Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое изложение программного материала (учебник)




Факультет «Информатизации и управления»

 

 

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Управление персоналом и социологии «_____»_________________2011 г. Протокол №__ Зав. кафедрой_________ Денисов М. Ю.   УТВЕРЖДАЮ Декан факультета д.э.н., профессор   _________ Денисов М. Ю. «_____»_________________2011 г.  

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

учебной дисциплины «Социология»

цикла Б1 Гуманитарный, социальный и экономический

направления 080100 «Экономика»

Профиль 08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006 «Статистика», 08010004 «Мировая экономика», 08010010 «Региональная экономика», 08010003«Планирование и прогнозирование»

 

 

Составитель

 

д.с.н., профессор _____________ Г. О. Перов

 

Ростов-на-Дону


Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

 

 

Утверждаю
Проректор по учебно-методической работе
Маслова Н.П. _______
«___» _______ 2011г.
 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Социология

(указывается наименование дисциплины (модуля))

 

Направление подготовки

 

080100 «Экономика»

(указывается код и наименование направления подготовки)

 

 

Профиль подготовки

 

08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006 «Статистика»,

08010004 «Мировая экономика», 08010010 «Региональная экономика», 08010003«Планирование и прогнозирование»

(указывается код и наименование профиля подготовки)

 

 

Квалификация (степень)

 

Бакалавр

 

 

Ростов-на-Дону


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Б.1 Б.5 «Социология»

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

080100 Экономика

(код) (наименование)

ПРОФИЛЬ

08010007 Финансы и кредит, 08010001Бухгалтерский учет, анализ 08010005 Налоги и налогооблажение, 08010006 Статистика, 08010004 Мировая экономика, 08010010 Региональная экономика, 08010003 Планирование и прогнозирование

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Информатизация и Управление
КАФЕДРА   Управление персоналом и социологии

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    4г 00м 5г 00м 3г 06м 2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:        
- лекций, по семестрам        
1 сем. 1 курс 1 курс 1 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам - - - -
- - - -
- практические занятия, по семестрам        
1 сем 1 курс 1 курс 1 курс
В интерактивной форме, час   - - -
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам - - - -
- курсовые работы по семестрам - - - -
- курсовые проекты по семестрам - - - -
- др. виды работы по семестрам - - -  
Зачеты, по семестрам 1 сем 1 курс 1 курс 1 курс
Экзамены, по семестрам - - - -
Всего ЗЕТ по учебному плану    

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) бакалавр) профиль 08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006 «Статистика», 08010004 «Мировая экономика», 08010010 «Региональная экономика» 08010003 «Планирование и прогнозирование» утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от от 21 декабря 2009 г. N 747. Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика» одобрен Ученым советом вуза 28.02.2011 г. протокол №6 _

(Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР Профессор, д.с.н.   Перов Г.О. 01.07.2011
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой   М.Ю.Денисов 01.07.2011
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

 

Методическим советом направления   Н.Т. Лабынцев 01.07.2011
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.). (дата)

 

Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А. 31.08.2011
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.). (дата)

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Целью курса является формирование у студентов знаний теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, дающих возможность объективно разбираться в процессах развития общества как целостной социокультурной реальности, умений анализировать социальное поведение людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентаций, знаний о механизмах стратификационных процессах и социальной мобильности в современном российском обществе, дающих возможность студентам выстраивать траекторию собственной жизни. Основными задачами изучения дисциплины являются: изучение механизмов развития общества как социальной общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; формирование представлений о социальных институтах как о социоструктурных образованиях, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений; изучение основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений; выработка навыков межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности; а также о механизмах возникновения и разрешения социальных конфликтов.  

