Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение и сущность процессов глобализации. Антиглобалистское движение




 

Термин «глобализация» впервые употребил в 1983 г. Т. Левит в статье, опубликованной в экономическом журнале «Гарвард бизнес ревью», для обозначения феномена слияния рынков отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями. Идеологи глобализации подчеркивали, что речь идет о глобальном торжестве идей и структур «западной цивилизации», триумфе «открытого общества».Каких-либо единых определений глобализации нет. Ее можно рассматривать как интенсификацию мировой торговли, как технологическую революцию, как форму модернизации современного мира.

Ее истоки многие исследователи усматривают в XV – XVI вв., в связи с Великими географическими открытиями и становлением индустриального общества в Европе. Капитализм зародился и возник сначала именно как мировая система (только с конца XVIII в. утверждается национальный капитализм). Идеология глобализации ведет родословную от идеи И. Канта, согласно которой возможность обретения вечного мира обусловливалась формированием мирового правительства.

В социально-экономической области главная идея глобализации – это свободное перемещение капиталов, товаров, услуг поверх национальных границ. Формирование глобальных финансовых рынков и возрастающая миграция рабочей силы стали важными факторами на пути к реализации этой цели. В политической области глобализация подразумевает сокращение функций государства посредством появления ТНК, межгосударственных организаций, утраты государством монополии контроля над процессом производства и потребления. Наконец, в культурной области происходит унификация ценностей, образа жизни, коллективных представлений.

Антиглобализм возник как международное общественное протестное движение. Его сущность выражается в интеллектуальной и организационной альтернативе неолиберальной глобализации. Его также можно рассматривать как демократическую альтернативу политике неолиберальной глобализации, направленной на построение более справедливого общества. Сами участники движения считают термин «антиглобализм» не совсем удачным, поскольку выступают не против глобализации, а против ее негативных последствий. Поэтому они называют свое движение «антикорпоративным», «антикапиталистическим», «движением за глобальную демократизацию». Широко распространен также термин «альтерглобализм» или «альтернативный глобализм», подразумевающий иную модель глобализации. Антиглобализм продолжает оставаться неоднородным движением без четкой организации. У него нет признанного лидера и четкой иерархии (главные принципы – равноправие участников, первичность деятельности, четкость и быстрота создания и распада структур). Формально все группы сохраняют автономию, имеют общедоступные ресурсы и информационную связь. В мире насчитывается более 500 антиглобалистских организаций. Сами цели, к которым стремятся представители отдельных течений антиглобализма, существенно отличаются друг от друга. Общим для всех антиглобалистов являются положения о том, что экономическое неравенство несправедливо, что свободная торговля приносит пользу только крупным международным корпорациям.

Своей основной задачей большинство антиглобалистов считают привлечение внимания мировой общественности к недостаткам неолиберальной модели развития, ее негативным сторонам и разработка альтернативы существующей глобализации. Среди них весьма популярен лозунг «укрепления гражданского общества». Его сторонники пропагандируют активное участие граждан в процессе принятия политических решений, чтобы иметь возможность контролировать глобализацию.

Самый популярный вид деятельности антиглобалистов – проведение массовых митингов, демонстраций, направленных на привлечение внимания общественности к конкретным проблемам и самому движению. Они носят во многом символичный характер и зачастую являются зрелищными мероприятиями (например, антикапиталистический карнавал). Официальная цель крупных маршей антиглобалистов состоит в том, чтобы воспрепятствовать проведению той или иной встречи представителей международных политических, финансовых, экономических и торговых кругов.


 

Реформы В. Путина в 2000 – 2008 гг.

 

Начало президентства проходит под знаком консолидации российского общества, укреплении государственности, наведения порядка («диктатура закона»). Первые шаги нового президента строились вокруг укрепления «вертикали власти». В мае 2000 г. на территории России было создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. На повышение эффективности государственного управления была направлена реформа Совета Федерации, в который до этого входили главы исполнительной власти субъектов (президенты, губернаторы и т.п.), и места которых стали теперь занимать не они, а их представители, работавшие на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав Государственного Совета – нового совещательного органа при президенте.

