен

- Дуговая эластичность

где P0 – начальная цена; Q0 – начальный объем спроса;

P1 – новая цена; Q1 – новый объем спроса.

В зависимости от значения показателя эластичности различают:

- совершенно неэластичный спрос – спрос имеет одно и то же значение при всех возможных ценах => Edf=0.

- неэластичный спрос – изменение спроса меньше изменения цены => Edf<1.

- единичная эластичность спроса – спрос изменяется одинаково с изменением цены => Edf=1.

- эластичный спрос – изменение спроса больше изменения цены => Edf>1.

- совершенно эластичный спрос – ситуация, когда спрос возможен лишь при одном значении цены.

В качестве факторов, влияющих на эластичность, рассматриваются:

- период времени;

- количество товаров-заменителей;

- доля расходов на исследуемый товар в сумме расходов потребителей.

Вопрос №22. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.

В экономической теории при изучении эластичности спроса по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность спроса по цене. Она выражает относительное изменение объема спроса на одно благо (X) при изменении цены на другое благо (У) при прочих равных условиях. Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

1)положительную, которая относится к взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на маргарин вызовет рост спроса на масло;

б)отрицательную. Она ОТНОСИТСЯ к взаимодополняемым благам. Повышение цены на магнитофон вызовет сокращение спроса на него, что в свою очередь уменьшит спрос на кассеты;

в) нулевую, относящуюся к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое благо.

Для измерения перекрестной эластичности спроса по цене применяется коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Он определяется как отношение:

где Qx=Qx1+Qx2 — количество блага X; Рy=Py1+Py2 — цена блага Y.

Кроме цены спрос чувствителен и к доходу. Степень чувствительности спроса к изменению дохода называется ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ДОХОДУ.

Показателем, посредством которого измеряется эластичность спроса по доходу, является коэффициент эластичности спроса по доходу. Он определяется как отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя:

 

Вопрос №23. Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – процент изменения предложения при изменении цены на 1 процент.

Коэффициент эластичности предложения определяется по методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса:

 

изменение Qd, в %

изменение p, в %

 

 

где Q— предлагаемая продукция.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количеств, предлагаемых к продаже.

При изучении эластичности предложения по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность предложения по цене, которая показывает, как изменится предложение одного товара (Л) при изменении цены другого товара (У). Она рассчитывается с помощью коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене:

Он показывает, на сколько процентов изменится предложение товара X в результате изменения цены товара У на 1%.

 

Состояние эластичности предложения аналогично состоянию эластичности спроса:

- совершенно неэластичное предложение => Edf=0.

- неэластичное предложение => Edf<1.

- единичная эластичность предложения => Edf=1.

- эластичное предложение => Edf>1.

- совершенно эластичное предложение спрос – ситуация, когда предложение возможно лишь при 1 значении цены.

Главным обстоятельством, влияющим на эластичность предложения, является время.

В мгновенный перио д времени продавец не успевает изменить объём предложения, поэтому оно совершенно неэластичное.

В краткосрочный период времени предложение увеличивается за счёт более интенсивного использования имеющихся ресурсов. Предложение будет неэластичным.

В долгосрочный период времени предложение увеличивается за счёт расширения масштабов производства. Предложение характеризуется как эластичное.

В связи с этим, к факторам, влияющим на эластичность можно отнести:

- время;

- финансовое состояние предприятия;

- наличие ресурсов;

- темпы развития технологий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...