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать основные социологические категории и их характеристики; содержание и характеристику основных этапов становления социологии в XIX веке, характеристику основных школ и направлений социологической мысли в XX веке; механизмы, обуславливающие динамику общественного развития (трансформацию социальных институтов); суть и содержание основных социологических теорий среднего уровня (частных социологических теории); этапы и сути процесса социализации личности; специфику двух основных форм социального контроля; виды девиантного поведения основные причины девиантного поведения; подходы к определению понятия и структуры культуры; сущность и типы социального неравенства и стратификации; механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов.
Студент должен уметь
Студент должен иметь представление о определять свой социальный статус, объяснять его динамику; определять свое место в социальной стратификации современного российского общества; ориентироваться в сложной структуре современной культуры, аргументировано объяснять свое отношение к различным ее видам, формам и субкультурам; определять фазы социального конфликта на том или ином уровне, а также находить пути оптимального разрешения конфликта на межличностном и групповом уровнях; составлять опросный лист провести прикладное социологическое исследование в группе, определив его цель, методы и этапы.
Студент должен иметь представление о динамических процессах в обществе, о специфике трансформации социальных институтов в современной России, об особенностях стратифицирования (расслоения) современного российского общества, о динамической структуре современной социологии, о содержании основных теорий среднего уровня в современной социологии, о главенствующей роли культуры в социализации личности, о структуре современной культуры, о причинах возникновения в 20в. и содержании массовой культуры, о природе социальных конфликтов, о противоречивых процессах глобализации, о становлении информационного общества.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория   История, Политология, Культурология, Право, философия, Экономика и социология труда

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

 