В декабре 2001 г. В.В. Путин подписал новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В июне 2007 г. Путин подписал закон о создании Следственного комитета при прокуратуре, таким образом, органы следствия были фактически отделены от органов прокуратуры.

Данные реформы проходил на фоне контртеррористической операции в Чечне и роста личной популярности В.В. Путина. Власть пыталась решить проблему поляризации общества за счет возвращения к советским атрибутам и формам существования. В декабре 2000 г. после бурных дискуссий правительству удалось провести через Думу изменение государственной символики: гербом остался двуглавый орел, был сохранен трехцветный флаг (правда, в армии разрешили использовать советские знамена), но был возвращен старый советский гимн с новыми словами С.В. Михалкова.

С целью усиления контроля над политическими движениями весной 2001 г. был принят новый закон о политических партиях. Речь шла об их общефедеральном статусе и перерегистрации. Это позволило власти отсечь от политической жизни «малые» партии.

В момент прихода В.В. Путина к власти была провозглашена необходимость «равноудаления олигархов» от власти. Значительные усилия правительство сосредоточило на привлечение инвестиций и улучшение делового климата. С этой целью были приняты новые документы: Налоговый и Таможенный кодексы, а также внесены изменения в Гражданский кодекс. Мерой, вызвавшей неоднозначную реакцию в обществе, но широко разрекламированную правительством, стало снижение налоговой шкалы с 30% до 13%. Новая шкала уравнивала всех плательщиков. В сентябре 2001 г. был принят новый Земельный кодекс, закрепивший право собственности на землю и определивший механизм ее купли-продажи. В июне 2002 г. была разрешена купля-продажа сельскохозяйственных земель.

Благоприятная пауза в мировой экономики и рост цен на сырье привели к консолидации позиций государства в т.н. «естественных монополиях». В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному Собранию Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ.

Таким образом, к концу своего первого президентства В.В. Путину удалось добиться стабилизации политической и экономической ситуации, решить некоторые проблемы. Благодаря высоким ценам на нефть и газ экономика страны стала расти. Удалось снизить темпы инфляции. В течение 2000–2004 гг. бюджет сводился с профицитом, что позволило увеличить государственные резервы. Благодаря высоким доходам правительство реализовало ряд социальных программ (повышение пенсий и заработных плат, пенсионная реформа, повышение различных пособий).14 марта 2004 г. прошли президентские выборы. В.В. Путин получил 71,2% голосов.

Задачами второго президентства В.В. Путина были определены реформы железнодорожного транспорта, жилищного хозяйства, энергетики и газовой отрасли. Эти меры относились к числу непопулярных и были связаны с ростом тарифов. Практическое воплощение «монетизации льгот» в жизнь с января 2005 г. вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Широкий размах протесты приняли в крупнейших городах.

5 сентября 2005 г. В.В. Путин объявил о необходимости сконцентрировать государственные ресурсы и политику на нескольких направлениях – здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус национальных проектов. В правительстве специально была создана должность вице-премьера, ответственного за их реализацию (Д.А. Медведев).

В феврале 2006 г. заместителем руководителя администрации президента РФ В. Сурковым была выдвинута концепция суверенной демократии, которая в интерпретации ее автора заключается в том, что политика президента должна, в первую очередь, пользоваться поддержкой большинства населения в самой России; такая поддержка большинства и составляет главный принцип демократического общества.

Парламентские выборы прошли 2 декабря 2007 г. По итогам выборов «Единая Россия» получила 64,3% голосов (315 мест), КПРФ – 11,57% (57 мест), ЛДПР – 8,14% (40 мест), «Справедливая Россия» – 7,74% (38 мест). Таким образом, только четырем партиям удалось преодолеть 7%-ный барьер. Эти выборы окончательно сформировали политическую систему России начала XXI века.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...