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
1-4     Модуль 1 Объект изучения социологии и его особенности   М, ПБ ОК-1
1-2   - Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии.   М, ПБ ОК-1
3-4     Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках. Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская).   М ОК-1
5-8     Модуль 2 Общество как целостная социокультурная система.   М,Д, ПБ ОК-2
5-8     Тема 1 Общество как социальная система Лекция. Понятие и содержание общества как целостной системы: общие положения системного подхода, определение понятия системы, понятия общества и социальной системы, социальные связи, социальные взаимодействия и социальные отношения, социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений, специфика особых интересов общности, природа социальных групп, их классификация, виртуальные сетевые сообщества; социальная организация и самоорганизация, социальный контроль, социальная регуляция; социальные институты, их роль в воспроизводстве социальных взаимодействий, структур и отношений (семья, экономика, государство, образование, религия и др.); институционализация как процесс, виды и функции социальных институтов, механизмы институционализации; социально-политическая организация общества и ее функции; информационное общество и электронное правительство; революция и социальная эволюция; модернизация; глобальная система; теория мировой системы; место России в мировом сообществе. М,Д,ПБ ОК-2
9-10   - Модуль 3 Социология культуры М, Д, ПБ ОК-3
9-10   - Тема 1 Социология культуры Лекция. Культура как фактор социализации: понятие социологии культуры; специфика социологического подхода в изучении явлений культуры; основные категории культуры; культура как система норм: определение культуры как социальной системы; динамика соотношений экономической, социальной, культурной сфер жизни общества; основные элементы культуры: понятия, ценности, идеи, символы, знания, верования норм; формы культуры: классическая, народная, массовая; массовая культура в условиях нынешней российской транзиции в период становления рыночных отношений; массовая культура и СМИ (проблемы манипуляции сознанием); массовая культура и ценностные ориентации социомаргиналов: теория антропологической катастрофы в России XX века Л.Гудкова, Б. Дубина, Ю.Вишневского; проблемы толерантности культуры, культурные универсалии; культура социального субъекта как субкультура, механизм коммуникации в культуре, этнокультура; социодинамика культуры: социокультурные суперсистемы, Запад и Восток как две мировые традиции и две основные социокультурные тенденции; противостояние христианской и мусульманской цивилизаций на рубеже XX и XXI веков.     ОК-3
11-12   - Модуль 4 Личность в социологии   М, Д, ПБ ОК-4
11-12     Тема 1 Личность в социологии Лекция. Личность как социальная система: понятие «человек», «индивид», «личность»; типология и структура личности в социологии; социологический подход к личности как к социально – типическому в данной культуре, ролевая концепция личности; социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему; содержание процесса социализации, его главные факторы и механизмы, этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация, первичные социолизирующие коллективы и их роль в развитии личности; непрерывность процесса социализации личности: основные агенты социализации взрослого человека, ресоциализация; соотношение и взаимодействие макро - и микросреды в процессе социализации личности; концепция личности З. Фрейда; социальный статус и социальная роль, социально – ролевой конфликт, социальная адаптация, социальный контроль, девиантное и делинквентное поведение, причины девиации по Э.Дюркгейму, социальные нормы и ценности, социальные санкции.     ОК-4
13-16     Модуль 5 «Социальная структура общества и социальная стратификация» М, Д, ПБ ОК-6
13-16     Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.   М, Д, ПБ ОК-6
17-18   - Модуль 6 «Методология и методика социологических исследований» М ОК-7
17-18   - Тема. Методология и методика социологических исследований Лекция. Методика организации и проведения социологического исследования: понятие методологии и методики социологического исследования, программа социологического исследования и ее структура; проектирование выборки, виды выборки, понятие измерения в социологии, методы сбора социологической информации: метод анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализ, эксперимент, методы социального прогнозирования (метод экспертных оценок, моделирования, экстраполирования рядов динамики, нормативный) и др.   ОК-7
      Практические занятия Семинары    
1-4   - Модуль 1 «Объект изучения социологии и его особенности» Д, ПБ, Э ОК-31
1-4   - Семинарское занятие. Предмет и метод социологии: 1. Объект изучения и специфика предмета социологии; 2. Структура социологии, макросоциология и микросоциология, теоретическое и эмпирическое в исследовании социальных явлений; 3.Методы социологии, функции социологии. Д, ПБ, Э ОК-1
5-8     Модуль 2 Общество как целостная социокультурная система   Д, ПБ, Э ОК-2
5-8     Семинарское занятие. Общество как целостная социокультурная система: 1.Системный подход к общественной жизни, понятие и структура общества, его основные функции; 2. Социальные подсистемы, понятия «социальные общности», «социальный институт», «социальные организации»; 3. Социальное действие и взаимодействие, понятия «социальные связи», «социальные отношения». Д, ПБ, Э ОК-2
9-10   - Модуль 3 Социология культуры Д, ПБ, Э ОК-5
9-10   - Семинарское занятие. Культура в общественной системе: 1. определение понятия «культура», культура как система норм, структура и функции культуры;2. динамика социокультурных изменений, многообразие культур; 3. механизмы освоения и производства культуры личностью Д, ПБ, Э ОК-5
11-12   - Модуль 4 «Личность в социологии» Д, ПБ, Э ОК-4
11-12   - Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль. Д, ПБ, Э ОК-4
13-16     Модуль 5 Социальная структура и социальная стратификация общества Д, ПБ, Э ОК-6
13-16     Семинарское занятие. Социальная структура и социальная стратификация общества: 1.понятие социальной структуры и социальной стратификации общества; 2. причины и нормы социальной стратификации, ее исторические типы, совокупный социально-экономический статус; 3. социальная мобильность, ее виды и пути (каналы), маргинализация индивидов и социальных групп; 4. социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и современном российском обществе. Д, ПБ, Э ОК-6
17-18   - Модуль 6 «Методология и методика социологических исследований» Д, ПБ, Э ОК-7
    - Семинарское занятие. Социология семьи: 1.семья как социальный институт и малая социально-психологическая группа, ее структура и функции; 2.историческое развитие и типология семьи, жизненный цикл семьи; 3. социальные проблемы семьи и семейной политики. Д, ПБ, Э ОК-7
    - Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения. Д, ПБ, Э ОК-7
  2.1.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 5г 00мес
Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии.   Д, ПБ, Э ОК-1  
      Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.     Д, ПБ, Э ОК-6  
      Практические занятия Семинары    
      Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль.   Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения. Д, ПБ, Э     Д, ПБ, Э ОК-1     ОК-6  
2.1.2. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 3г.06м.  
Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
        Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии.   Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках. Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская).   Д, ПБ, Э     Д, ПБ, Э ОК-1   ОК-1  
      Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.   Д, ПБ, Э ОК-7   ОК-7    
      Практические занятия Семинары   ОК-4 ОК-7
        Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль.   Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения. Д, ПБ, Э   Д, ПБ, Э   ОК-4     ОК-7
2.1.3. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 2г.06м.  
Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
          Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии.   Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках. Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская).   Д, ПБ, Э ОК-1  
      Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.   Д, ПБ, Э ОК-6  
      Практические занятия Семинары    
      Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль.   Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения. Д, ПБ, Э   Д, ПБ, Э   ОК-4   ОК-7  

 

 


 

2.2. Самостоятельная работа студента - очное отделение

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые комп
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...